Вводное слово учителя по новой теме:
1Цель или реальность?
В ст. 1 Конституции Российской Федерации говорится, что Россия — правовое государство. Давайте посмотрим, что же это
означает.
На первый взгляд может показаться, что правовое государство — это
государство, в котором есть право, действуют правовые нормы.
Государство использует право во всех сферах своей деятельности, правовые нормы, в свою
очередь, всегда санкционируются государством.
Если предположить, что правовое государство — это государство, гд1
есть право, то большинство государств будут правовыми. Но на самом дел»!
ни одного полностью правового государства никогда на существовало. Это
особый тип взаимоотношений права и государства, который пока существует только в сознании учёных и мыслителей .
Идея правового государства — одно из значительных достижений человеческой цивилизации. В настоящее время правовое государство выступает лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. В современном мире принципы правового!
государства в наибольшем объёме реализованы в странах Западной
Европы, США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване,
Чили.
Заглянем в историю
Идея правового государства зародилась в эпоху Антично-
сти. Древнегреческие философы Сократ, Платон и Аристотель(слайд 3) отстаиваивали
мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, которым должны подчиняться все.
Некоторые принципы правового государства были реализованы
в Древнем Риме.
В период Республики там была создана независимая
судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом.
В то же время правовые гарантии не распространялись на рабов и не граждан, судебные решения не всегда выполнялись.(слайд 4)
В период Империи
божественная воля императора не могла ограничиваться узкими рамками закона. Поэтому в Риме, особенно в I веке н. э., процветал настоящий
императорский произвол.
(слайд 5)
Расцвет идеи правового государства относится к Новому времени.
Философы Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант искали альтернативу абсолютным монархиям того времени. У Дж. Локка идея господства права предстаёт в виде государства, в котором верховенствует
закон, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида,
реализующий идею разделения властей. Закон должен не ограничивать, а сохранять свободу, считал Локк. Немецкий мыслитель
И. Кант определял государство как «объединение множества людей , подчинённых правовым законам».(слайд 6)
Концепция правового государства целенаправленно воплощалась
в жизнь при образовании США.(слайд 7).
2«Верховенство справедливых законов».
Правовое государство — это такой способ организации общества, при котором обеспечивается верховенство справедливых законов. Другими словами, в правовом государстве реализуются принципы законности.(слайд 8)
Оcновные принципы законности
1Верховенство закона
2 Соблюдение и охрана
прав и свобод личности
3Обеспечение равенства всех
граждан перед судом
4Всеобщность требования
исполнения норм права
5Борьба с нарушениями норм права
6Контроль и надзор за исполнением закона
(cлайд 9)
Вернёмся к определению правового государства. Что значит «верховенство справедливых законов»? Прежде всего это должны быть не просто законы,
к законы справедливые. Само понятие справедливости может трактоваться
по-разному. По словам одного из современных юристов, «справедливость
можно назвать „синей птицей’’ юриспруденции: она также желанна и также
неуловима». С точки зрения современного цивилизованного общества справедливые законы — это законы гуманные, защищающие права и свободы
человека. Верховенство закона предполагает то, что все подчиняются закону
и равны перед ним. Создать справедливые законы можно, сложнее обеспечить
их верховенство.
Нужно 3 условия ,чтобы законы могли действовать на трех условиях:
1 разделение власти
2существование независимого суда
3 граждане должны уметь защищать свои законные права
Признаки правового государства
1Верховенство закона во всех сферах общественной жизни
2Реальность прав личности, создание условий
для её свободного развития.
(Всё, что не запрещено законом индивиду, то ему дозволено)
3Взаимная ответственность государства и личности.
(Всё, что не дозволено законом власти, то ей запрещено)
4Прочный режим законности, стабильность правового порядка
5В основе организации и деятельности правового государства
лежит принцип РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ:
законодательной, исполнительной, судебной
(слайд 10)
3Становление правового государства в России.
Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года определила Россию как «демократическое правовое государство».
Реальные демократические преобразования в праве нашей страны начались
со второй половины 80-х годов. После распада СССР в Российской
Федерации стали развиваться демократическое законодательство, система
правосудия — были созданы Конституционный и Высший Арбитражный
суды. В 1991 году была принята «Декларация прав и свобод человека и гражданина
», в которой государство признаёт приоритет прав и свобод человека
а соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека —
своей главной обязанностью. Начата судебная реформа с целью утверждения судебной власти как независимой и влиятельной силы.
С принятием Конституции 1993 года демократические преобразования
в нашей стране получили новый импульс. Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам граждан, которые сформулированы в соответствии
с нормами международного права. Идёт развитие и совершенствование
законодательства, формирование по существу новой правовой системы.
Приняты многие законы, создающие основы для развития нашего государства в направлении правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Закон о гражданстве, Закон о собственности, Договор об общественном согласии.
Достаточно распространённым является несоблюдение законов самими
фажданами РФ. По мнению большинства учёных, это связано с низким
уровнем правовой культуры российских граждан. Правовая культура —
но система ценностей, убеждений, навыков и стереотипов правового поведения.
Низкая правовая культура отражает несформированность убеждений, слабость и непрочность юридических знаний, отсутствие готовность
следовать правовым нормам.
|