Щерба Светлана Юрьевна,
Крутоголовая Дарья Алексеевна
учащиеся 9 А класса
Валеева Елена Николаевна
учитель технологии
2014
Липецкий завиток
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Наш Липецкий край имеет свои неповторимые особенности в народном декоративно-прикладном искусстве. Это знаменитые Елецкие кружева, Романовская игрушка, Добровская игрушка, тамбурная вышивка, белая строчка. Изучив на уроках технологии особенности каждого из промыслов, остановили свое внимание на вышивке тамбурным швом. На наш взгляд это тот вид декоративно-прикладного искусства, который мы могли бы освоить и выполнить творческую работу.
Цель проекта:
Создание декоративного панно, выполненного в традиционной технике вышивания тамбурным швом, для экспонирования в краеведческом уголке кабинета технологии
Для выполнения проекта
следует решить ряд соответствующих задач
изучить историю создания тамбурного шва в Липецком крае;
ознакомится с образцами вышивки декоративно прикладного творчества, находящимися в нашем краеведческом уголке;
выбрать для вышивки элементы, определить размеры, количество фрагментов панно;
разработать общую композицию панно, выбрать технику сбора элементов в воедино;
научиться выполнять тамбурный шов;
выполнить вышивку и оформить панно, применив различные техники декоративно-прикладного искусства.
История вышивания
Вышивка - выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям. Вышивка украшала одежду, предметы быта, церковную утварь – все, что имело утилитарное назначение
Вышивка один из самых распространенных видов рукоделия, относящийся к декоративно-прикладному искусству. Создание на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать.
Исследования
В Липецкий край вышивка пришла из Тамбова, так как Липецк в те времена относился к Тамбовской губернии. Поэтому и шов, которым выполнялся орнамент, назывался «тамбовский» тамбурный. Этот шов представляет собою следующие друг за другом петельки. Они исполнялись при помощи иглы или крючка по нанесенному на ткань узору
Изображения на орнаменте несли символический характер, и дошли до нас благодаря широкому распространению этой вышивки в середине 19 века в таких селах, как Сырское и Подгорное. Данные символы уходят своими корнями во времена архаики. Это такие элементы как «Древо жизни» (в том числе как символ рода), «Олень», «Конь», «Берегиня», «Лежалый дуб», «Виноградная лоза», изображения птиц
Провели поисково-сравнительный
анализ элементов, которые мы планируем изготовить для панно, с образцами вышитых рушников, экспонируемых в нашем краеведческом уголке
Элементы творческой работы «Липецкий завиток»
Технология выполнения вышивки
Тамбурный шов. Шов «цепочка» — это второе название тамбурного шва, поскольку он напоминает цепочку — ряд петель, выходящих одна из другой. Вышивать его можно в любом направлении по контуру рисунка
Материалы, инструменты и оборудование
Схемы-таблицы с мотивами орнаментов Липецкой вышивки;
Таблица с изображением знаков-символов;
Белая х/б ткань, белые и красные нитки, ножницы;
Швейные машины
Техника безопасности и культура труда
Вымыть руки. Так вы не испачкаете изделие и материалы.
Не трогать изделие влажными руками. Капли жидкости могут нарушить структуру ткани.
Не откусывать нитку зубами.
Делать перерывы.
Не вкалывать иголку в одежду.
Не оставлять иголку на рабочем месте без нитки.
Передавать ножницы кольцами вперед.
Следить за движением и положением ножниц. При неаккуратном обращении с ножницами можно или самой травмироваться или отрезать нечаянно нужную часть изделия.
Декоративно-художественная отделка
В центр панно решили разместить элемент аналогичного размера, выполненного в технике лоскутного шитья и аппликации, выполненной машинным способом шва «зигзаг». Проект изначально был назван «Липецкий завиток», поэтому это название мы решили отобразить в центре панно. Разрабатывали эскизы и выбрали элемент, символизирующий завиток Липецких мотивов.
Девять элементов собрали на одну полотняную основу, а между ними проложили полосы, выполненные в лоскутной технике. Лоскуты выбрали желтого, зеленого и красного цветов. Попытались провести аналогию с цветами липецкой символики
Заключение
Оказывается, что не только мастера вышивания дарят людям радость и красоту. Эту красоту можно сотворить и нам, было бы желание и смелость что-то сделать самим.
Когда мы разместили созданное нами панно в краеведческий уголок, увидели, как одноклассники с огромным интересом его рассматривали.
Теперь мы можем не только гордиться и восхищаться проделанной работой, он и с пониманием рассматривать экспонаты декоративно-прикладного творчества.
Хочется надеяться, что последующие классы, рассматривая экспонаты тоже захотят изучить, научиться и сделать что-то своими руками. Только так мы сможем сохранить традиции, мастерство и различные техники декоративно прикладное искусство не только Липецкого края, но и русского наследия.
Порфирьева Марина Ивановна
Валеева Елена Николаевна