Как организовать воспитательный процесс, чтобы педагог смог помочь каждому учащемуся пройти стадии социализации, стать социально-активной личностью?
Что такое личность?
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:
биологические, генетические заданные предпосылки
наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь
Социализация личности
Формирование личности происходит в процессе социализация индивида
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Восемь стадий психосоциального развития личности
1
0-1 год новорожденный
Доверие-недоверие
Доверие
2
1-3 года раннее детство
Автономия-стыд, сомнение
Автономия
3
3-6 лет возраст игры
Инициатива-чувство вины
Инициатива
4
6-12 лет младший школьный возраст
Трудолюбие-чувство неполноценности
Трудолюбие
5
12-19 лет средний и старший школьный возраст
Я-идентичность-смешение ролей
Идентичность
6
20-25 лет ранняя зрелость
Близость-изоляция
Близость
7
26-64 года средняя зрелость
Творчество-застой
Творчество
8
65 лет и далее поздняя зрелость
Интеграция-отчаяние
Интеграция
Дотрудовые стадии социализации
Детство
Индивид овладевает нормами социальной адаптации в обществе
Отрочество
Происходит индивидуализация личности, персонализация
Юность
Происходит процесс интеграции
Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор).
Особенности младшего школьного возраста
Творчество и комплекс неполноценности –первый кризис школьного возраста (6-11 лет)
В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Уверенность-благоприятное разрешение этого конфликта.
Возрастные особенности первоклассника
наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы)
высокая утомляемость, низкий объем, концентрация и переключение внимания
преобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое и интересное)
недостаточный уровень развития мелкой моторики
недостаточная регуляция собственного поведения (неорганизованность, суетливость, подвижность)
эмоциональная неустойчивость (импульсивность, смена настроения)
Роль педагога в адаптации первоклассников
формируйте самостоятельность и ответственность (определите обязанности)
объясните важность и целесообразность школьных правил
сделайте выполнение домашнего задания привлекательным для учащегося
поддержите его при неудачах
отмечайте даже самые незначительные успехи
уделяйте внимание любым трудностям и проблемам
Психологические особенности второклассника
более развитая самооценка
повышение критичности к себе
развитие мыслительных операций
способность быстро связать новый материал с уже имеющимися знаниями
конкретное мышление
Психологические особенности третьеклассника
Осознанное отношение к учению
Проявление интереса к познанию
Происходят качественные преобразования в мыслительных процессах
Активно развивается произвольность
Память претерпевает изменения ( становятся доступны некоторые способы смыслового запоминания)
Психологические особенности четвероклассника
У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к предметам
Появляется индивидуальный стиль учебной работы
Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними
Окончательно закрепляется мотивация
на ближайшие несколько лет
Зависимость от оценки взрослых
Кризис «трудолюбие (творчество) – неполноценность»
Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго - идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
Опасности
Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности.
Причины появления чувства неполноценности:
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”;
Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную
значимость и достоинство.
Результат: дети могут утратить уверенность в своей
способности эффективно функционировать в
существующем мире.
Приемы взаимодействия с младшим школьником
Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть.
Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами.
Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки.
Поддерживайте успехи ребенка.
Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
Психологические особенности учащихся средней школы
Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь
Особенности возраста
Высокая потребность в общении
Социально-ориентированное общение
Эмоциональная неустойчивость
Чувствительность к оценке посторонних
Чувство взрослости
Осознание временной перспективы
Кризис подросткового возраста
Идентификация личности и путаница ролей
Этот кризис переживают подростки в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональной сферах.
Общение
Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям.
Недостаточный опыт общения
В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна агрессия и замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций.
Чувство взрослости
Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается)
Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика
В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости
Самооценка
Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей.
Значимые взрослые
Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей.
Влияние родителей становится на этом этапе развития косвенным.
Самооценка
Помощь педагога
Выделять позитивные качества, а не только негативные
Снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие, показывать, что «эталоны» (взрослые) тоже ошибаются
Оказывать эмоциональную поддержку
Возрастные особенности старшеклассника
Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс.
В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному).
Завершается физическое развитие и половое созревание. Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности.
Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки.
«Кто Я?»
«Каково мое место?»
Возрастные особенности старшеклассников
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
Идентичность
Приходит понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков.
Возникает самостоятельность в решениях, приходит умение справляться с препятствиями и добиваться своего.
Укрепляется воля.
Утверждаются жизненные ценности.
Окончательно формируются идеалы дружбы, любви, семьи, общества.
Созидательные приемы работы педагога с учащимися
просьба;
поощрение (поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях);
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо;
всегда учитывайте состояние ребенка;
не унижайте ребенка;
соблюдайте закон неприкосновенности личности (определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил»);
«авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого еще не заслуживает;
умение прощать — необходимейшее качество для педагога.