Правовое регулирование отношений в области образования

2
0
Материал опубликован 2 February 2016

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Правовое регулирование отношений

в области образования»

Учебная дисциплина: «Право

Курс 1

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Урок работы с нормативными материалами.

Цель урока:

Учебная (образовательная): Содействовать формированию правовой

компетенции обучающихся на уровне овладения способами

деятельности и применения их по образцу.

Развивающая: Содействовать развитию умений студентов работать с инфор-

мацией, умению ставить задачи. Вырабатывать план действий,

делать выводы, формировать навыки работы в группе

(команде).

Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к знаниям;

добиваться их осознанного применения в правовых ситуациях;

способствовать воспитанию правовой культуры студентов.

Методы: стратегии технологии развития критического мышления.

Оборудование: учебная доска, материал для составления наглядного пособия.

Дидактические - Устав техникума

средства урока: - Адаптированный текст юридического документа

- Раздаточный материал для составления наглядного пособия.

Формы работы: Индивидуальная, групповая.

Педагогические - технология сотрудничества;

технологии: - личностно-ориентированная технология;

- технология развития критического мышления;

- технология работы с нормативными документами и учебником.

1. Организационный момент

Что студент должен узнать? - нормативные акты, действующие в сфере

образования;

- образовательные уровни;

- сущность права на образование;

- права и обязанности субъектов правоотношений

в образовании;

- виды образовательных учреждений.

Чему должен научиться: - навыкам работы с учебным текстом;

- навыкам работы с юридическими документами;

- умению работать в группе;

- делать выводы, представлять ответ группы;

- умению защищать свои права.

Дидактическая задача данного этапа – подготовка студентов к работе на уроке.

Содержание этапа:

    взаимное приветствие студентов и преподавателей;

    проверка внешнего состояния учебной аудитории;

    проверка подготовленности студентов к уроку (рабочее место, внешний вид);

    организация внимания.

Данный этап урока имеет основной задачей создать нормальную обстановку для работы, а затем настроить студентов к предстоящему занятию.

Этот этап очень важен: секундный организационный момент – это результат воздействия серии уроков, на которых преподаватель учит студентов перед началом работы собираться, настраиваться, сосредотачиваться. Это следствие кропотливой и длительной работы преподавателя, где нет «мелочей».

2. Стадия вызова или опрос студентов по заданному на дом материалу.

Дидактическая задача данного этапа.

Установить в ходе проверки правильность и полноту выполнения домашнего задания. Осуществляется это с помощью фронтального опроса по теме «Образование»:

    Что такое образование?

    Каков правовой статус нашего техникума? Каково его полное название?

    Какое образование в нашей стране является обязательным?

    Какие функции выполняет образование в обществе?

    Какие основные принципы положены в основу государственной политики в области образования?

Данный опрос необходим преподавателю для перехода к индивидуальным письменным ответам студентов.

Преподаватель, обращаясь к студентам: В техникум вы все пришли из школы, в вашей памяти еще свежи впечатления о школе. Сегодня углубляем тему «Образование» и соединяем с теми знаниями нашей учебной дисциплины «Право».

3. Преподаватель объявляет тему урока «Правовое регулирование отношений

в области образования» (студенты записывают тему).

Преподаватель, обращаясь к личному социальному опыту студентов, предлагает ответить на вопросы:

    «За что я благодарен школе!»

    «За что я обижаюсь на школу?»

Каждый студент работает индивидуально, на отдельном листке записывает по три фразы на каждый из вопросов. Индивидуальные ответы студентов не озвучиваются.

Возможные варианты ответов:

- школа дает новые знания

- в школе мы встретили друзей

- школа дает развитие интересов

и способностей

- диктаторский стиль некоторых

учителей

- очень много задают на дом

- приходится носить много

тяжелых учебников

Далее студенты объединяются в группы. Каждая группа после обсуждения индивидуальных ответов (возможно используя уже им знакомый метод «мозгового штурма») предлагает ответ группы на предложенные вопросы. Такая работа мотивирует учебную активность студентов, т.к. каждой группе хочется, чтобы их ответы были наиболее полными. Ответ группы оформляется на ватмане, вывешивается на доске и озвучивается.

4. Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению знаний.

Дидактическая задача этапа. Организовать и направить познавательную деятельность студентов.

Содержание этапа:

    постановка конкретной учебной цели и задачи изучения нового материала;

    показ практической значимости изучения нового материала;

    постановка перед студентами учебной проблемы.

Преподаватель ставит учебную задачу.

Образовательные отношения в нашей стране регулируются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О некоммерческих организациях», постановлениями Правительства РФ, Уставом техникума. Конституцией РФ ст. 43 провозглашается право граждан России на образование. В чем суть этого права? Какие виды образовательных учреждений вы знаете? Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений? Каковы уровни образования? Ответы на эти и другие вопросы мы найдем в Законе РФ «Об образовании».

5. Стадия осмысления (усвоение новых знаний).

Дидактическая задача этапа. Студенты путем работы по группам с текстом учебника и адаптированным юридическим текстом добиваются усвоения нового материала. Группы работают по следующему алгоритму:

    Прочитать текст.

    Кратко, тезисно сформулировать ответ на вопрос.

    Оформить ответ группы на листе ватмана.

    Закрепить ватман на доске.

    Выступление группы (3-5 мин.).

    Сформулировать и записать три основных принципа реформирования современного образования (это может быть школа или техникум).

Группа 1: сущность права на образование (выдержка из Закона РФ

«Об образовании».

Группа 2: виды образовательных учреждений (учебник «Обществознание» под ред.

А.Г. Важенина. – 9е изд. М., Изд центр «Академия», 2011, с. 145-147.

Группа 3: права и обязанности участников образовательного процесса: студентов,

родителей, преподавателей (выдержки из Закона РФ «Об образовании»,

Устав ГБ ПОУ«ВПТ», Правила внутреннего распорядка техникума).

Группа 4: Образовательные уровни (вышеуказанный учебник, стр. 147-148).

Презентация ответа группы. Группам могут быть заданы вопросы, и это мотивирует и учебная активность группы в ходе защиты и качества усвоения нового материала. Эффективностью усвоения студентами новых знаний и умений является правильность их ответов и действий при осуществлении презентации, а также активное участие группы в их самостоятельной работе.

В реальном педагогическом процессе восприятие, осознание и осмысление осуществляется одновременно, т.к. эти процессы тесно связаны (При анализе урока необходимо помнить, что именно на этом этапе наиболее полно раскрываются знания студентов!).

6. Стадия рефлексии.

Каждая группа формулирует три или более принципа реформирования образования (например: акцент на профильное обучение в старших классах; уважение личности обучаемого; внимание к потребностям и интересам обучаемых; возможность реальной защиты обучаемых своих прав и др.). Эти принципы учтены в новой редакции Закона РФ «Об образовании в РФ». На этом этапе преподаватель использует в работе со студентами технологию развития критического мышления. (Данная работа будит мысль, воображение, эмоции. Здесь нет бессмысленного запоминания и формализма в полученных знаниях, т.к. студенты к выводу пришли сами).

7. Подведение итогов урока

Преподаватель предлагает каждому студенту подвести итог собственной работы на уроке, используя следующую схему ответа:

    Я узнал (а) ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Я делал (а), (действовал (а), учился делать) _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Я приобрел полезный опыт _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Важность действий студентов состоит в том, что они сами определяют свой уровень усвоений знаний, выработке умений, получения навыков и полезного опыта.

8. Задание на дом: 4.6 «Образование» по учебнику А.Г. Важенина.

Обществознание, вопросы для самопроверки (устно), вопрос 8 (письменно

в тетради) стр. 151.

Дидактическая задача. Сообщить студентам о содержании домашнего задания, разъяснить методику его выполнения, проверить запись в тетради домашнего задания. Это обязательно выполняется до звонка!

9. Преподаватель подводит итоги урока, работы групп в целом. Выделяет из групп

тех, кто работал более активно. Выставляет оценки с их обязательными

комментариями.

Использованная литература:

1.Баранов П.А.Обществознание:полный справочник для подготовки к ЕГЭ.М,:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.

2..Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания; учеб. пособие для студентов пед.высш.учеб.заведений. В 2 ч. М: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.ч.2.

3..Важенин А.Г. Обществознание: учеб.пособие для студ.средентов.проф.учебных заведений- 9 – е изд, М.,: Издательский центр « Академия», 2013.

4.Конституция Российской Федерации. Издательство « Омега», 2014.

5.Малько А.В., Затонский В.А. Правоведение: учебно-методическое пособие.М.,Проспект,2014.

6..Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.201

.

Кошман Людмила Сергеевна -

преподаватель ГБ ПОУ «Волжский политехнический

техникум»

Комментарии

-технология работы с нормативными документами и учебником??? Хотелось узнать о этой технологии ...

6 February 2016

Похожие публикации