Предварительный просмотр презентации
ТЕМА 2.1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие, источники, принципы образовательного права 2. Образовательные программы 3. Формы получения образования 4. Субъекты образовательных правоотношений: понятие, их права и обязанности
О воспитании без знаний можно забыть, сам себя воспитать может не всякий. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910), великий русский писатель и мыслитель
Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889), русский философ-материалист, учёный, революционер-демократ, литературный критик, публицист, писатель
Образование – это сокровище. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Гай Петроний Арбитр (14 – 66), древнеримский писатель, поэт, автор романа «Сатирикон»
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль де Монтескьё (1689 – 1755), французский писатель, правовед, философ
Поставь перед собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970), выдающийся советский педагог-новатор, писатель
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению. Конфуций (551 до н.э. – 479 до н.э.), древнекитайский мыслитель, философ
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979), русский советский прозаик, поэт и киносценарист, общественный деятель, журналист, военный корреспондент
ОБРАЗОВАНИЕ - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧЕНИЕ СОВОКУПНОСТЬ ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ОПЫТ деятельности КОМПЕТЕНЦИИ
ВОСПИТАНИЕ - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
В системе образования обучающийся получает не только знания в области естественных и гуманитарных наук, но и представления о своем предназначении в обществе, о своих правах и обязанностях.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО можно определить как комплексную отрасль права, как систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, функционально взаимодействующих в целях наиболее полного и эффективного регулирования педагогических отношений, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем). То есть ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образования.
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА фиксируют структуру системы образования, закрепляют основные требования к ее элементам, устанавливают основы правового статуса образовательных учреждений, преподавателей и обучающихся регулируют отношения по управлению системой образования, регулируют отношения по финансовому обеспечению системой образования регламентируют принципы организации образовательного процесса предусматривают гарантии и льготы, направленные на обеспечение реализации гражданами конституционного права на образование предусматривают меры социальной защиты обучающихся и преподавателей
Образовательное право регулирует различные группы общественных отношений, возникающих в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования):
отношения между органами государственной власти и образовательными учреждениями по поводу управления образованием (лицензирования их деятельности, аттестации и аккредитации и т. д.). Эти отношения регулируются нормами административного права 2) отношения по финансовому обеспечению деятельности образовательных учреждений (в том числе – по бюджетному финансированию), которые регулируются нормами финансового права 3) отношения, связанные с созданием образовательных учреждений, их реорганизацией и ликвидацией. Они регулируются нормами гражданского права
4) отношения между образовательным учреждением и преподавателями, регулируемые нормами трудового права. Принцип единства и дифференциации правового регулирования труда проявляется в этой сфере таким образом, что помимо общих правил, регулирующих труд всех работников, устанавливаются специальные правила, позволяющие учесть особенности труда отдельных категорий работников. Специальные правила регулирования трудовых отношений установлены только для преподавателей образовательных учреждений, поскольку они осуществляют воспитательные функции, основные функции образовательного учреждения.
5) отношения между образовательным учреждением и обучающимися (их законными представителями) по поводу поступления, приема в образовательные учреждения, организации учебного процесса, аттестации и т. д. В этом блоке можно увидеть внутреннее деление. Например, некоторым категориям граждан предоставляются льготы при поступлении в учреждения профессионального образования (инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей и др.), предоставляются социальные стипендии. Такие отношения включаются в предмет права социального обеспечения. Получили большое распространение отношения по возмездному оказанию образовательных услуг, которые регулируются нормами гражданского права.
Министр просвещения Российской Федерации Кравцов Сергей Сергеевич
Министр образования и молодежной политики Свердловской области Биктуганов Юрий Иванович
Основанием возникновения образовательных правоотношений чаще всего служит юридический состав, т.е. совокупность юридических фактов. Например, это могут быть документы о результатах вступительных испытаний, решение комиссии о рекомендации к зачислению, приказ ректора о зачислении в вуз и др. Обязательным юридическим фактом для возникновения образовательных правоотношений является административный акт (приказ администрации вуза о зачислении и т. д.), но может быть наряду с ним и договор об оказании образовательных услуг.
Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.
ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА (нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования): международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г.) Конвенция о правах ребенка (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.)
Документы ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО): Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века (1998 г.) Рекомендация о положении учителей (1966 г.) Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников (1974 г.) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.) и т. д.
Европейская социальная хартия (принята Советом Европы 03.05.1996 г.) Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2) (Конвенция подписана странами-участниками 04.11.1950 г., Протокол № 1 – 20.03.1996 г.) Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15.05.1992 г.
2. Конституция РФ (ст.43) 3. ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» 4. Другие федеральные законы (например, ФЗ-124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ-159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Полное среднее общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми полного среднего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Статья 43 Конституции Российской Федерации
5. Законы субъектов РФ (например, Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области») 6. Подзаконные НПА (федеральные и субъектов РФ: Постановления Правительства РФ, Правительств регионов, Указы Президента РФ, губернаторов, приказы органов управления образованием) 7. НПА органов местного самоуправления (например, об организации питания детей в общеобразовательных муниципальных учреждениях, о развитии системы дополнительного образования и т. д.). 8. Локальные акты образовательных организаций (правила внутреннего распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, положения о стипендиальном обеспечении, об общежитиях)
Принципы образовательного права (общеправовые, отраслевые): равноправия граждан справедливости гуманизм демократизм единство прав и обязанностей свобода договора свобода труда обеспечение права на бесплатную профессиональную подготовку соответствия оплаты труда его количеству и качеству
Специальные принципы образовательного права, которые должны быть реализованы в сфере педагогических отношений, - это основополагающие идеи, направленные на достижение целей и задач образования (на развитие личности, удовлетворение потребностей общества и государства). Они указаны в ст.3 ФЗ «Об образовании» - «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования»:
признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
ОБРАЗОВАНИЕ, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование), в РФ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ на: Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование ст. 10 ч.2 ФЗ «Об образовании в РФ» Профессиональное обучение
УРОВНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дошкольное образование Основное общее образование Начальное общее образование ст. 10 ч.4 ФЗ «Об образовании в РФ» Среднее общее образование
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни обществе
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Среднее профессиональное образование Высшее образование – специалитет, магистратура Высшее образование - бакалавриат ст. 10 ч.5 ФЗ «Об образовании в РФ» Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Повышение профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся, подготовка квалифицированных специалистов
ПОДВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ дополнительное образование детей и взрослых дополнительное профессиональное образование ст. 10 ч.6 ФЗ «Об образовании в РФ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основные характеристики образования (объем, содержание, планируемые результаты) организационно-педагогические условия формы аттестации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА учебный план календарный учебный график рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) оценочные материалы методические материалы
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ основные профессиональные образовательные программы основные общеобразовательные программы основные программы профессионального обучения
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОП дошкольного образования ОП начального общего образования ОП основного общего образования ОП среднего общего образования
ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата программы специалитета программы магистратуры программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) программы ординатуры программы ассистентуры-стажировки
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих программы переподготовки рабочих, служащих программы повышения квалификации рабочих, служащих
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 1) дополнительные общеобразовательные программы: общеразвивающие программы предпрофессиональные программы 2) дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации программы профессиональной переподготовки
Статья 68 ФЗ «Об образовании в РФ» Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ч.1 ст.17 ФЗ «Об образовании в РФ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ОЧНАЯ ЗАОЧНАЯ
СУБЪЕКТЫ отношений в сфере образования Статьи ФЗ «Об образовании», регламентирующие правовое положение субъектов обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу Ст.15 ч.1 п.15, ст.ст.33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 45 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся Ст.ст.44, 45 образовательные организации (организации, осуществляющие образовательную деятельность) Ст.ст.22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30
работники образовательных организаций (руководитель образовательной организации, педагогические работники, научные работники, инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные, медицинские, иные работники, осуществляющие вспомогательные функции) Ст.ст.26, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 организации, осуществляющие обучение Ст.31 индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (деятельность по реализации образовательных программ) Ст.32
учредители образовательных организаций (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальное образование (муниципальный район или городской округ), физические, юридические лица) Ст.22 органы управления образовательной организацией (единоличные, коллегиальные) Ст.26 советы обучающихся, родителей Ст.26 представительные органы обучающихся, работников Ст.26
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования Ст.ст.6, 7, 8, 91, 92 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы Ст.9
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования Ст.93 лица, осуществляющие оценку качества образования (физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели) Ст.ст.94, 95
Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования указаны в ст.ст.34-42 ФЗ «Об образовании». Об обязанностях и ответственности обучающихся говорится в ст.43 ФЗ «Об образовании».
Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся указаны в ст.44 ФЗ «Об образовании».
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Ст.45 ч.2 ФЗ «Об образовании в РФ»