Презентация «Реализация метода проектов на уроке технология»
Реализация метода проектов на уроках технологии Подготовила учитель технологии Серых Светлана Валентиновна
В педагогической и психологической науке проблеме проектного метода посвящено множество исследований. При различиях его трактовки этот метод представляет собой совокупность учебно – образовательных и учебно – воспитательных приемов, ориентированных на оптимальное вовлечение учащихся в самостоятельный процесс совместной творческой деятельности по реализации учебных проектов, завершающийся презентацией его результатов.
Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
Анализ историко – педагогической литературы позволяет выделить основные положительные стороны проектного метода: Выделение жизненно необходимых знаний в образовании. Возможность практического применения теоретических знаний при выполнении проекта. Мотивация деятельности учащихся. Осуществление межпредметных связей. Воспитание дисциплинированности, настойчивости в преодолении трудностей, деловых качеств личности Развитие инициативы и творческих способностей. Формирование навыков целеполагания, анализа, оценки результатов своего труда Формирование навыков бережного отношения к средствам и результатам труда, деньгам, времени Применение метода проектов способствует самоопределению учащихся в будущей профессиональной деятельности Развитие навыков коллективного труда, взаимопомощи.
Выделены основные составляющие и наиболее существенные характерные особенности учебного проекта: Наличие значимой в исследовательском творческом и практическом плане проблемы, решение которой требует обращения к исследовательскому поиску. Целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся; Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов и другие. Готовность педагога выступить в роли своеобразного консультанта для учащихся.
Классификация проектов (по Е.В. Фураевой) Автор Основание классификации Типы проектов У.Х. Килпатрик Вид целевой установки 1. 2. 3. 4. Созидательный - цель: практическое выполнение и использование Потребительский - цель: развитие потребительских качеств личности. Интеллектуальный - цель: развитие мышления Проект - упражнение, направленное на выработку определенных умений и навыков А. Стивенсон Уровень интеграции учебного материала 1. 2. Простой. Комплексный М. Уэльс По объему учебного материала и времени его проработки 1. 2. Большой - выполняется в течение учебного года Малый - разработка отдельных этапов большого проекта Е. Когаров Продолжительность 1. 2. 3. Хронологический Сезонный Датовый Форма организации 1. 2. 3. Структивные планирующие и итоговые Индивидуальные и групповые Групповые М. Рубинштейн По способам выполнения и завершения 1. 2. 3. 4. 5. Ручной Интеллектуальный Комплексный Незаконченный Законченный
Классификация проектов (дополнение к классификации Е.В. Фураевой; авторы: С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева) Автор Основание классификации Типы проектов А.И. Парамонов По степени реализации 1. Учебный - не предполагается реализация проекта или идея проекта нереализуема. 2. Длительностный - есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации В. И. Воропаев Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект) 1. Технический. 2. Организационный. 3. Экономический. 4. Социальный. 5. Смешанный Класс проекта (по составу проекта, по его структуре и по его предметной области) 1 . Монопроект - отдельный проект различных типа, вида, масштаба. 2. Мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, требующий много проектного управления. 3. Мегапроект - целевые программы развития отраслей, регионов и др. образований, включающий в свой состав ряд моно-и мульти проектов Вид проекта (по характеру предметной области проекта) 1. 2. 3. 4. Инвестиционный. Инновационный. Научно-исследовательской. Учебно-образовательный. Масштаб проекта (по размеру самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Межгосударственный. Международный. Национальный. Межрегиональный. Региональный. Межотраслевой. Отраслевой. Корпоративный. Ведомственный Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления) 1. 2. 3. Долгосрочный (более 5 лет). Среднесрочный (от 3 до 5 лет). Краткосрочный (до 3 лет) Н.В. Матяш По уровню сложности проектных заданий 1. 2. 3. Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу. Поисковые задания. Творческие задания, направленные на создание новых объектов По содержанию 1. 2. 3. 4. Проекты для решения конструктивно-технических задач. Проекты для разработки новых видов технологий. Проекты как решение задач производственно-коммерческого характера. Проекты как решение дизайн- задач.
Порядок выполнения проектов 1.Подготовителный этап: выбор учащимися темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения; определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта; составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проектов; определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта.
Порядок выполнения проектов 2.Конструкторский этап: рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального; сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам; разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда; разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов; распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).
Порядок выполнения проектов 3 .Технологический этап: выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; соблюдение правил техники безопасности
Порядок выполнения проектов 4.Заключительный этап: - самооценка качества выполненной работы.
Критерии оценки проекта 1. Оригинальность темы и идеи проекта. 2.Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования. 3.Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности. 4.Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры. 5.Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование, возможность массового производства.
ГОТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ: - этикетку с названием проекта; - пояснительную записку.
Структура творческого проекта пояснительная записка, творческая работа (изделие), защита творческого проекта.
Образец титульного листа Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № г.__________ Творческий проект по технологии «Декоративная подушка» Выполнил (а) ученик (ца)____________класса ____________________________________ Домашний адрес: ____________________________________ Руководитель-консультант учитель технологии ___________________________________ Тулун, 2011г.
Содержание пояснительной записки Обоснование возникшей проблемы и потребности. Схема обдумывания. Выявление основных параметров и ограничений. Теоретические сведения. История и современность. Банк идей. Эскизная проработка базового варианта. Требования к изделию. Дизайн-спецификация. Инструменты и оборудование. Материалы. Правила безопасности во время работы. Технология изготовления. Контроль качества. Экологическое обоснование. Экономическое обоснование. Реклама. Самооценка. Словарь терминов. Литература.
Требования к пояснительной записке 1.Обоснование возникшей проблемы и потребности. В данном разделе дается обоснование выбранной темы проекта, находят отражение ответы на следующие вопросы: почему выбрана эта тема, чем она интересна, каково ее значение. Особое внимание в данном разделе необходимо уделить практической значимости выполняемой работы.
Требования к пояснительной записке 2.Схема обдумывания. Схема должна включать основные аспекты работы над проектом. Учащийся, начиная проект, еще может не представлять, какую именно работу будет выполнять, но он должен четко знать, в какой последовательности она будет организована.
Требования к пояснительной записке 3.Выявление основных параметров и ограничений. В данном разделе необходимо установить основные требования к выполняемой работе. То есть определить рамки, в которых будет проходить работа над проектом.
Требования к пояснительной записке 4.Теоретические сведения. В данном разделе излагаются теоретические основы выбранной темы проекта, на базе которых в дальнейшем выполняется изделие.
Требования к пояснительной записке 5.История и современность. Данный раздел представляет собой историческую справку по выбранной теме проекта. Кроме этого здесь важно показать связь истории и современности вопроса.
Требования к пояснительной записке 6.Банк идей. После сбора необходимой информации учащиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения, стилем, назначением. Вариантов изделий должно быть не менее трех.
Требования к пояснительной записке 7.Эскизная проработка базового варианта. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия. Здесь обязательно наличие подробного эскиза изделия и его фото.
Требования к пояснительной записке 8.Требования к изделию. Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия
Требования к пояснительной записке 9.Дизайн-спецификация. Она представляет собой схему, которая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия.
Требования к пояснительной записке 10.Инструменты и оборудование. В данном разделе приводится описание инструментов и оборудования, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике, а также обоснование выбранных инструментов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы.
Требования к пояснительной записке 11.Материалы. В данном разделе приводится описание материалов, используемых для изготовления в выбранной технике, а также обоснование материалов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел может содержать также конфекционную карту, которая представляет собой образцы возможных используемых материалов.
Требования к пояснительной записке 12.Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования. Данный раздел содержит информацию о правилах безопасного выполнения тех или иных видов работ. Теоретический материал учащимся излагается своими словами и может сопровождаться иллюстрациями.
Требования к пояснительной записке 13.Технология изготовления. В этом разделе размещают технологическую карту изготавливаемого изделия. При этом технологическая карта должна быть представлена в виде таблицы
Требования к пояснительной записке 14.Контроль качества. В этом разделе перечисляются требования, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие.
Требования к пояснительной записке 15.Экологическое обоснование. представляет собой обоснование экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации.
Требования к пояснительной записке 16.Экономическое обоснование. Раздел посвящен экономическим расчетам себестоимости и цены изделия, а также размеров предполагаемой прибыли.
Требования к пояснительной записке 17.Реклама. В данном разделе дается реклама выполняемого проекта с указанием формы рекламного носителя (объявление в газете, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении и т. д.).
Требования к пояснительной записке 18.Самооценка. Нельзя недооценивать важность данного раздела. На этом этапе у учащегося формируется критическое мышление, развивается логика, умение анализировать и делать выводы.
Требования к пояснительной записке 19.Словарь терминов. В данный список достаточно включить от трех до пяти основных, наиболее часто употребляемых в проекте терминов. Конечно же, лучше, если эти термины будут напрямую связаны с основной темой проекта.
Требования к пояснительной записке 20.Литература. При работе над проектом используют различные источники информации. Поэтому важно рассказать учащимся об авторском праве и условиях использования различных источников информации, в том числе и возможностей Интернета.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Важной частью творческого проекта является контрольно-оценочный лист. Контрольно-оценочный лист составляется и заполняется учителем. Его структура зависит от тематики творческого проекта. Важными условиями для учителя при подготовке контрольно-оценочного листа являются понятность и объективность оценки, охват всех этапов работы над проектом, наглядность результатов оценки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Кроме контрольно-оценочного листа учитель готовит рецензию на творческий проект, в которой отражает все сильные и слабые стороны проделанной работы, вносит предложения для учащегося по совершенствованию выполненного изделия и устранению сделанных в ходе работы ошибок. Форму рецензии учитель выбирает сам, главное - в ней должна быть отражена следующая информация: автор, тема проекта, руководитель, оценка проекта.
ЛИТЕРАТУРА: Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования.// Школа и производство.-2001.-№ Технология. Организация проектной деятельности/ авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. З.А. Литова. Творческие проекты в школе. // Школа. – 2000.- № 1. Об использовании метода проектов в образовательной области « Технология». // Школа и производство. – 2000.- №6. Н. Пахомова. Учебные проекты: методология поиска. //Учитель. – 2000.- № 1. Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 296 с.
Творческие проекты