КГАПОУ
«Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»
ТЕМА: Требования, предъявляемые к процессу планирования
Автор:
преподаватель
Куликова И.И.
г. Ачинск, 2017 г.
ПЛАНИРОВАНИЕ
заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и оптимальных способов достижения поставленных целей.
Главная цель – обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия.
Конечный результат - плановые решения, служащие основой целенаправленной деятельности предприятия.
ПЛАНИРОВАНИЕ –
это определение главных направлений и пропорций развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе требуемых рынком видов и объемов товаров (услуг) и срока их выпуска
Объект планирования - социально-экономическая деятельность
Предмет планирования – ресурсы предприятия.
Этапы планирования:
Постановка целей и задач хоз. деятельности с учетом необходимых ресурсов.
2. Формирование плановых заданий по срокам.
3. Составление спец. документов – планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых мер.
Реализация планов.
Контроль за их исполнением и анализ с запланированными результатами.
План -
целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором по стадиям от начального этапа до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. Утверждается план руководителем.
В плане указывают:
цель деятельности предприятия, структурных подразделений на планируемый период с указанием выпуска видов продукции (характера работ);
Средства достижения цели(материальные, трудовые, финансовые);
Правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период плана;
Этапы и сроки выполнения работ;
Исполнители плана по срокам и видам работ;
Методы, этапы и средства контроля(с помощью ведения учета и составления отчетности) выполнения плана.
Задачи планирования:
1. Предвидение рыночных тенденций и соответствующая им корректировка направления развития деятельности фирмы.
2. Исследование требований потребителей и формирование производственной программы, ориентированной на их запросы
Обеспечение высокого качества выпускаемой продукции (оказания услуг, выполнения работ).
3. Выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства
4. Применение наиболее экономичных технологий, оборудования, машин.
5.Согласование действий с поставщиками, потребителями, клиентами, посредниками для достижения взаимовыгодных результатов.
Принципы
планирования:
Принцип конкретности и измеримости планов.
Принцип маржинальности (предельных величин).
Принцип гибкости.
Ориентированность во времени.
Непрерывность планирования.
Комплексность планов.
Непротиворечивость планирования
Обязательность исполнения.
Классификация планов
1. В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов (перспективное, текущее и оперативное планирование).
2. По содержанию плановых решений и поставленных целей и задач (стратегические, тактические, бизнес-планы, планы-бюджеты).
3. По предмету планирования (производственные, коммерческие, инвестиционные, планы технического развития производства, планы по труду и з\плате, соц. поддержке персонала, финансовые планы).
4. По уровню управления предприятия (общефирменные, цеховые, производственных участков, бригад).
4. По уровню управления предприятия (общефирменные, цеховые, производственных участков, бригад).
5. По видам изделий и работ (по выпуску продукции, освоенной производством; продукции, находящейся в процессе освоения; продукции, проектируемой к освоению в будущем).
6. По видам документов (прогнозы, концепция, программа, проект).
Методы планирования:
Балансовый
Расчетно-аналитический
Экономико-математические
Программно-целевые (завоевание рынка, повышение качества)
Графоаналитический
Сетевые графики
Метод экспертных оценок
Показатели и измерители планов
Абсолютные (объем продаж, ВП, ЧП, издержки производства, ОС, ОбС, РП)
Относительные (Фв, производительность)
Структурные (доля отдельных элементов итоговой сумме – по расходам, капиталу, доходам)
Приростные(изменение прибыли за год)
Плановые
Обобщающие (с/с, прибыль, численность персонала)
Частные (по труду – по производительности труда по категориям персонала)
Количественные
Качественные (технико-экономические и экономические – прибыль, рентабельность, уровень издержек производства и обращения, производительность труда).
Измерители
Натуральные (шт, т, м)
Условно-натуральные (трудоемкость, материалоемкость)
Трудовые (нормо-ч, чел-час, станко-ч)
Стоимостные измерители (национальная валюта)