12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
алексей лихачёв35
Россия, Иркутск

Урок по праву в 10 классе.

Тема: Механизм правового регулирования

Тип: комбинированный

Цели:

Предметные: усвоение понятий и структуры механизма правового регулирования, способствовать развитию правовой компетентности учащихся;

Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

Воспитательные: воспитание гражданской ответственности уважения к правам и свободам, правопорядку;

Оборудование: учебник «Право: основы правовой культуры. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Певцова Е.А. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.», Раздаточный материал

Основные понятия и термины: механизм правового регулирования, правовое регулирование, дозволение, связывание, запрещение.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

План:

Понятие механизма правового регулирования

Структура механизма правового регулирования

Способы и средства правового регулирования

Эффективность механизма правового регулирования

 

Понятие механизма правового регулирования

Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В своем скоординированном системообразующем взаимодействии по достижению поставленных целей они образуют единый, хорошо слаженный механизм.

Для обозначения работы этого механизма в юридической литературе используется категория «механизм правового регулирования».

Но, что же такое правовое регулирование? (ответы обучающихся)

Право создано для регулирования общественных отношений. Этот процесс осуществляется не сам по себе, он действует на основе соответствующего механизма правового регулирования. Для уяснения этого понятия определимся с понятием «правовое регулирование».

Под правовым регулированием понимается воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. Так, уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный).

В совокупности средства, способы и методы воздействия права на общественные отношения представляют из себя механизм правового регулирования. Таким образом, механизм правового регулирования — это система правовых средств, способов и методов, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Цель механизма правового регулирования заключается в обеспечении действенности правовых норм, т. е в их «оживлении», сцеплении с юридическими фактами и, соответственно, удовлетворении выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом.

Откройте §4 найдите признаки механизма правового регулирования.

Признаки механизма правового регулирования:

является государственным, по своему характеру;

опирается на возможность применения принудительной силы;

имеет пределы воздействия на общественные отношения;

направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений;

содействует развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы, обще­ство и государство;

осуществляется при помощи системы правовых средств и методов правового регулирования (дозволения, запреты, обвязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.).

Структура механизма правового регулирования

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Способы и средства правового регулирования

Механизм правового регулирования предполагает использование различных способов непосредственного влияния правовых предписаний на общественные отношения.

Способ правового регулирования — это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволение — способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим нравом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающнх норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.

Запрещение — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязывание — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а по ст. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.


 

Практическое задание

1850 год. Российская империя. Далеко на севере Енисейской губернии разворачивается обширная золотодобыча. На место золотых приисков выезжают большое количество старателей и охотников за лёгким богатством. Прииски очень и очень богатые, поэтому, спустя какое то время, количество старателей возрастает до нескольких сотен человек.

Это приводит к тому, что появляются новые населённые пункты, состоящее только из старателей и редко их семей. Из-за того, что государственная власть ещё не успела прийти в эти новые населённые пункты, там процветает преступность. Огромное количество краж, грабежей, убийств. Почти все преступления совершались на почве жадности к чужой добыче. Несмотря на то, что Имперское правительство ещё не успело обратить внимание на эту золотую жилу, там уже появились различные лавки забегаловки таверны и даже бордели.

В какой-то момент количество преступлений возросло настолько, что вызвало обеспокоенность у местных жителей. Это вынудило их собраться и в ходе всеобщего обсуждения прийти к выводу, что необходимо разработать временные правила или устав пока государственная власть не установит порядок.

После 2 дней обсуждения, я был составлен Кодекс Старателей. Этому кодексу должны были подчиняться все, кто работает на Золотых приисках и тех, кто проживает в лагерях старателей. Это касалось абсолютно всех - как мужчин, так и женщин, так и детей достигших 16 лет.

Кодекс устанавливал введение временной полиции, То есть из числа жителей деревень избирались отряды, которые следили в первую очередь за порядком, во-вторых за исполнением кодекса. Старателем запрещалось приводить женщин домой но разрешалось посещать бордель, время борделя тоже было чётко назначено. Никакого алкоголя с 10:00 до 12:00 ночи.

В 1870-х годах Имперская рука всё-таки дотянулась до этих деревень. Старатели были обложены налогом, временная полиция распущена, назначены городские городовые.


 

Укажите в тексте стадии правового регулирования.

Укажите в тексте способы правового регулирования

Предположите, какие ещё правила указывались в Кодексе Старателей.

Придумайте ещё минимум три статьи, по одной на каждый из способов правового регулирования, которые были бы уместны в Кодексе.

Эффективность механизма правового регулирования

Как Вы считаете, как повысить эффективность механизма правового регулирования?

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения. При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

1. Совершенствовать правотворчество. Наиболее полно выражать в нормах права общественные интересы и потребности, усиливать га­рантированность юридических норм.

2. Совершенствовать процесс правоприменения.

3. Повышать уровень правовой культуры субъектов права.

Домашнее задание

Эссе «Пути повышения эффективности механизма право­вого регулирования».

Итог урока

Таким образом, сегодня на уроке мы изучили определение, структуру механизма правового регулирования и способы правового регулирования

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.