12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпенко Алена Александровна34
0

Телекоммуникационный (сетевой) проект во внеурочной деятельности «Мир профессий»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Методическая разработка

Тема: Телекоммуникационный (сетевой) проект

во внеурочной деятельности «Мир профессий


 


 


 


 

автор: Карпенко Алёна Александровна

учитель истории I категории

МБОУ СОШ № 4


 


 


 


 


 


 


 

г. Николаевск-на-Амуре

2017 год


 


 

Содержание:


 

Введение………………………………………………………………………2-4

Основная часть………………………………………………………..............4-9

Описание сетевого проекта……………………………………………4-7

Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта

во внеклассной работе по истории……………………………...........7-10

Заключение……………………………………………………………………10-11

Литература…………………………………………………………………….12-13

Приложения……………………………………………………………………13-18


 


 


 

Аннотация:

В настоящее время неотъемлемой частью образовательного процесса стали сетевые – технологии. Современная система образования требует использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Разработанный телекоммуникационный проект «Мир профессий» предоставит возможность педагогам ознакомиться с методикой активизации процесса обучения и воспитания во внеурочной деятельности посредством сетевого интерактивного взаимодействия. Представленная методика оптимизирует учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность обучающихся в ходе реализации ФГОС через организацию сетевого проекта.


 


 


 

Введение

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где и как я могу эти знания применить.


 

Информационно-технологические вызовы 21 века предполагают изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися. «Современные дети – дети сетевого столетия… Сегодняшнее детство часто называют детством информационной социализации…». 1 Поэтому одной из важнейшей задачей модернизации образования России считается применение сетевых технологий в школьной практике.

Современная система образования требует использования новых форм в обучении для развития и воспитания инициативных и творчески мыслящих учащихся, способных к самостоятельному принятию решений, поиску необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Одним из наиболее эффективных методов использования преимуществ телекоммуникаций для развития личности учащегося является проектный метод. Учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, результативность, итоговый продукт, что повышает его мотивацию к учению.

Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности4.

Компьютерные сети в обучении можно применять для совместного использования программных ресурсов, осуществления интерактивного взаимодействия, своевременного получения информации, непрерывного мониторинга качества полученных знаний и т. д. При таком образовании учебную деятельность учащийся осуществляет во взаимодействии с другими пользователями сети и с компьютером, т. е. учебная деятельность становится не индивидуальной, а совместной.

Главная и уникальная отличительная особенность телекоммуникационных проектов по сравнению с другими формами образовательной деятельности с использованием Интернета состоит в поэтапном решении школьниками проблем в сотрудничестве с дистанционными партнерами.5

Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.

В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.

Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.

В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.6

Тема методической разработки: «Телекоммуникационный (сетевой) проект во внеурочной деятельности «Мир профессий»» актуальна и своевременна.

Проблема профессионального самоопределения обучающихся в последнее время приобрела особую актуальность в связи с появлением новых профессий и возрастающими требованиями работодателей. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся признается «равноправной составляющей процесса образования, наряду с обучением и воспитанием»6. В «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования» особое внимание уделяется необходимости поиска новых форм профессиональной ориентации на всех уровнях образования, адекватных потребностям и интересам современных учеников. Одним из эффективных средств профессионального самоопределения учащихся, является сетевой проект.12

Цель: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым.

Задачи:

формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу

осознание целей выбора будущей профессии;

развитие навыков конструктивного взаимодействия;

приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности;

Доминирующая в телекоммуникационном проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.

При организации и проведении образовательного события необходимо учитывать:

интерес ребенка

на основе интереса строить деятельность

в ходе деятельности появляется творчество, инициатива

результаты, рефлексия

Итак, телекоммуникационные проекты – эффективное средство реализации ФГОС в образовательном пространстве в котором формируются, ценностно-смысловые, коммуникативные, продуктивные ключевые компетенции важные для каждого школьника.

Основная часть.

Описание проекта:

Сетевой внеурочный исследовательский проект «Мир профессий» посвящённый профориентации, реализован в рамках ФГОСов второго поколения.

Сетевой проект https://sites.google.com/site/mirprofssij направлен на создание условий для решения проблемы выбора профессии, которая стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе, на формирование познавательной активности и инициативности.

Актуальность проекта состоит в том, что вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения.

Телекоммуникационный проект «Мир профессий» предоставит подросткам возможность осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Основная идея сетевого проекта - конкретизировать содержание федерального компонента с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников о профессиях настоящего и будущего.

Тип проекта: исследовательский.

Срок реализации проекта: с 20.09.2016 по 20.04.2017

По продолжительности: 7 месяцев.

Предмет: внеурочная деятельность.

Участники проекта: учащиеся 8 классов.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Проблема: выбор профессии.

Цель проекта - исследовать значимость профессии в жизни человека и оказать информационную поддержку в выборе будущего профессионального пути.

Задачи проекта:

1. Выявить критерии для выбора профессии;

2. Изучить мир профессий;

3. Провести анкетирование своего внутреннего мира;

4. Изучить востребованность профессии на рынке труда;

5. Создать сайт-проект «Мир профессий».

Особенности сетевого проекта:

общая проблема;

общая цель деятельности;

общие методы, способы действий;

общий результат (сайт-проект), полученный в ходе телекоммуникации

Сервисы сетевого проекта:

Гугл www.google.com

Гугл-карта, документ, презентация, таблица.

Ютьюб.

Метапредметная связь: история, ИКТ, география, литература, информатика, русский язык.

В основу проекта положены системный, ценностный, компетентностный и деятельностный подходы. При этом системный, ценностный подходы являются основными: знания о профессиях конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в мире профессий: чем больше их обмен и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей.

Проект строится на деятельностной основе - через " открытие" новых знаний, применение их в общении и представлении в различной форме в сети Интернет посредством ИКТ.

В ходе работы над сетевым проектом «Мир профессий» создаются условия, направленные на достижение новых образовательных результатов, то есть на освоение школьниками разнообразных способов деятельности и личностную самореализацию.

Планируемые результаты:

внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);

готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности; способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

В качестве личностных результатов выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом.

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения.


 

2. Организация телекоммуникационного (сетевого) проекта во внеурочной деятельности «Мир профессий».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность участников проекта

1

Подготовительный

(информацион

но – аналитичес

кий)

планирование :

Определение темы, идеи, конечного результата;

Определение структуры проекта:

Поиск единомышленников (участники проекта);

Цели и задачи.

Условия регистрации.

Сроки реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

Особенности проведения, виды деятельности.

Формы взаимодействия организатора с участниками.

Критерии оценивания работ участников и проекта.

Формирование базы заданий

Направляющие вопросы (проблемный и основополагающий).

Этапы и сроки проведения проекта.

Справочные материалы, перечень Web-сервисов, инструкции работы с сервисами. Разработка критериев оценивания этапов проекта. Результат проекта – сайт.

Для организации сетевого проекта выбран сервис – Google Сайты. Создан шаблон проекта. (структурной единицей которого является веб-страница) приложение 1. https://sites.google.com/site/mirprofssij

Анкетирование: определение

уровня сформированности умений владения ИКТ и социальными сервисами потенциальных участников проекта


 

определение целей проекта, этапов, сроков проведения проекта, заданий для каждого этапа, подбор Интернет-сервисов; формирование проектных групп; актуализация правил безопасного поведения при работе в Интернете; создание сайта проекта

2

Мотививоцион

ный

Опубликована информация (ссылка) о сетевом проекте, для привлечения к нему участников в дневнике.ру, на странице школьного сайта (http://nik4.edu.27.ru/?page=215 )

Вводная презентация проекта в 8 –х классах https://docs.google.com/presentation/d/14C3uDRq4DKq3ziVyU-U98Weg0rAmwAE7QMxnq5zuEyY/edit?authuser=0

Сетевой проект должен привлечь участников:

- разнообразием предлагаемых тем;

- добровольным участием

Знакомство с сайтом проектом https://sites.google.com/site/mirprofssij страница «Главная» - с вводной презентацией.

Отвечают на вопросы:

«Почему?»(это важно для меня лично)

«Зачем?»(мы делаем этот проект)

«Что?»(для этого мы делаем)

«Как?»(как мы это можем делать)

«Что получится?» «Как? (решение проблемы)

3

содержательно – деятельност

ный

Сетевая координация:

Форма обратная связь, электронная почта, скайп.

Консультации в реальном времени.


 


 

Работа со страницей

«Главная» работа по заданию с документом совместного редактирования.

Разместите притчи, сказки, высказывания народа о людях разных профессий. Чему учит народная мудрость?

«Кем быть?» учащиеся знакомятся с вопросами и совместно отвечают на них, обсуждая в группах, заполняют документ совместного редактирования «Вкусы меняются» приложение 3.

Страница «Как выбрать профессию» - отвечают на вопрос «Могу ли я стать тем, кем хочу?» работают с профориентационными тестами, роликом «Типичные ошибки при выборе профессии» обсуждают результаты (приложение 4)

Страница «Профессии»- проводят совместную работу с родителями (опрос родителей по вопросам о профессии. Результат опроса размещают в совместно редактируемой презентации и делают вывод какая профессия самая востребованная среди родителей класса и знакомятся с широким спектором современных профессий (групповая и индивидуальная работа) приложение 5.

Далее выполняется групповая работа по страницам «исчезающие профессии», «популярные профессии», «профессии будущего» , «виртуальная экскурсия» - создают мини-проекты. Приложение 6

Страница «Источники» - совместный проект по подбору ссылок в помощь участникам проекта и странички ССЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ ВИКТОРИНЫ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ ТРЕНИНГИ

разрабатывались как совместные мини- проекты учащихся и учителя

4

Презентац

ия, защита проекта и рефлексия

Подготовка учащихся к представлению сетевого проекта .

Защита проекта.

Критерии оценивания проекта:

Соответствие теме.

Наличие исследования.

Грамотность.

Дизайн.

Оригинальность.

Рефлексия обучающихся по плану:

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Возникли ли трудности в ходе выполнения заданий? Какие?

Как вы с ними справились?

Что было самым интересным на этапе?

5

диагностико – результативный

Анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами.

Каждый участник сетевого проекта работал над своим мини-проектом по плану индивидуально (в группе), результаты размещались на сайте:

Этапы проекта

Периоды проекта

Содержание деятельности

Поисковый

Первый этап.

Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задачи мини-проекта.

Аналитический

Первый этап..

Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический

Первый этап.

.

Выполнение запланированных действий по реализации мини-проекта. Представление результата в сети Интернет.

Презентационный

Первый этап.

Подготовка и проведение презентации мини-проектов. сетевого проекта. Рефлексия.

Контрольный

 Промежуточный

Анализ результатов. Оценка качества мини-проекта. Сайта- проекта.


 

Заключение

Телекоммуникационный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Сетевой проектный продукт невозможно или очень трудно создать «в одиночку». Широкая вовлечённость участников проекта: обучающихся, родителей создает дополнительный фактор достижения целей проекта. Успешная работа в этом виде деятельности, во многом зависит от сотрудничества детей между собой, взрослых и детей.

Создавая качественный продукт проектной деятельности и размещая его в сети Интернет, участники проекта становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть востребован в образовательном и воспитательном процессе учащимися, учителями предметниками, классными руководителями, общественностью.

Участие в телекоммуникационном проекте требует от его участников хорошего владения Интернет-технологиями. В сетевом проекте учатся все так как, каждый его участник, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики, ответственность за поведение в новой образовательной среде.

Осуществляя обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать обучающемуся возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности.

Таким образом, сетевой проект «Мир профессий» является эффективным средством профессионального самоопределения обучающихся, так способствует формированию ответственного отношения учащихся к осознанному выбору будущей профессии с учетом своих индивидуальных возможностей. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся расширяют знания о профессиях; получают представления о профессиях, которые будут востребованы в будущем; приобретают новый опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных формах деятельности. Кроме того, развивается коммуникативная и проектная компетентности учащихся; формируются контрольно-оценочные и рефлексивные навыки; происходит освоение сетевых сервисов, что способствует развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Телекоммуникационный проект «Мир профессий» построен так, что его можно продолжать, пополнять постоянно с привлечением новых участников.

Сетевой исследовательский проект " Мир профессий" реализованный во внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения развивает умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как: успешно работать с другими; принимать обдуманные решения; брать на себя инициативу; решать комплексные проблемы; управлять собой; эффективно общаться.


 

Литература:

«Стандарт – это норма необходимого разнообразия» / А.Г.Асмолов Интервью с А.Г.Асмоловым // Современноедошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.14–18. (http://sdo-journal.ru/journalnumbers/standart-eto-norma-neobhodimogo-raznoobraziya.html).

Образование в эпоху новых информационных технологий. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. [Электронный ресурс] : Режим доступа http://screen.ru/ikt/panasenko02.html.

Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. МЕТОД ПРОЕКТОВ технология компетентностно- ориентированного образования. (методическое пособие для педагогов и руководителей проектов учащихся основной школ. Издательство: «Учебная литература». 2006.

Д.Григорьев, П.Степанов Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности. //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - №8. - С.16-21.

(chrome-extension://ilhapdfjlmhfdgdbefpinebijmhjijpn/http://www.lab-modern.ru/files/met_proekt.pdf).

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Приложение 1. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Pril_7.pdf .

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 1999.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО Метод проектов http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.

Никитина Е. Л., Конышева А. В. Сетевой проект как эффективное средство профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 85–89. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770819.htm.

Серых Л.А. Особенности организации телекоммуниционных проектов для школьников - http://ito.edu.ru/2006/Samara/VIII/VIII-0-3.html

Е.Н. Ястребцева. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М., 2001. (http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/329/49329/24358)

Е. Н. Ястребцевой и Я. С. Быховского. Общая редакция: Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий

Программа Intel ® «Обучение для будущего» (Учебно-методическое пособие). Издательство: М.: «Русская Редакция» Год издания: 2003

Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании. И.Роберт и др. – М: Дрофа, 2008 г.

Юдина И. А. Сетевой проект URL: http://goo.gl/fyfZ9R


 

Приложения:

Приложение 1

Web-страницы: ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА, КЕМ БЫТЬ?, КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ, ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, ИСЧЕЗАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ. ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОФЕССИИ, ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

РЕФЛЕКСИЯ, ССЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ, ВИКТОРИНЫ, ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, ТРЕНИНГИ, УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ 11 КЛАССА, УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ 9 КЛАССА, ИТОГ


 

Приложение 2 https://sites.google.com/site/mirprofssij/


 

Приложение 3

страница «Кем быть?» https://sites.google.com/site/mirprofssij/home/kem-byt


 


 

Приложение 4.

Страница «Как выбрать профессию?» https://sites.google.com/site/mirprofssij/kak-vybrat-profesiu


 

Приложение 5.

Страница «Профессии» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii


 

Приложение 6 Мини-проекты «Виртуальный космический спасатель https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/virtualnaa-ekskursia «Исчезающие профессии» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/iscezausie-professii

«Востребованные профессии» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/popularnye-professii

«Профессии будущего» https://sites.google.com/site/mirprofssij/professii/professii-budusego


 


 

Приложение 7

ССЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ ВИКТОРИНЫ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ ТРЕНИНГИ


 

Страница «Солдаты войны» - подборка роликов и документ совместного редактирования – воспоминания участников войны (приложение 9). https://sites.google.com/site/proektipomnitmirspasennyj/2-stranicy-proekta/soldaty-vojny

 

Приложение 8. Страницы «Деловые игры» https://sites.google.com/site/mirprofssij/ssylki-i-istocniki/delovye-igry

«Тренинги» https://sites.google.com/site/mirprofssij/ssylki-i-istocniki/treningi

«Викторины» https://sites.google.com/site/mirprofssij/ssylki-i-istocniki/viktoriny


 

Приложение 9 Страницы:

УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ 11 КЛАССА https://sites.google.com/site/mirprofssij/ucitsa-posle-11-klassa

УЧИТЬСЯ ПОСЛЕ 9 КЛАССА

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.