12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Студеникина Вера Инокентьевна938
Россия, Воронежская обл., Новоусманский р-он
7

Урок «Внешнее строение листа»



СХЕМА ПЛАНА УРОКА

на основе системно-деятельного метода обучения
урок составлен по учебнику И.Н. Пономарева О.А. Корнилова .В.С. Кучменко Биология 6 класс ФГОС

Тема урока: Внешнее строение листа
формулируется выбранная тема программы обучения

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ, иное)
Цель урока (
для учителя): сформировать представление о внешнем строении листа, умение пользоваться гербарным материалом, повторить работу с ручной лупой.

Планируемый результат: Познакомиться с... (выявить и сформулировать..., сформировать...., научиться...)
личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы;

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений.

Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, гербарными препаратами. формировать правила работы в кабинете биологии.
Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Развивающая - развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая - научить пользоваться гербарным материалом для сравнения.
УУД: Личностные: готовность к самообразованию самовоспитанию.

Коммуникативные: умение работать в парах.

Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: живой материал, лупы, таблицы, мультимедийная презентация, видеофрагменты

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

Конспект

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения

предполагает осознанное вхождения
учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока,
описание методов организации учебной деятельности):
1) Актуализируются требования к нему со сторо-
ны учебной деятельности(надо);
2) Создаются условия для возникновения внутре-
ней потребности включения в учебную деятель-
ность(хочу);
3)устанавливаются тематические рамки (могу).
2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..

На данном этапе организуется подготовка
и мотивация учащихся к надлежащему сам-
остоятельному выполнению пробного уче-
бного действия,его осуществление и фик-
сация индивидульного затруднения.
Данный этап включает следующие шаги:
1)актуализацию изученных способов дей-
ствий ,достаточных для построения ново-
го знания, их обобщения и знаковую фиксацию;
2)актуализацию соответствующих мысли-
тельных операций и познавательных процессов;
3)мотивацию к пробному учебному действию
("надо-много-хочу") и его самостоятельное
осуществление (на данном этапе возможно фор-
мулирование темы урока от детей)
4)фиксацию индивидуальных затруднений в вы-
полнении пробного учебного действия или его
обоснования.
Обосновывается выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету
на каждом шаге данного этапа.
На данном этапе учитель организует вы-
явление учащимися места и причины зат-
руднения.
Анализируется и доказывается выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления
учащимися места и причины затруднения.
обосновывает методы мотивирования
для создания успешной ситуации.
Для этого учитель учит учащихся:
1) восстаналивать выполнение операции
и фиксировать (вербально и знаково) ме-
сто-щаг, операцию, где возникло затруд-
нение;
2)соотносить свои действия с используем-
ым способом действий(алгоритмом,поняти-
ем и т.д.)и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруд-
нения-те конкретные знания, умения или
способности, которых не достаёт для решения
исходной задачи.
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности.
на данном этапе учащиеся в коммуникативной
форме (фронтально, в в паре)обдумывают
проект будущих учебных действий по алгоритму:
1)ставят цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения);
2)согласовывают тему урока;
3)выбирают способ выхода из затруднения;
4)строят план достижения цели4
5)определяют средства-алгоритмы, модели.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем-
побуждающего диалога ,а затем и с помощью ис-
следовательских методов.
4.Реализация построенного проекта.
описывает формы и методы организации контроля и корректировки
деятельности учащихся в рамках реализации по-
строенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта:
1)обсуждаются различные варианты, предложен-
ные учащимися;
2)выбирается оптимальный вариант, которых фиксируется в языке вербально и знаково;
3)построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавший затруднения;

4)уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Аттестуемый демонстрирует форму организации учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
При поведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.
Демонстрируются и обосновываются задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.
7.Включение в систему знаний повторения.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания
в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень).
Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных знаний.
 

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат)
Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учитель: Ребята, одно из д/з было приготовить поделки из листьев, покажите всем свои работы. (показывают работы из листьев). Молодцы, а теперь отгадайте загадку:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью –летят

Учитель: Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомимся со строением листа. Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Итак, возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока. (учащиеся самостоятельно записывают тему). Так как тему нашего урока вы определили, то я предлагаю каждому из вас поставить себе задачи, которых он надеется достичь на сегодняшнем уроке. (запись на листочках и прикрепление на доске).

«Строение листа». Запись числа и темы урока учителем на доске.

2. Учитель:

Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете?

Учащиеся. Растения, животные, грибы, бактерии– это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются.( Слайд)

Может быть, вы попробуете сравнить листья, которые для вас приготовили старшеклассники? И какие выводы вы можете сделать после сравнения? (Сравнивают листья разных растений. Формулируют определение)

Учитель:

А у какой группы есть лист?

Капустный, берёзовый, больничный, тетрадный, чистый, зелёный, опавший…

Как вы думаете, а почему эти предметы так назвали?

А что вы знаете о данном органе растения?

Рассмотрите схему «Внешнее строение листа».

(Работа с рисунком учебника)

Учитель: Все ли листья одинаковые? А какие они бывают? (Составление схемы в тетради) А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь распределить растения на две группы: с черешковыми и сидячими листьями. Проверьте друг друга и подтвердите правильность или ошибочность вашего выбора.

Проверка на слайде.

Все ли листья одинаковы внешне?

Чем листья отличаются друг от друга ?

Что общего в их строении ?


 

А что же нам с вами понадобится, чтобы изучить лист?

Что ж пришло время изучить гербарный материал. Работа в парах

в паре выбирают объект для изучения.

4.Практическая работа «Изучение строения листа»

А сейчас я предлагаю каждой группе решить, кто у вас является самым лучшим знатоком домашних растений. Потом этот ученик отправится в коридор и принесет цветок, название которого он прочитает на карточке. (Ученики приносят АЛОЭ и ГЕРАНЬ) Приступаем к выполнению задания.

(для лучшего рассмотрения листа предложена лупа)

Запишите название растения

Рассмотрите лист, найдите, зарисуйте и подпишите части листа

Рассмотрите жилки.

Определите тип листовой пластины

Определите листорасположение

5.Продолжение темы

Скажите, пожалуйста. А на все ли пункты работы вы смогли ответить? А что вызвало затруднение?

Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.48 вы найдете, какие же бывают листья и продолжите свою работу.

Тип листовой пластины.

 

Продолжение практической работы.

Учитель:а сейчас давайте вспомним летний день в лесу( демонстрация видеофрагмента) Но вот пошел дождь. Мы спрятались под дерево. А почему же нас не намочит дождик? Понятие листорасположения

Закончите свою работу.

Внесите результаты своих исследований в таблицу.

Название

растения

Тип

Присоеди

нения

листа к

стеблю

Коли

чество

листовых

пластинок

Простой

или

сложный

лист

Тип

Жилко

вания

         
         

6. Учитель: А сейчас давайте вспомним строение листа. Назовите основные части листа. (Называют: основание листа, черешок, листовая пластинка, жилки и прилистники) Предлагаю познакомиться с расположением жилок, т.е. – жилкованием листа. На слайде вы видите различные листья и виды жилкования. Обсудите в группах и распределите листья.

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Из перечисленных выберите правильные ответы:

1. Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины

2. Лист- осевой орган растения

3. Бывают листья черешковые и сидячие.

4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.

5.Различают: простые и сложные листья.

6.Прилистники могут быть зелеными

7.Листья могут располагаться на побеге очередно

8.Все листья сложные

9.Лист нужен только для дыхания

10.Колючки это видоизмененные листья

(/data/files/h1501404307.pptx (внешнее строение листа)Жирным выделены верные ответы).

Проверка.

А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, поставьте себе «5». Если вы сделали 1-2 ошибки, поставьте себе «4» . Если вы сделали3-4 ошибки дома еще раз проработайте материал. (Оценки, по желанию, в журнал).

7. Учитель:

Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнее строение листа? Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (внутреннее строение листа). Это тема следующего урока.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

Домашнее задание:

П.9 вопросы 1-4. Для желающих- найти информацию о необычных листах, знаете ли вы страны, символом которых является лист растения? на каких листьях писали в древнем Египте?

А теперь дайте оценку своей работы на этом уроке, но сделаем это не оценками, а листьями разных растений. Лист каштана похож на ладошку, поэтому, предлагаю отдать его тому, кто, на ваш взгляд, активно работал сегодня на уроке, много отвечал и ответы были верными. Лист рябины состоит из маленьких листиков, такие листочки предлагаю отдать тому, кто внес в работу команды наибольший вклад. Есть такое выражение: «Как на иголках», а у вас еще и сосновая веточка, ее вы отдайте тому, кому на уроках нужно вести себя поспокойнее, меньше отвлекаться и отвлекать других.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Покутняя Роза Михайловна, 18.08.19 в 12:43 0Ответить Пожаловаться
Урок интересный, составлен грамотно.Спасибо,огромное!+
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.