Презентация по психологии «Этапы и кризисы развития и социализации личности»
Как организовать воспитательный процесс, чтобы педагог смог помочь каждому учащемуся пройти стадии социализации, стать социально-активной личностью?
Что такое личность? В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетические заданные предпосылки наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь
Социализация личности Формирование личности происходит в процессе социализация индивида Социализация представляет собой процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Восемь стадий психосоциального развития личности 1 0-1 год новорожденный Доверие-недоверие Доверие 2 1-3 года раннее детство Автономия-стыд, сомнение Автономия 3 3-6 лет возраст игры Инициатива-чувство вины Инициатива 4 6-12 лет младший школьный возраст Трудолюбие-чувство неполноценности Трудолюбие 5 12-19 лет средний и старший школьный возраст Я-идентичность-смешение ролей Идентичность 6 20-25 лет ранняя зрелость Близость-изоляция Близость 7 26-64 года средняя зрелость Творчество-застой Творчество 8 65 лет и далее поздняя зрелость Интеграция-отчаяние Интеграция
Дотрудовые стадии социализации Детство Индивид овладевает нормами социальной адаптации в обществе Отрочество Происходит индивидуализация личности, персонализация Юность Происходит процесс интеграции
Каждый возраст имеет свои отличительные признаки, которые определяются анатомо-физиологической зрелостью организма (внутренний фактор) и особенностями социальной ситуации (внешний фактор).
Особенности младшего школьного возраста
Творчество и комплекс неполноценности –первый кризис школьного возраста (6-11 лет) В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей. Уверенность-благоприятное разрешение этого конфликта.
Возрастные особенности первоклассника наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы) высокая утомляемость, низкий объем, концентрация и переключение внимания преобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое и интересное) недостаточный уровень развития мелкой моторики недостаточная регуляция собственного поведения (неорганизованность, суетливость, подвижность) эмоциональная неустойчивость (импульсивность, смена настроения)
Роль педагога в адаптации первоклассников формируйте самостоятельность и ответственность (определите обязанности) объясните важность и целесообразность школьных правил сделайте выполнение домашнего задания привлекательным для учащегося поддержите его при неудачах отмечайте даже самые незначительные успехи уделяйте внимание любым трудностям и проблемам
Психологические особенности второклассника более развитая самооценка повышение критичности к себе развитие мыслительных операций способность быстро связать новый материал с уже имеющимися знаниями конкретное мышление
Психологические особенности третьеклассника Осознанное отношение к учению Проявление интереса к познанию Происходят качественные преобразования в мыслительных процессах Активно развивается произвольность Память претерпевает изменения ( становятся доступны некоторые способы смыслового запоминания)
Психологические особенности четвероклассника У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к предметам Появляется индивидуальный стиль учебной работы Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними Окончательно закрепляется мотивация на ближайшие несколько лет Зависимость от оценки взрослых
Кризис «трудолюбие (творчество) – неполноценность» Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго - идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
Опасности Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности. Причины появления чувства неполноценности: Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”; Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную значимость и достоинство. Результат: дети могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.
Приемы взаимодействия с младшим школьником Безусловное принятие – это принятие ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть. Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. Поддерживайте успехи ребенка. Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
Психологические особенности учащихся средней школы Подростковый возраст — стадия развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь
Особенности возраста Высокая потребность в общении Социально-ориентированное общение Эмоциональная неустойчивость Чувствительность к оценке посторонних Чувство взрослости Осознание временной перспективы
Кризис подросткового возраста Идентификация личности и путаница ролей Этот кризис переживают подростки в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональной сферах.
Общение Общение со сверстниками становится необходимо для самоопределения, общение носит интимно-личностный характер. Подросток приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям.
Недостаточный опыт общения В тоже время опыт общения в этом возрасте часто бывает недостаточным. Подросток просто не знает как вести себя в той или иной ситуации. Так что помимо повышенной потребности в общении для этого возраста характерна агрессия и замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций.
Чувство взрослости Положительное: подросток стремится делать что-то полезное, социально-значимое (забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается) Отрицательное: часто перенимаются исключительно внешние показатели взрослости: курение, алкоголь, нецензурная лексика В данном случае необходимо поощрять общественно одобряемое проявление взрослости
Самооценка Самооценка складывается из знания своих качеств и отношения к ним. Знание подростки получают в основном от значимых взрослых, отношение формируется через сравнение собственных качеств с эталоном, через оценку значимости собственного вклада в жизнь окружающих значимых людей.
Значимые взрослые Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей. Влияние родителей становится на этом этапе развития косвенным.
Самооценка Помощь педагога Выделять позитивные качества, а не только негативные Снижать планку достижений, а точнее давать право на ошибку, признавать ее обучающее воздействие, показывать, что «эталоны» (взрослые) тоже ошибаются Оказывать эмоциональную поддержку
Возрастные особенности старшеклассника Период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту приходится примерно на 15—16 лет, то есть на 9—10 класс. В этом возрасте основной задачей является готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному). Завершается физическое развитие и половое созревание. Старшеклассники уже становятся в позицию наблюдателя по отношению к себе. Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Старшеклассник не может создать цельное представление о себе, отсюда переживания, беспокойство, неадекватные поступки. «Кто Я?» «Каково мое место?»
Возрастные особенности старшеклассников Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Подросток начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
Идентичность Приходит понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков. Возникает самостоятельность в решениях, приходит умение справляться с препятствиями и добиваться своего. Укрепляется воля. Утверждаются жизненные ценности. Окончательно формируются идеалы дружбы, любви, семьи, общества.
Созидательные приемы работы педагога с учащимися просьба; поощрение (поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях); если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо; всегда учитывайте состояние ребенка; не унижайте ребенка; соблюдайте закон неприкосновенности личности (определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил»); «авансирование личности» – высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого еще не заслуживает; умение прощать — необходимейшее качество для педагога.