Телекоммуникационный (сетевой) проект во внеурочной деятельности «Мир профессий»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Методическая разработка
Тема: Телекоммуникационный (сетевой) проект
во внеурочной деятельности «Мир профессий
автор: Карпенко Алёна Александровна
учитель истории I категории
МБОУ СОШ № 4
г. Николаевск-на-Амуре
2017 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………………2-4
Основная часть………………………………………………………..............4-9
Описание сетевого проекта……………………………………………4-7
Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта
во внеклассной работе по истории……………………………...........7-10
Заключение……………………………………………………………………10-11
Литература…………………………………………………………………….12-13
Приложения……………………………………………………………………13-18
Аннотация:
В настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса стали сетевые – технологии. Современная система образования требует использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Разработанный телекоммуникационный проект «Мир профессий» предоставит возможность педагогам ознакомиться с методикой активизации процесса обучения и воспитания во внеурочной деятельности посредством сетевого интерактивного взаимодействия. Представленная методика оптимизирует учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся в ходе реализации ФГОС через организацию сетевого проекта.
Введение
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить.
Информационно-технологические вызовы 21 века предполагают изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися. «Современные дети – дети сетевого столетия… Сегодняшнее детство часто называют детством информационной социализации…». 1 Поэтому одной из важнейшей задачей модернизации образования России считается применение сетевых технологий в школьной практике.
Современная система образования требует использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Одним из наиболее эффективных методов использования преимуществ телекоммуникаций для развития личности учащегося является проектный метод. Учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, результативность, итоговый продукт, что повышает его мотивацию к учению.
Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности4.
Компьютерные сети в обучении можно применять для совместного использования программных ресурсов, осуществления интерактивного взаимодействия, своевременного получения информации, непрерывного мониторинга качества полученных знаний и т. д. При таком образовании учебную деятельность учащийся осуществляет во взаимодействии с другими пользователями сети и с компьютером, т. е. учебная деятельность становится не индивидуальной, а совместной.
Главная и уникальная отличительная особенность телекоммуникационных проектов по сравнению с другими формами образовательной деятельности с использованием Интернета состоит в поэтапном решении школьниками проблем в сотрудничестве с дистанционными партнерами.5
Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.
В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.6
Тема методической разработки: «Телекоммуникационный (сетевой) проект во внеурочной деятельности «Мир профессий»» актуальна и своевременна.
Проблема профессионального самоопределения обучающихся в последнее время приобрела особую актуальность в связи с появлением новых профессий и возрастающими требованиями работодателей. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся признается «равноправной составляющей процесса образования, наряду с обучением и воспитанием»6. В «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования» особое внимание уделяется необходимости поиска новых форм профессиональной ориентации на всех уровнях образования, адекватных потребностям и интересам современных учеников. Одним из эффективных средств профессионального самоопределения учащихся, является сетевой проект.12
Цель: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым.
Задачи:
формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;
активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу
осознание целей выбора будущей профессии;
развитие навыков конструктивного взаимодействия;
приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности;
Доминирующая в телекоммуникационном проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.
При организации и проведении образовательного события необходимо учитывать:
интерес ребенка
на основе интереса строить деятельность
в ходе деятельности появляется творчество, инициатива
результаты, рефлексия
Итак, телекоммуникационные проекты – эффективное средство реализации ФГОС в образовательном пространстве в котором формируются, ценностно-смысловые, коммуникативные, продуктивные ключевые компетенции важные для каждого школьника.
Основная часть.
Описание проекта:
Сетевой внеурочный исследовательский проект «Мир профессий» посвящённый профориентации, реализован в рамках ФГОСов второго поколения.
Сетевой проект https://sites.google.com/site/mirprofssij направлен на создание условий для решения проблемы выбора профессии, которая стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе, на формирование познавательной активности и инициативности.
Актуальность проекта состоит в том, что вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения.
Телекоммуникационный проект «Мир профессий» предоставит подросткам возможность осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.
Основная идея сетевого проекта - конкретизировать содержание федерального компонента с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников о профессиях настоящего и будущего.
Тип проекта: исследовательский.
Срок реализации проекта: с 20.09.2016 по 20.04.2017
По продолжительности: 7 месяцев.
Предмет: внеурочная деятельность.
Участники проекта: учащиеся 8 классов.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Проблема: выбор профессии.
Цель проекта - исследовать значимость профессии в жизни человека и оказать информационную поддержку в выборе будущего профессионального пути.
Задачи проекта:
1. Выявить критерии для выбора профессии;
2. Изучить мир профессий;
3. Провести анкетирование своего внутреннего мира;
4. Изучить востребованность профессии на рынке труда;
5. Создать сайт-проект «Мир профессий».
Особенности сетевого проекта:
общая проблема;
общая цель деятельности;
общие методы, способы действий;
общий результат (сайт-проект), полученный в ходе телекоммуникации
Сервисы сетевого проекта:
Гугл www.google.com
Гугл-карта, документ, презентация, таблица.
Ютьюб.
Метапредметная связь: история, ИКТ, география, литература, информатика, русский язык.
В основу проекта положены системный, ценностный, компетентностный и деятельностный подходы. При этом системный, ценностный подходы являются основными: знания о профессиях конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в мире профессий: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей.
Проект строится на деятельностной основе - через " открытие" новых знаний, применение их в общении и представлении в различной форме в сети Интернет посредством ИКТ.
В ходе работы над сетевым проектом «Мир профессий» создаются условия, направленные на достижение новых образовательных результатов, то есть на освоение школьниками разнообразных способов деятельности и личностную самореализацию.
Планируемые результаты:
внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);
готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности; способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В качестве личностных результатов выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом.
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения.
2. Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта во внеурочной деятельности «Мир профессий».
№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность участников проекта |
1 |
Подготовительный (информацион но – аналитичес кий) |
планирование : Определение темы, идеи, конечного результата; Определение структуры проекта: Поиск единомышленников (участники проекта); Цели и задачи. Условия регистрации. Сроки реализации проекта. Этапы проведения проекта. Особенности проведения, виды деятельности. Формы взаимодействия организатора с участниками. Критерии оценивания работ участников и проекта. Формирование базы заданий Направляющие вопросы (проблемный и основополагающий). Этапы и сроки проведения проекта. Справочные материалы, перечень Web-сервисов, инструкции работы с сервисами. Разработка критериев оценивания этапов проекта. Результат проекта – сайт. Для организации сетевого проекта выбран сервис – Google Сайты. Создан шаблон проекта. (структурной единицей которого является веб-страница) приложение 1. https://sites.google.com/site/mirprofssij |
Анкетирование: определение уровня сформированности умений владения ИКТ и социальными сервисами потенциальных участников проекта
определение целей проекта, этапов, сроков проведения проекта, заданий для каждого этапа, подбор Интернет-сервисов; формирование проектных групп; актуализация правил безопасного поведения при работе в Интернете; создание сайта проекта |
2 |
Мотививоцион ный |
Опубликована информация (ссылка) о сетевом проекте, для привлечения к нему участников в дневнике.ру, на странице школьного сайта (http://nik4.edu.27.ru/?page=215 ) Вводная презентация проекта в 8 –х классах https://docs.google.com/presentation/d/14C3uDRq4DKq3ziVyU-U98Weg0rAmwAE7QMxnq5zuEyY/edit?authuser=0 Сетевой проект должен привлечь участников: - разнообразием предлагаемых тем; - добровольным участием |
Знакомство с сайтом проектом https://sites.google.com/site/mirprofssij страница «Главная» - с вводной презентацией. Отвечают на вопросы: «Почему?»(это важно для меня лично) «Зачем?»(мы делаем этот проект) «Что?»(для этого мы делаем) «Как?»(как мы это можем делать) «Что получится?» «Как? (решение проблемы) |
3 |
содержательно – деятельност ный |
Сетевая координация: Форма обратная связь, электронная почта, скайп. Консультации в реальном времени.
|
Работа со страницей «Главная» работа по заданию с документом совместного редактирования. Разместите притчи, сказки, высказывания народа о людях разных профессий. Чему учит народная мудрость? «Кем быть?» учащиеся знакомятся с вопросами и совместно отвечают на них, обсуждая в группах, заполняют документ совместного редактирования «Вкусы меняются» приложение 3. Страница «Как выбрать профессию» - отвечают на вопрос «Могу ли я стать тем, кем хочу?» работают с профориентационными тестами, роликом «Типичные ошибки при выборе профессии» обсуждают результаты (приложение 4) Страница «Профессии»- проводят совместную работу с родителями (опрос родителей по вопросам о профессии. Результат опроса размещают в совместно редактируемой презентации и делают вывод какая профессия самая востребованная среди родителей класса и знакомятся с широким спектором современных профессий (групповая и индивидуальная работа) приложение 5. Далее выполняется групповая работа по страницам «исчезающие профессии», «популярные профессии», «профессии будущего» , «виртуальная экскурсия» - создают мини-проекты. Приложение 6 Страница «Источники» - совместный проект по подбору ссылок в помощь участникам проекта и странички ССЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ ВИКТОРИНЫ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ ТРЕНИНГИ разрабатывались как совместные мини- проекты учащихся и учителя |
4 |
Презентац ия, защита проекта и рефлексия |
Подготовка учащихся к представлению сетевого проекта . Защита проекта. Критерии оценивания проекта: Соответствие теме. Наличие исследования. Грамотность. Дизайн. Оригинальность. |
Рефлексия обучающихся по плану: Что нового вы узнали? Чему научились? Возникли ли трудности в ходе выполнения заданий? Какие? Как вы с ними справились? Что было самым интересным на этапе? |
5 |
диагностико – результативный |
Анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами. |
Каждый участник сетевого проекта работал над своим мини-проектом по плану индивидуально (в группе), результаты размещались на сайте:
Этапы проекта |
Периоды проекта |
Содержание деятельности |
Поисковый |
Первый этап. |
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задачи мини-проекта. |
Аналитический |
Первый этап.. |
Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование. |
Практический |
Первый этап. . |
Выполнение запланированных действий по реализации мини-проекта. Представление результата в сети Интернет. |
Презентационный |
Первый этап. |
Подготовка и проведение презентации мини-проектов. сетевого проекта. Рефлексия. |
Контрольный |
Промежуточный |
Анализ результатов. Оценка качества мини-проекта. Сайта- проекта. |
Заключение
Телекоммуникационный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Сетевой проектный продукт невозможно или очень трудно создать «в одиночку». Широкая вовлечённость участников проекта: обучающихся, родителей создает дополнительный фактор достижения целей проекта. Успешная работа в этом виде деятельности, во многом зависит от сотрудничества детей между собой, взрослых и детей.
Создавая качественный продукт проектной деятельности и размещая его в сети Интернет, участники проекта становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть востребован в образовательном и воспитательном процессе учащимися, учителями предметниками, классными руководителями, общественностью.
Участие в телекоммуникационном проекте требует от его участников хорошего владения Интернет-технологиями. В сетевом проекте учатся все так как, каждый его участник, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики, ответственность за поведение в новой образовательной среде.
Осуществляя обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать обучающемуся возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности.
Таким образом, сетевой проект «Мир профессий» является эффективным средством профессионального самоопределения обучающихся, так способствует формированию ответственного отношения учащихся к осознанному выбору будущей профессии с учетом своих индивидуальных возможностей. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся расширяют знания о профессиях; получают представления о профессиях, которые будут востребованы в будущем; приобретают новый опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных формах деятельности. Кроме того, развивается коммуникативная и проектная компетентности учащихся; формируются контрольно-оценочные и рефлексивные навыки; происходит освоение сетевых сервисов, что способствует развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Телекоммуникационный проект «Мир профессий» построен так, что его можно продолжать, пополнять постоянно с привлечением новых участников.
Сетевой исследовательский проект " Мир профессий" реализованный во внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения развивает умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как: успешно работать с другими; принимать обдуманные решения; брать на себя инициативу; решать комплексные проблемы; управлять собой; эффективно общаться.
Литература:
«Стандарт – это норма необходимого разнообразия» / А.Г.Асмолов Интервью с А.Г.Асмоловым // Современноедошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.14–18. (http://sdo-journal.ru/journalnumbers/standart-eto-norma-neobhodimogo-raznoobraziya.html).
Образование в эпоху новых информационных технологий. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. [Электронный ресурс] : Режим доступа http://screen.ru/ikt/panasenko02.html.
Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. МЕТОД ПРОЕКТОВ технология компетентностно- ориентированного образования. (методическое пособие для педагогов и руководителей проектов учащихся основной школ. Издательство: «Учебная литература». 2006.
Д.Григорьев, П.Степанов Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности. //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - №8. - С.16-21.
(chrome-extension://ilhapdfjlmhfdgdbefpinebijmhjijpn/http://www.lab-modern.ru/files/met_proekt.pdf).
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Приложение 1. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Pril_7.pdf .
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 1999.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО Метод проектов http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.
Никитина Е. Л., Конышева А. В. Сетевой проект как эффективное средство профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 85–89. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770819.htm.
Серых Л.А. Особенности организации телекоммуниционных проектов для школьников - http://ito.edu.ru/2006/Samara/VIII/VIII-0-3.html
Е.Н. Ястребцева. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М., 2001. (http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/329/49329/24358)
Е. Н. Ястребцевой и Я. С. Быховского. Общая редакция: Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий
Программа Intel ® «Обучение для будущего» (Учебно-методическое пособие). Издательство: М.: «Русская Редакция» Год издания: 2003
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании. И.Роберт и др. – М: Дрофа, 2008 г.
Юдина И. А. Сетевой проект URL: http://goo.gl/fyfZ9R
Приложения:
Приложение 1
Web-страницы: ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА, КЕМ БЫТЬ?, КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ, ВЫБОР ПРОФЕССИИ
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, ИСЧЕЗАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ. ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОФЕССИИ, ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО
РЕФЛЕКСИЯ, ССЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ, ВИКТОРИНЫ, ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, ТРЕНИНГИ, УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ 11 КЛАССА, УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ 9 КЛАССА, ИТОГ
Приложение 2 https://sites.google.com/site/mirprofssij/
Приложение 3
страница «Кем быть?» https://sites.google.com/site/mirprofssij/home/kem-byt
Приложение 4.
Страница «Как выбрать профессию?» https://sites.google.com/site/mirprofssij/kak-vybrat-profesiu
Приложение 5.
Страница «Профессии» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii
Приложение 6 Мини-проекты «Виртуальный космический спасатель https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/virtualnaa-ekskursia «Исчезающие профессии» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/iscezausie-professii
«Востребованные профессии» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/popularnye-professii
«Профессии будущего» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/professii-budusego
Приложение 7
ССЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ ВИКТОРИНЫ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ ТРЕНИНГИ
Страница «Солдаты войны» - подборка роликов и документ совместного редактирования – воспоминания участников войны (приложение 9). https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/soldaty-vojny
Приложение 8. Страницы «Деловые игры» https://sites.google.com/site/mirprofssij/ssylki-i-istocniki/delovye-igry
«Тренинги» https://sites.google.com/site/mirprofssij/ssylki-i-istocniki/treningi
«Викторины» https://sites.google.com/site/mirprofssij/ssylki-i-istocniki/viktoriny
Приложение 9 Страницы:
УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ 11 КЛАССА https://sites.google.com/site/mirprofssij/ucitsa-posle-11-klassa