Предварительный просмотр презентации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1 (техникум)» Департамента спорта города Москвы (ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Воспитание координационных способностей с учетом физических возможностей гимнасток для дифференциации композиционной сложности соревновательной программы. Москва - 2022 Студентка 3 курса Костина Елизавета Александровна Научный руководитель: Преподаватель Блинова Ирина Игоревна Специальность 49.02.01. Физическая культура Квалификация: Педагог по физической культуре и спорту

Актуальность исследования - определяется тем, что главным мотивом в спорте является достижение поставленных целей и стремление к удовлетворению потребностей, необходимых для жизнедеятельности человека. Достижения обусловливаются необходимостью разработки критериев и эффективной методики оценки двигательно-координационной способности гимнасток. Необходимо находить новые способы в совершенствовании координационных способностей у детей для дифференциации композиционной сложности соревновательной программы.

Цель исследования – разработать методику воспитания координационных способностей юных гимнасток, способствующую объективной оценке уровня их развития.

Задачи исследования Проанализировать уровень координационных способностей юных гимнасток в соревновательной программе; Разработать методику воспитания координационных способностей юных гимнасток, способствующую объективной оценке уровня их развития; Проверить эффективность разработанной методики воспитания координационных способностей юных гимнасток, способствующую объективной оценке уровня их развития.

Объект исследования – процесс физической и технической подготовки юных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. Предмет исследования – координационные способности спортсменок в возрасте 10-12 лет, как фактор влияния на композиционную сложность соревновательной программы.

Методы исследования анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование (пробы Яроцкого, Ромберга, тест тревожности Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки) ; педагогический эксперимент; метод математической статистики для обработки полученных результатов.

Гипотеза исследования использование в тренировочном процессе гимнасток 10-12 лет специальных координационных упражнений в совокупности с методом создания ситуации успеха и доброжелательной обстановки позволит повысить уровень технической сложности соревновательной программы, а также улучшит уровень координационных способностей.

Организация исследования и характеристика контингента испытуемых Исследование проводилось с сентября 2021 г. по май 2022г., на базе ЦХГ «Рекорд» В исследовании принимало участие одна группа детей из 5 девочек, возрастом 10-12 лет: 2 из них 10 лет, 1 девочка 11 лет и 2 девочки 12 лет входящие в состав команды они регулярно посещают тренировки и выезжают на соревнования. Наше исследование проводилось в 3 этапа: 1 этап – на данном этапе нами было проведено тестирование с целью выявления уровня координационных способностей у испытуемых 10-12 лет. 2 этап – на данном этапе был проведён эксперимент, заключающийся в применении разработанной методики. 3 этап – контрольный: на данном этапе было проведено повторное тестирование при помощи аналогичных методик с целью определения эффективности проведенной работы.

Контингент испытуемых Количество 10 лет – 2 человека 11лет – 1 человек 12 лет – 2 человека

Перед началом проведения первичного исследования нами была проведена оценка спортивных достижений испытуемых. Испытуемые тренировались и вели подготовку к соревнованиям. При наблюдении за испытуемыми мы увидели, что в ходе подготовки к первым соревнованиям, у испытуемых не получались упражнения, направленные на координационные способности. На первых выездных соревнованиях дети показали плохой результат, за выступление они получили 14,500 баллов. Перед выступлением и во время выступления у них было чувство страха и тревожности. В незнакомой местности воспитанницы плохо ориентировались, были раскоординированы. Дети, у которых были проблемы во время подготовки, на выступлении также растерялись и показали плохой результат. Результаты первичного исследования координационных способности у детей 10-12 лет

Проба Яроцкого спортсменка выполняет вращательные движения головой в одну сторону со скоростью 2 вращения в 1 секунду. По времени, в течение которого обследуемый в состоянии выполнить эту пробу, сохраняя равновесие, судят об устойчивости вестибулярного анализатора. Оценка происходила по следующей шкале: Высокий уровень – дольше 45 секунд Средний уровень – 30-45 секунд Низкий уровень – меньше 30 секунд

Проба Яроцкого Показатель Количество человек Количество % Высокий уровень 1 20% Средний уровень 1 20% Низкий уровень 3 60% низкий средний высокий

«Проба Ромберга на одной ноге» Процедура тестирования. Оценка функционального состояния вестибулярного аппарата осуществляется с использованием модифицированной пробы Ромберга: при положении испытуемого стоя на любой ноге, другая согнута в коленном суставе и поднята вперед, глаза закрыты, руки подняты вперёд. Фиксируется время (с) удержания позы. Оценка происходила по следующей шкале: • Высокий уровень – дольше 20 секунд • Средний уровень – 12-20 секунд • Низкий уровень – меньше 12 секунд

Рез-таты тестирование пробы «Ромберга» Показатель Количество, человек Количество, % Высокий уровень 2 40% Средний уровень 1 20% Низкий уровень 2 40% высокий средний низкий

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Определение уровня тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-12 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%)

Уровень тревожности испытуемых Показатель Количество, чел. Количество, % Высокий уровень 4 80% Средний уровень 1 20% Низкий уровень 0 - Уровень тревожности, человек Высокий уровень т Средний уровень т Низкий уровень т 4 1 0

Методика Прыжковая разминка со скакалкой. Комплекс движений телом. Партерная подготовка. Классическая и танцевальная хореография. Акробатика. Комплекс равновесий. - создание доброжелательной атмосферы; - снятие страха перед деятельностью через скрытую инструкцию; -детальная оценка результатов деятельности с акцентом на положительном результате; - демонстрация доверия; - авансирование и персональная исключительность; - усиление мотива. Учебно-тренировочные занятия по эстетической гимнастике в экспериментальной группе проводились трижды в неделю продолжительностью по 1,5часа. Педагогический эксперимент проводился на протяжении 6 месяцев.

Результаты повторного исследования координационных способностей у детей 10-12 лет Повторное исследование было проведено с использованием методик применимых в первичном исследовании. Подготовка ко вторым соревнованиям прошла более продуктивно, дети были в хороших взаимоотношениях с тренером, что отражалось на отличной работе, правильном и стабильном выполнение упражнений на координацию и подготовки к соревнованиям. Некоторые дети раскрылись и проявили себя на тренировках и последующих выступлениях. После поражения тренер вместе с родителями провели беседу с детьми, где было сказано, что мы будем работать больше, будем развивать координационные способности, будем больше выступать, привыкать к ковру и чувство волнения пропадет. На вторых соревнованиях дети держались уверенно, без волнений и тревоги, им хотелось выступать. На этих соревнованиях дети получили 15.500 баллов и заняли 1 место.

Вестибулярная устойчивость испытуемых Показатель Количество, человек. Количество, % Высокий уровень 2 40% Средний уровень 2 40% Низкий уровень 1 20%

Результаты тестирование пробы «Ромберга» (после эксперимента) Показатель Количество, чел. Количество, % Высокий уровень 3 60% Средний уровень 2 40% Низкий уровень 0 0%

Уровень тревожности испытуемых Показатель Количество, человек Количество, % Высокий уровень 1 20% Средний уровень 2 80% Низкий уровень 2 20%

Анализ полученных результатов При анализе показателей полученных результатов нами было сделано следующие заключение. Результаты спортивных достижений до и после применяемой нами методики совершенствования тренировок имеют значительные различия. При первичном анализе показатель уровень спортивных достижений был 14.500 баллов , а после 15.500 баллов. Анализируя результаты первичного и вторичного тестирования координации, можно увидеть положительную динамику во всех тестах. Также положительная динамика наблюдается и в плане снижения уровня тревожности занимающихся, что положительно отразилось на тестировании координации занимающихся

Вывод Уровень физической подготовленности в любом виде спорта является своеобразным ограничением уровню технической подготовленности. Так, в художественной гимнастике координационные способности юной гимнастки напрямую влияют на качество технических элементов и содержание соревновательной программы гимнастки. Основополагающим средством воспитания координационных способностей у гимнасток являются физические упражнения повышенной координационной сложности, в состав которых включены элементы новизны. Постепенно сложность физических упражнений тренерским составом увеличивается за счет изменения хар-тик упражнений. В ходе исследования нами была разработана методика развития координационных способностей гимнасток, применение которой способствовало юным спортсменкам реализовать свой физический и технический потенциал. Эффективность была доказана экспериментально.