Предварительный просмотр презентации
От нравственных истоков народа – к основам личности ребенка. (Духовно-нравственное воспитание кадет средствами элективного курса «Истоки».) Смирнова З.М, учитель русского языка и литературы ГКОУ «Казачий кадетский корпус».
Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... М. Горький
Русская литература — это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству.. Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя… В. С. Непомнящий, литературный критик
И С Т О К И патриотизм, гражданственность, устойчивая и бескорыстная привязанность к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам
На защите своей земли. Защищать свою землю – право и долг каждого человека (гражданина). Народное ополчение. Стрелецкое войско. Казаки. От дружины к Вооруженным силам. Регулярное войско и морской флот. Рода войск. Военные чины. Надежный щит Отечества. Право и долг Надежный щит Отечества Один в поле не воин Ресурсный круг: «Что значит служить Отечеству?» Тренинг (развивающий) Атрибуты воинства. Воинские заповеди. Флаг, стяг, знамя – как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские звания. Ордена и медали. Когда склняют знамена и срывают погоы. Воинская традиция Отеества: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала… Флаг, стяг, воинская честь Беречь флаг как святыню Мундир – особая одежда Знак чести воина – погоны Знаки доблести и праведной службы Воинские традиции Воинские заповеди Беседа, индивидуальные сообщения, работа с учебником. Тренинг: «Знаки праведной службы» Работа с учебником. Сопоставить заповеди воина с Божьими Заповедями. Тренинг: «Слово воинской службы» Д/з: сочинение – рассуждение по одной из воинских заповедей Смысл и предназначение воинского служения (варианты: урок-встреча; урок-экскурсия; музейный урок). В чем смысл воинского служения? Воинское служение в служении Отечеству. Хвала подвигу, позор разбою. Характер войны. Подвиг воинского служения. Слово воинства – «Не убий». Современный солдат – хранитель традиций воинства русского. Рядовой воин, ополченец Офицер, полководец В руках воинства судьбы всего мира Характер войны Война есть зло Подвиг воинского служения – защищать Беседа. Тренинг (оценивающий): «Воинское служение Отечеству» Работа с учебником (схема №5) В О И Н С Т В О
Времен связующая нить…
«Кто бы я ни был – я служу России. Не начальству, не карьере и не работодателю. Но именно России: её спасению, её строительству, её совершенству, её качеству, её величию, её оправданию перед лицом Божиим». И. А. Ильин, русский философ, писатель
«Выдержать нравственно-трагическое положение борца со злом по плечу только сильным людям. Не всякий способен взяться за меч и бороться им и остаться в этой борьбе на духовной высоте… Для этого нужны не худшие, а лучшие люди, сочетающие в себе благородство и силу». «Службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей». И.А. Ильин, русский писатель, философ
«Дело воина требует не только преданности, чувства чести, самообладания и храбрости, но еще и способности к убийству, к воинскому коварству и беспощадности. Плохо, если у…воина не окажется необходимых отрицательных свойств, но гораздо хуже, если в его душе исчезнут необходимые положительные качества, если начнется идеализация отрицательных свойств, их господство, если он начнет принимать дурное за хорошее, культивировать исключительно дурное и строить на нем свою деятельность… Воин с заглушенной совестью не нужен никому: ни делу, ни людям, ни Богу. Такой воин уже не воин, а мародер и разбойник». И.А. Ильин, русский писатель, философ
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В.Г. Белинский Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. К.Г. Паустовский Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в веках. В.М. Песков Любовь к родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. А.Н. Толстой ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» «...Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну, отчасти для того, чтобы вырваться из штаба…, который мне не нравился, а больше всего из патриотизма, который в то время, признаюсь, сильно напал на меня...» «…но кажется, что больше всего из желания быть там, где можно видеть настоящую жизнь и ощутить чувство общения со всеми разнообразными людьми мира». «…это общение …одно из главных условий человеческого счастья».
10 (22) ноября 1854 года 26-летний подпоручик артиллерии Лев Толстой был назначен младшим офицером в 3-ю легкую батарею 14-й артиллерийской полевой бригады. Батарея в это время находилась в резерве и не принимала участия в боях. Свое мнение о Севастополе, моральном состоянии русских войск, их стойкости, историческом значении Севастопольской обороны Толстой изложил в письме брату Сергею Николаевичу в ноябре 1854 года: «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».
«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине…» Л.Н. Толстой
Толстой в Севастополе. Вспоминая о чувствах, владевших им в те минуты, Л.Н. Толстой писал в рассказе «Севастополь в декабре»: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и, чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...»
Начинающий литератор, храбрый поручик и душа общества… именно в это время Толстой начал обдумывать главное дело своей жизни — принести человечеству идею о том, как навсегда покончить с войнами и объединить всех людей «паутиной любви». Неудачная для России Крымская война имеет то великое значение, что без неё, возможно, не было бы «Войны и мира». «…чудеснейший, бесподобнейший народ…»
В 1812 году русский народ разгромил диктатора Европы Наполеона, заявлявшего: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее» (1811г.). В приказе по войскам по случаю выпуска медали в честь побед 1812года Кутузов М.И. писал: «Воины!.. Вы кровию своею спасли Отечество… вы по справедливости можете гордиться сим знаком… Враги ваши, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к вере и Отечеству и следовательно ничем непобедимая».
8-11 декабря 2015 года. Россия и мир читали роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
Заново открыла для себя смысл романа "Война и мир". Очень мало таких проектов. Их должно быть больше. Это глоток чистого воздуха в душной атмосфере нашей нынешней жестокой жизни. Вчера вечером достала с полки один из томов и стала читать вместе с участниками проекта в тех же местах романа. Среди чтецов - мои любимые актёры и деятели искусства. И поняла, что перечитаю книгу. Обязательно. Ибо это произведение о настоящем, о вечном. Любите нашу классику! Хорошая идея. Чтение романа известными людьми - это хорошая идея приобщить молодежь к чтению книг. Это замечательна возможность приобщиться к классической литературе, тем у кого на чтение нету времени, или кто просто хочет освежить свою память и пережить вновь события любимого романа. Я с большим удовольствием наслаждалась этой передачей!
Я остался очень доволен прочитанным произведением. Наверное, каждый задавался вопросом: «Для чего Толстой написал такое громоздкое произведение?» Я уже могу дать ответ на этот вопрос. В романе каждый для себя человек может найти героя или героев, которые чем - то похожи на читателя. Любой человек может найти в произведении важные для себя слова, обрести новый смысл жизни, поменять свое мнение об исторических событиях, которые описываются в произведении. Вот лично я, благодаря такому герою как Наташа Ростова, понял, что в людях необходимо видеть сперва все самое лучшее и любить их за это.