12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жеребцова Наталья Владимировна21
Люблю работать с детьми, вижу в этом своё предназначение.
Россия, Иркутская обл., Иркутск


Презентация к уроку "Приставка"
PPT / 2.49 Мб

 

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

«Приставка»

 

 

 

Жеребцова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ№45

 

 

Иркутск, 2020 год

 

 

Цели урока.

Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова; учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, презентация, разноуровневые карточки, схема-опора “грамматический человек”, иллюстрации картин о зимнем лесе, музыка из цикла “Времена года” композитора Антонио Вивальди (“Зима”).

Тип урока: обобщение знаний.

Организационный момент.

Здравствуйте, гости и учащиеся! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Тихо сели, с хорошим настроением отправимся в путь знаний.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие

Захотели вновь прийти!

2. Введение в тему.

- Ребята вы любите рисовать? (Да)

- У вас на листочках нарисован круг, сейчас   мы будем рисовать лицо человечка. А знаете, при помощи чего мы его нарисуем? Сейчас подскажу. Какой раздел русского языка мы с вами сейчас изучаем? (Морфемика). А что такое морфемика? А что такое морфема? Рисуя лицо этого человечка, вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)   Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.  

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Обозначьте  рот в виде корня.

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

Ну вот и все, мы нарисовали все морфемы, все части лица, верно? Нет? А чего не хватает на лице? И какую морфему мы с вами забыли изобразить? Правильно, приставку.

- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли  получился   такой “человек”, как у меня. Давайте, мы назовем его «морфемный человечек». Ребята, смотрите, какое выражение лица у нашего человечка? Печальное, правда? А почему? Наверное, потому что он не знает, знаете ли вы все о приставках? Давайте, мы ему покажем наши знания, и сделаем так, чтобы выражение его лица к концу урока изменилось и стало веселым! Хорошо?

t1632795266aa.jpg

 

И так, ребята, назовите мне тему нашего урока сегодня?

Совершенно верно, “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставка”.

- Поставьте цели  занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

 

 

 

3. Объяснение новой темы.

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верно ли, что….”. Если верно, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верно ли, что слов без приставок не бывает?

2. Верно ли, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верно ли, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верно ли, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верно ли, что приставка может изменить лексическое значение слова?

- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся, а сейчас послушайте меня.

Но на уроке у нас не только гости-педагоги, но и пожаловала (отгадайте кто?)

Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета

Хоть люблю мороз сама

Потому что я ( зима)

-И сейчас мы отправимся с вами в зимний сад и понаблюдаем за тем, что там происходит? (Слайды )

- Что увидели? (кормушку) (Воспитательная работа)

-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)

-Кто появился в зимнем саду? (птица)

-Что она сделала? (прилетела)

( на слайдах появляется птица и совершает действия – прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)

-Запишем действия птицы словами. (Слова записываются в тетради столбиком).

- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень - лет - )

- Выделите корень. Какое значение у слов? (движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и то же? (нет)

- Что же обозначают эти слова? (приближение, перемещение, удаление)

- Какая же часть изменила смысл слов? (приставка)

- Назовите их.

- Где расположены приставки? (перед корнем)

-Для чего они нужны? (для образования новых слов)

 

- Итак, какой вывод мы сделаем? Что такое приставка, где она расположена и для чего она нужна?

- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав правило на стр.

Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?

Почему приставка – это значимая часть?

(Ученики высказывают свое предположение)

Учитель: Как найти приставку в слове?

(Ученики высказывают свое мнение)

Учитель: Проверим ваши знания.

4. Первичное закрепление. Слайд

1. Прочитайте задание. (вставьте недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой). Устная работа

 

бежал за угол

бежал из дома

бежал первым

бежал через дорогу

бежал от края

Подсказка:

За- вы- при- пере- от- про-

 

(фронтальная проверка со слайда )

 

-Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке? (пишется перед корнем, образует новые слова )

 

2. Выполним задание: Работа в тетрадях. Слайд

Спишите текст, раскройте скобки, вставьте орфограммы. Выделите приставки.

(За)м..тает пурга белый пут..,
Хочет (в)мя..ких сн..гах
(По)т..нуть.
Вет..р резвый уснул
(На)пути.
Не пр..ехать (в)л..су,
Не пройти. 
С. Есенин.

ВзаимопроверкаСлайд

- Сверьте свои работы с правильными ответами на доске.

На какую тему это стихотворение?

Знаете ли вы стихотворения о зиме? (Чтение отрывка, если есть желающие)

Слайд

- Мы уже у опушки леса. Какая красота кругом. Снег так и искрится, сияет всеми цветами радуги. Но «морфемный человечек» не впускает нас в сказочный лес, пока мы загадки не отгадаем. Отгадаем его загадки?

3. Отгадывание загадок.

1) Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ... 
(Зима)

2) Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (
Снежинка)

Зд.: Выписать слова с приставками, выделить приставки.

Выборочный диктант.

(Потерплю, закручу, побелю, разукрашу, замету, упала, пропала)

4. Восстановление деформированных слов. Слайд

- Ребята, пока мы отгадывали загадки, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (Работаем в парах)

ок, лес, пере         ___________________(перелесок)
к, беж, про, а       ____________________(пробежка)
ок, гор, при         ____________________(пригорок)
ушк, корм, а        _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый    ____________________(заснеженный)
н , зим, ий             _____________________(зимний)

- Ребята, во всех словах есть приставка? (Нет) Значит, бывают слова без приставок? (Да)

5. Физминутка.

А теперь физминутка. Ребята, давайте попробуем с помощью рук изобразить все известные нам морфемы.

6. Работа у доски.

- Мы продолжаем выполнять задания, чтобы узнать, правильно ли мы ответили на вопросы в начале урока. Открываем учебник на с. , будем выполнять упражнение № . (Работа у доски и в тетрадях.)

7. Самостоятельная работа

- А сейчас поработаем самостоятельно по карточкам. У вас на листках три задания разного уровня сложности. Выберите задание по своим возможностям. Проверять ваши работы я буду сама, когда соберу тетради.

 

Задание №1

Прочитай внимательно текст. Выпиши подчеркнутые слова, выдели приставку, если она есть.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!

 

 

Задание №2

Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а. .. летел ветер, деревья ..качались. С еловых лапок ..летал снег. Началась пурга. Она ..должалась день и ночь, весь лес ..лепила снегом.

Задание №3

Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес”

 

5. Закрепление материала.

- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, вы должны выполнить еще несколько заданий нашего человечка.

Игра “Собери слово”.

- Взять корень у слова “зимний”, суффикс – у слова “верхушки”, окончание – у слова “птица”. (Зимушка)

Взять приставку у слова “занос”, корень у слова “морозец”, суффикс – у слова “горка”, окончание – у слова “санки”. (Заморозки)

Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова “снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова “снеговики”. (Подснежники)

- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.

6. Подведение итога.

- Вот мы и дома. Наше путешествие   завершилось. “Морфемный человек” благодарит вас за увлекательное путешествие по зимнему лесу. Зимушка пришла к нам с заморозками и вьюгами, но скоро из-под снега проглянут подснежники, и наступит ласковая весна.

- Над какой темой работали  на занятии?

- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.

Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?

(Ученики дают ответы)

Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы. И теперь наш человечек доволен, перевернем корень, чтобы получилась улыбка.

Учитель: Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?

7. Задание на дом: пр.77; составить сочинение-миниатюру по картине Грабаря “Февральская лазурь”, используя словарные слова или упр.402 (по желанию).

8. Рефлексия. Слайд

И напоследок…

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Мне было трудно …

- Спасибо. Мне приятно было с вами работать.

До свидания!

 

 

 

t1632795266ab.gif

Нарисуй лицо.


 

Заполни таблицу. Если верное утверждение, поставь +, если нет -.

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Самостоятельная работа

Задание №1

Прочитай внимательно текст. Выпиши подчеркнутые слова, выдели приставку, если она есть.


Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!

 

 

_______________________________________________________________________________________

Задание №2

Вставить подходящие по смыслу приставки.

 

Вдруг лес _____гудел, все в нем ____шипело. По лесу _____ бежала поземка. _____ летел ветер, деревья _____качались. С еловых лапок ___летал снег. Началась пурга. Она _____должалась день и ночь, весь лес ____лепила снегом.

Задание №3

Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес”

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Нагорная Светлана Григорьевна, 08.02.22 в 20:22 0Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, спасибо, очень интересный, на мой взгляд, урок для пятиклашек. Обязательно использую на уроке некоторые фрагменты!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.