Урок русского языка в 5 классе по теме «Приставки»
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики. В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения, связанные прежде всего с переходом на новую систему оценки качества обучения. В связи с этим в педагогической деятельности приоритетными становятся следующие направления:
•Внедрение деятельностного подхода к обучению на основе использования современных образовательных технологий.
•Освоение компетентностного подхода к оценке качества образования.
•Качественное изменение отношений между участниками образовательного процесса: авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем уступает место сотрудничеству, партнерству в учебной деятельности.
В практике моей работы для развития ключевых компетенций учащихся в процессе обучения используются средства ИКТ , метод учебных проектов и исследовательских работ.
Подробнее остановлюсь на компьютерных технологиях в обучении русскому языку, так как данные технологии получили широкое распространение в нашей жизни, что позволяет использовать их в качестве средства обучения.
На своих уроках я планирую применять средства информационных и коммуникационных технологий, так как они обеспечивают условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности.
Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
На уроке русского языка можно использовать презентации, информационно-обучающие программы, тестирующие программы.
Использование компьютерных технологий на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме .
Рассмотрим использование компьютерных технологий на примере урока русского языка в 6 классе.
Тема урока: «Правописание приставок. Повторение изученного
Цели урока:
Образовательные:
-повторить и обобщить с учащимися основные правила написания приставок;
-учить нормативному употреблению приставок в речи.
Развивающие:
-развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление;
- развивать познавательные и творческие возможности.
Воспитательные:
-вызвать интерес к художественному слову, к учебному предмету;
-воспитывать коммуникативные способности.
Тип урока: урок – повторение изученного.
Методы работы:
- словесный;
- метод самостоятельной работы с дидактическим материалом;
-исследовательский;
- наглядный;
- практический;
- использование компьютерных технологий.
Ход урока.
Организационный момент.
Определение и постановка темы и целей урока.
- На сегодняшнем уроке нам предстоит повторить одну, пожалуй, самую сложную тему курса 5-6 классов. А какую, мы с вами попробуем определить вместе.
Задание 1. Прочитайте четверостишия, скажите, что в них общего? (Слайд №1).
(В этих стихотворениях говорится о растениях).
-Озаглавьте четверостишия, воспользовавшись словами под цифрой 4.
Одуванчик
Подорожник
Подснежник
- Как вы думаете, почему с этих стихотворных строк мы начали урок? Подсказка в названии стихотворений. (В названии четверостиший слова с орфограммой «Гласные и согласные в приставках»).
-Какова тема урока? (Правописание приставок).
- Запишите тему в тетрадь. Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что все правила, о которых пойдет речь, вам уже знакомы, сформулируйте его цель. Используйте для этого опорную запись:
1. Повторить…
2. Научиться правильно…
( Повторить правила правописания гласных и согласных в приставках. Научиться правильно писать гласные и согласные в приставках и употреблять приставки в речи.)
3.Работа над закреплением темы.
-Каждая приставка подчиняется одному из существующих правил.
Задание 2. Назовите группы приставок по возрастанию уровня сложности для вас. (Ответ ученика).
- А вот и известная вам схема. (Слайд №2)
- А сейчас мы с вами убедимся, что каждая группа имеет свои трудности.
Задание №3. Перед вами карточка с текстами. Прочитайте тексты и определите, о
каком цветке идет речь. Воспользуйтесь информацией из первого задания.
Подснежник, 2. Подорожник, 3.Одуванчик.)
- А теперь посмотрите на таблицу и сформулируйте задание. ( Из данных текстов надо выписать три группы слов с приставками. Орфограммы выделить.
Карточка 1.
Почему у самого первого весеннего цветка такое пр…красное н…звание - ? Еще не ра…таял в пр…легающих к лесу оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром ра…стилаются .
Как только мы выйдем за порог и о…правимся по дороге в поле, сразу з…метим . Он ра…росся вдоль тропинок, около жилищ и з…брошенных п…строек.
Этимология у слова « » совсем прозрачная. П…дует ветер, или кто-то пр…тронется к этому цветку - ра…летятся п…всюду семена-парашютики.
Гласные и согласные в приставках независимо от произношения, кроме приставок на з-(с) |
Буквы з и с на конце приставок |
Гласные в приставках пре- и при- |
|
|
|
-Вопросов в правописании слов первой группы обычно не возникает. Трудности есть в их употреблении.
Задание 4.
- Как вы думаете, почему на доске отдельно выписаны приставки: по- и про-, пред- и предо-? (Их можно перепутать, употребить не ту приставку в слове).
- Прочитайте предложения, найдите то, где слово употреблено неверно.
(Слайд №3) (Работа с паронимами поступок-проступок. Индивидуальное задание: двое учащихся найдут значение данных слов в словаре.)
- Выполняем аналогичное задание с приставками пред- и предо-.
Вывод. С помощью данных приставок образовались слова-паронимы.
Задание 5. Проверьте вторую колонку. Вспомните правило.
- Прочитайте слова, написанные на доске. ( Перераспределение, мировоззрение, мировосприятие, землетрясение). Какое слово лишнее? Почему на эти слова нужно обратить особое внимание? (Приставки на з-, с- стоят после корня или после другой приставки.)
- Попробуйте составить подобное задание самостоятельно.
- Какую еще трудность вы испытываете, когда встречаетесь с данной орфограммой? (Иногда приставки встречаются с корнем, начинающимся на з или с. Важно не потерять одну из удвоенных согласных.
Задание 6. Это задание-соревнование. Составьте за две минуты словарный диктант из слов, где на стыке приставки и корня удвоенные согласные. (Работа в парах).
Задание 7. – Проверьте третью колонку. Вспомните правило. С какой трудностью можно встретиться здесь? (Слайд №6).
- Почему слова написаны по два раза? Как они называются?
Пр…емник – пр…емник
Пр…дать – пр…дать
Пр…зреть – пр…зирать
- Составьте словосочетание с любой парой.
-Вы справились со всеми заданиями. А теперь проверим, все ли трудности научились преодолевать. Выполните тест, лежащий перед вами. Обратите внимание на орфограммы в словах. Что вы заметили? (Есть орфограмма «Буквы ы-и после приставки на согласную». )
- Есть вопросы по этой орфограмме? Тогда начинайте работать с тестом. Проверка. Слайд № 7).
3. Итог урока.
- Что закрепили на уроке? У кого данная тема еще вызывает трудности?
Домашнее задание. Составить словарный диктант, используя слова с орфограммой «Правописание приставок».
Вывод.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
Компьютерные технологии целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изложенного материала, для самостоятельной работы учащихся, в системе контроля знаний. На данном уроке компьютер использовался на этапе повторения и обобщения изученного материала ( схема-обобщение орфограммы текст для анализа, задания повышенной трудности) и контроля изученного. Это позволило повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, сделать урок более ярким, интересным, насыщенным.
На этапе закрепления проводилась коллективная, индивидуальная работа, а также самостоятельная работа с последующей проверкой (заполнение таблицы, составление словосочетаний, выполнение теста), с элементами поисковой деятельности (работа с текстом ). Несложные задания ребята способны были сформулировать сами.
В конце урока учащиеся самостоятельно проанализировали свои действия, сделали выводы.
Таким образом, главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
Ахметшина Наталья Юрьевна