Технологическая карта урока истории в 7 классе «Время правления Петра I»
Технологическая карта урока истории
Класс 7
Предмет: история
Тема урока: «Время правления Петра 1»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: круглый стол
Тема |
Время правления Петра 1 |
|||
Тип урока |
Изучения нового материала |
|||
Цель урока |
Изучение истории России через призму исторической личности Петра1. |
|||
Задачи урока |
1.Знакомство с личностью Петра1: характеристика внутреннюю, внешнюю политику Петра 1; Знание определений Владение лентой времени 2.Развитие исторического мышления: самостоятельное оценивание исторические явления 3.Развивать мотивацию к изучению истории, и личности Петра1 |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Личностные компетености |
||
Уметь выделять достижения в деятельности Петра 1. Выделять положительные личностные качества государственного лидера Знать понятия, владеть лентой времени. уметь самостоятельно оценивать . |
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; оценивать свои и чужие поступки Предметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные: находить достоверную информацию в разных источниках; анализировать (выделять главное); определять понятия; обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия Коммуникативные: развивать у учащихся умение работать индивидуально и в парах; излагать своё мнение, аргументируя его; продуктивно взаимодействовать со своими партнерами; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
|||
Обязательный минимум содержания |
Петр1, Регентство, двоецарствие, Немецкая слобода Мануфактура. Гвардия, медаль, волонтер Верфь, Великое посольство, брандер, лавра. Протекционизм, меркантилизм Рекруты, регулярная армия Генеральное сражение, редут, фрегат, эскадра, десант Коллегия, генерал-прокурор, Губерния, Синод, Сенат, абсолютизм Табель о рангах, монополия Посессионные рабочие, экспорт, импорт, ревизия, подушная подать, челобитная, Ведомости, Кунсткамера, Ассамблеи Академия наук |
|||
Решаемые учебные проблемы |
Почему Петра I называют необычным царём? |
|||
Опережающее задание: |
Подобрать материал о деятельности Петра I для творческой работы в группах на темы 1.Детство Петра. Двоецарствие. Начало царствования Петра. |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Оборудование урока (ресурсы) |
||
Литература: «Медный всадник» Русский язык: правописание основных понятий урока Право/обществознание: «Табель о рангах» Искусство: кунсткамера , первая печатная газета Ведомости Информатика Работа с презентацией Экономика Развитие мануфактур |
Групповая, индивидуальная, самостоятельная |
Мультимедийный проектор Компьютер экран, доска, учебник, раздаточный материал
|
Этапы урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
Формируемые и осуществляемые способы деятельности |
Формируемые и осуществляемые способы деятельности |
Формируемые и осуществляемые способы деятельности |
|
1-й этап урока Этап создания проблемной ситуации. Формулирование проблемы. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА |
|||
Учитель приветствует учащихся, осуществляет проверку готовности, присутствия / отсутствия Класс заранее поделен на группы. Вводное слово У меня к вам один вопрос Кто из вас не слышал слово Санкт –Петербург ? Кто слышал ? Правильно его основал в 1703 г. ПЕТР 1 разговор сегодня будет о нем/о ПЕТРЕ 1 Именно об этой великой исторической личности мы будем говорить работая в группах Постановка проблемы: Главная задача которую мы должны решить Почему Петра называют ПЕРВЫМ и ВЕЛИКИМ царём? Я предлагаю провести урок в форме круглого стола. Но для начала я напомню вам что такое «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. , его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение). После каждого выступления мы с вами будем записывать все что мы сегодня узнаем на уроке в наш рабочий лист который лежит у вас на партах. Для чего мы это будем делать ? что бы в конце нашего урока мы смогли дать ответ на главную проблему урока. |
Слушание Ученики настраиваются на урок, слушают информацию о том, что будут делать на уроке. Соотносение услышанного и увиденное Принимают, слушают
|
Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачи; контролировать правильность ответов обучающихся |
2-й этап урока. Исследование проблемы |
|||
Что бы наш урок прошёл продуктивно я предлагаю выслушать ваши д/зи обсудить их, так же вы можете задавать друг другу вопросы Свое сообщение на расскажут ФИ 1(Детство Петра. Двоецарствие. Начало царствования Петра) Мы выслушали 1 группу и проследили, как формировалась личность Петра. Ребята есть ли у вас какие-то вопросы? Давайте запишем что мы узнали в наш рабочий лист. Сообщение учащихся 2 группе .Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 годов. С какой целью Петр совершил Азовские походы? Каковы итоги Азовских походов? Назовите цели и итоги Великого посольства Выступает 3 группа Северная война. Реорганизация армии. Создание морского флота. А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее? 4 группа Реформы центрального управления. Областная реформа. Управление городами. Табель о рангах. Церковная реформа Почему Петр издал указ, изменяющий порядок престолонаследия? . Как отныне должен был решаться вопрос о наследнике? С какой целью был издан Табель? 5 группа Экономическая политика Петра Каковы же особенности экономических преобразований Петра I Усиление государственного вмешательства в развитие экономики. (Практически всё промышленное строительство первой четверти 18 века было ориентировано на нужды армии и флота. Лишь с 1715 года царь стал поощрять частное предпринимательство. Одной из главных причин этого была неэффективность государственного управления многими мануфактурами. Поэтому в частные руки передавались, как правило, убыточные предприятия)
6 группа Народные движения первой четверти XVIII века Каковы причины восстаний ?Значение?
7 группа7.Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. Чем была вызвана необходимость проведения реформ в области культуры и образования Петром Великим? Почему новые элементы быта Петр вводил силой |
1.Детство Петра. Двоецарствие. Начало царствования Петра. 1) Как формировалась личность царя Петра I? 2) Почему Пётр был объявлен царём, минуя старшего брата Ивана. В каком году? 4) Чем можно объяснить свержение Софьи? В каком году? 5) Что значит «двоевластие»? 2.Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 годов. 1)Осознание Петром необходимости изучения и использования зарубежного опыта. 2)Два похода на Крым. 3)Оценка Азовским походам Петра. 4)Задачи и итоги Великого посольства Петра. 3.Северная война. Реорганизация армии. Создание морского флота. 1)Причины Северной войны. 2)События 1702-1703 годов. Основание Санкт-Петербурга. 3)Уроки «нарвской конфузии». Создание регулярной армии. 5) Создание военно-морского флота. 6)Итоги мирного договора в Ништадте. .Реформы центрального управления. Областная реформа. Управление городами. Табель о рангах. Церковная реформа. 1) Реформа органов центрального управления. 2) Необходимость принятия указа о единонаследии. 3) Цель областной реформы. 4) Новое в управлении городами. 5) Итоги церковной реформы. .Экономическая политика Петра. 1)Чем можно объяснить экономическое отставание России от ведущих европейских стран в начале XVIII века? 2)Главные направления экономической политики Петра. 3)Изменения в сельском хозяйстве России. 4)Причины бурного роста мануфактур. 5)Развитие ремесленного производства. 6)Развитие торговли. 7)Денежная реформа. 6.Народные движения первой четверти XVIII века. 1)Причины народных восстаний в первой четверти XVIII века. 2)Народные восстания первой четверти XVIII века. 3)Значение народных выступлений. 7. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. 1)Причины усиления внимания Петра к развитию научных знаний. 3)Введение гражданской азбуки. 4) Создание первого русского музея. 5)Достижения в науке. 6)Художественная культура при Петре I. 7)Почему новые элементы быта Пётр вводил силой? |
Слушание Излагают своё мнение, аргументируя его. Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Излагают своё мнение, аргументируя его. Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Учитывать другие мнения Учитывать другие мнения Согласовывать усилия по решению учебной задачи Договариваться и приходить к общему мнению и решению Учитывать другие мнения |
Делают ценностно значимые выводы высказывать свое мнение и аргументировать его; Делают ценностно значимые выводы высказывать свое мнение и аргументировать его; Делают ценностно значимые выводы высказывать свое мнение и аргументировать его; Делают ценностно значимые выводы высказывать свое мнение и аргументировать его; ; Делают ценностно значимые выводы высказывать свое мнение и аргументировать его; |
3-й этап урока. Заключительный |
|||
Итак, снова я возвращаю вас к проблеме урока: Почему Петра называют ПЕРВЫМ и ВЕЛИКИМ царём? Сделаем выводы. С 1697 года начинается единодержавное царствование Петра I. Весной 1697г. Россия снарядила Великое посольство в Европу для обучения 50-и молодых людей корабельному и военному делу. Пётр выехал с ними под видом урядника (самый младший казацкий чин) Михайлова. Он устроился на корабельной верфи и работал наравне со всеми: плотничал, столярничал, осваивал новые для него инструменты, запоминал сложные названия частей судна. Наш русский царь – ЛУЧШИЙ. Кроме того, в этом вопросе – он не только первый, но и единственный! Европа многому научила Петра. В том числе внешнему лоску и покрою одежды. Приняв знатных бояр, он первым делом ножницами, собственноручно, пообрезал им бороды, укоротил кафтаны. Бояре без бороды, да в коротких кафтанах – такое было на Руси впервые. И ещё тогда же повелел царь Пётр: начиная с 1700 года, считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января. Так что, друзья мои, зимними новогодними праздниками мы с вами обязаны Петру I. В 1700 г. 22 августа начинается более чем 20-летняя Северная война. Её цель – вернуть исконно русские земли вдоль Финского залива и Невы. Открыть выход к Балтийскому морю. По приказу Петра снимают колокола с церквей и монастырей отливают из них примерно 300 пушек и мортир. Такое на Руси было ВПЕРВЫЕ. Спустя время, подготовив и вооружив новых солдат и командиров, Петр осуществил новый штурм Нарвы и на этот раз вышел победителем! (а значит – ЛУЧШИМ) 16 мая 1703г. На заячьем острове близ финского залива по указанию Петра закладывается Петропавловская крепость. Этот же день считается днем основания города Санкт-Петербурга (здесь Петр основатель, а значит – ПЕРВЫЙ).Весной 1709 года состоялась знаменитая Полтавская битва. И в ней русские ПОБЕДИЛИ!После Полтавы, показывая всему миру, кто победитель, Петр объявляет Санкт-Петербург столицей русского государства.Весной 1714 года шведы вновь оживились. Потеряв преимущество на суше, укрепили свои морские силы. Возле полуострова Гангут попал в тяжелое положение корпус генерал-фельдмаршала Голицына. Преимущество было на стороне шведов. Но, внимательно изучив карту, Петр решил: где силой не возьмёшь, бери на ум и смекалку. Именно русская смекалка помогла решить исход сражения. Русские одержали ПОБЕДУ!0 августа 1721 г. со Швецией был заключён мирный договор. (Россия – победительница; Петр – ПОБЕДИТЕЛЬ) Победителям салютовала Петропавловская крепость, орудия кроншлота, пушки кораблей. Сенат, синод, генералитет собрались в Троицком соборе. Архиепископ Феофан произнес торжественные слова:Государь Петр Алексеевич достоин называться Отцом Отечества, императором, ВЕЛИКИМ.в Санкт-Петербурге открывает двери для обучения инженерству и кораблевождению первая в России Морская академия; открывается небывалая для Руси – медицинская школа, где обучали первых русских докторов; в 1724 году, за год до смерти, Петр I подписал указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией. В России появились первые русские студенты и гимназисты; в Санкт-Петербурге открылся первый российский общедоступный музей – кунсткамера, основанный Петром в 1714 году. Здание кунсткамеры – «Палаты редкостей» предназначалась для хранения коллекций «монстров и раритетов», собранных Петром I. Здесь же располагались обсерватория и библиотека; при Петре в первых русских типографиях печатаются русские книги новым шрифтом – «гражданским», Памятник императору Петру I, воздвигнутый в 1782 г. по желанию Екатерины II и воспетый А.С. Пушкиным, - первый памятник в России. Итак, Пётр был первым Петром в династии Романовых, поэтому, взойдя на престол, стал называться царем Петром I. Называться ПЕРВЫМ царь Пётр Алексеевич заслужил и многими своими делами, как военными, так и гражданскими. И эти великие дела, свершённые Петром I во благо и во славу Отечества, дали ему право называться ВЕЛИКИМ.Поэтому царь Пётр Первый – он первый, он лучший, он победитель, он ПЁТР ВЕЛИКИЙ! |
Анализируют (выделяют главное). Обобщают, делают выводы. Записывают окончательные выводы |
Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
Контролируют правильность ответов |
4-й этап урока Домашнее задание |
|||
Мотивирует познавательную активность для закрепления я вам предлагаю вам посмотреть фильм (Царевич Алексей) И ответить письменно на вопрос Как действовал в этой ситуации Петр 1, по отношению к своему сыну? Какие качества его личности здесь проявились ? Инструктирует по домашнему заданию Посмотреть фильм можно на сайте https://www.youtube.com/ Благодарит учащихся за работу и называет оценки за работу на уроке. |
Записывают д/з
|
Осознанно принимают информацию о дальнейшем знании Осознанно воспринимают инструкцию, усваивают учебную задачу |