Конспект урока русского языка «Словообразовательная роль приставки, суффикса» (3–4 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приобская начальная общеобразовательная школа »
Русский язык
Тема: Словообразовательная роль приставки, суффикса.
Цель: обобщение и систематизирование знаний учащихся о частях слова; развитие умения правильно определять и графически обозначать части слова.
Задачи:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания обучающихся о частях слова (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
Развивающая:
развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять словарный запас, развивать умение работать по алгоритму; развивать у обучающихся память, мышление, внимание, речь;
Воспитательная:
воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся, взаимопомощи.
Оздоровительная:
чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Ход урока:
1.Орг.момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой.
Валеологический массаж.
-Поднимите плечи вверх, стараясь достать до кончиков ушей.
-Опустите свободно.
-Теперь поочерёдно одно плечо вверх, потом другое.
-Разотрите шейный отдел позвоночника.
-Погладьте себя по головке и скажите: "Какие мы хорошие. Мы всё сможем".
- Садитесь.
- Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете?
2.Сообщение темы и целей урока:
- Найдите в данной записи название темы нашего урока:
ВЗБРКОРЕНЬПРСУФФИКСРВРПРИСТАВКААЛОРАИМКЕОКОНЧАНИЕРОЛОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП
- Правильно. Значит тема урока «Части слова. Роль приставки и суффикса».
- Откройте, пожалуйста, тетради, правильно положите её на столе.
3.Чистописание:
Задание: Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.
- Окончание в слове вьюги, зимний.
Суффикс- пёсик, мамин.
Корень – играть.
Приставка – изменить.
- При письме обратите внимание на интервал между буквами и слогами, наклон, параллельность элементов букв, высоту и ширину букв.
Проверка: и ий ик ин игр из ис
- Подчеркните правильно и красиво написанные буквы или сочетания.
Запишите дату и вид работы.
3. Повторение изученного материала:
- Какие знания нам помогут сегодня на уроке?
«Я знаю».
Игра «Да, нет».
- Если слова являются однокоренными, надо хлопнуть в ладоши , если не являются хлопать не нужно.
Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)
Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)
Час, часовщик, часики, часовая (Да)
Больница, боль, больной, большой (Нет)
Вода, водный, водитель, водяной (Нет)
Соль, солонка, солить, соленый (Да)
- Молодцы. Скажите, какие два условия необходимы, чтобы слова назывались однокоренными.
Задание:
Листок, земля, упал, желтый, на.
- Это предложение? Докажите.
- Составьте предложение, подберите слова по смыслу, измените окончания слов для связи слов в предложении.
- Что такое окончание?
- Образует ли окончание однокоренные слова?
- Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания.
На землю упал жёлтый листок.
- Дайте характеристику предложению: по цели высказывания, по интонации, распространенное или нет.
- Выделите в предложении основу: подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, составьте схему и выпишите словосочетания.
Словарная работа:
- Какое слово из словаря вам встретилось в предложении?
- Измените это слово, так чтобы оно обозначало не интенсивно желтый цвет, а только намек, т.е не полноту качества. При помощи какой части слова изменилось значение? (желтоватый).
- Как большой завод превратить в маленький? (заводик).
- Что нужно прибавить к слову трактор, чтобы получить профессию?
- Не просто холод, а суровый мороз – (морозище).
- При помощи какой части слова мы образовали слова?
- Образуйте слова при помощи суффикса: берёза, малина, тетрадь.
Вывод: Что такое суффикс и для чего он служит?
- Какая ещё часть слова образует однокоренные слова?
- Для чего служит приставка.
- А сейчас давайте поиграем в игру с приставками.
Представьте, что вы сидите перед телевизором.
- Я вам говорю: в- Что вы сделаете?
Если скажу: пере- ?
Если вы-?
Какой вывод можно сделать?
Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.
- Чтобы убедиться в этом, выполним следующее задание.
Задание : Перед вами приставки: пере, за, при, до, под, по, на, вы.
Образуйте при помощи них однокоренные слова.
1 ряд: считать.
2 ряд: учить.
3 ряд: писать
- Прочитайте слова.
Вывод: Что такое приставка и для чего она служит?
4. Физминутка:
- если слово образовано при помощи приставки, то вы хлопаете.
- Если при помощи суффикса, то вы топаете.
Холодок, выход, моряк, пригород, сапог, сахарница, поезд, снег, Снегурочка , хлебный, пересол, улёт, лётчик, лето.
5. Закрепление:
Упражнение 170, 173.
Задание. Игра « Кто быстрее?»
Работа в парах: - Подберите слова к схемам.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Подарок, выходы, полёт, грибник, лиса, подснежник, перепляс, заморозки, городок, осмотр, горох, ягодка.
6. Проверка знаний:
1.а) Корень – главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для связи слов в предложении.
б) Приставка служит для образования новых слов.
3. а) Суффикс служит для образования новых слов.
б) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.
б) Окончание служит для образования новых слов.
5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень, суффикс, окончание.
а) книжка
б) коты
в) повар
6. Укажите однокоренные слова:
а) слёзы
б) слезает
в) слёзки
г) слезливый
Проверь себя
1.а),
2.б),
3.а),
4.а),
5. а),
6. а),в), г).
Оцени себя
0- ошибок – «5»
1- ошибка – «4»
2-3- ошибки – «3»
4 и более ошибок – «2»
7. Оценки за урок.
8. Итог.
- Вспомним пословицу с которой начинали урок. Много ли мы мудрости добавили? Поднимите руку те кто доволен своей работой, работой своего партнера. Кому было сегодня легко на уроке?
- Что общего между приставкой и суффиксом?
- Спасибо за урок.
9. Домашнее задание: с. 78, упражнение 177.
Fedorov I D