Презентация проекта "Влияние русской поэзии XIX-XX веков на музыкальное творчество советского композитора Г.В.Свиридова"
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ По литературе на тему: «Влияние русской поэзии XIX-XX веков на музыкальное творчество советского композитора Георгия Васильевича Свиридова»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Выяснить, как поэзия великих русских поэтов XIX-XX веков повлияла на советскую музыку, благодаря творчеству Свиридова.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Узнать, каков жизненный и творческий путь Свиридова. Выяснить, в чём состоит сходство и различие основных мыслей в произведениях Свиридова и его любимых поэтов. Понять, каковы основные идеи творчества композитора.
ГИПОТЕЗА Я предполагаю, что в произведениях композитора, написанных на стихи разных авторов, музыка предназначена для духовного совершенствования человека.
ОПРОС
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ Свиридова называли последним представителем русской классической музыки. Это композитор, создавший свой мир в современной музыке – мир великого вдохновения и совершенства.
ДЕТСТВО КОМПОЗИТОРА Композитор родился 16 декабря 1915 г. в маленьком городке Фатеже возле Курска. С 1929 по 1932 г. он учился в курской музыкальной школе. К этому же времени относятся первые опыты сочинения музыки. ДОМ-МУЗЕЙ СВИРИДОВА В ГОРОДЕ ФАТЕЖЕ
ОБРАЗОВАНИЕ 1932 г. - поступление в Ленинградский ценральный музыкальный техникум. В 1936 г. - поступление в Ленинградскую консерваторию.
СВИРИДОВ И ПУШКИН В 1964 году Свиридов написал музыку для кинофильма «Метель» по пушкинской повести. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов композитор составил музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». В 1978 году был написан хоровой концерт «Пушкинский венок», в который вошли стихи Пушкина: "Зимнее утро", "Колечушко, сердечушко", "Мери", "Эхо", "Греческий пир", "Камфара и мускус", "Зорю бьют", "Наташа", "Восстань, боязливый", "Стрекотунья белобока".
СВИРИДОВ И БЛОК В 60-е годы одно за другим появляются три «блоковских» сочинения Свиридова — «Петербургские песни», «Грустные песни» и «Голос из хора». Над вокальным циклом «Петербургские песни» композитор работал на протяжении 1961—1963 годов. Для него Свиридов отобрал стихотворения «Перстень-страданье», «Как прощались, страстно клялись», «Вербочки», «На Пасхе», «На чердаке», «Колыбельная песенка», «В октябре» и «Мы встретились с тобою в храме».
СВИРИДОВ И ЕСЕНИН "Поэма памяти Сергея Есенина": "Край ты мой заброшенный", "Поёт зима – аукает", " В том краю, где жёлтая крапива", "Молотьба", "Ночь под Ивана Купала", "Крестьянские ребята, "Я – последний поэт деревни", "Небо – как колокол". Вокальный цикл "У меня отец – крестьянин": "Сани", "В сердце светит Русь", "Берёзка","Рекрута", "Песня под тальянку", "Вечером", "Есть одна хорошая песня у соловушки". Кантата "Деревянная Русь": "Прощай, родная пуща", "Топи да болота", "Я странник убогий", "Не ищи меня ты в Боге".
СВИРИДОВ И МАЯКОВСКИЙ В основе "Патетической оратории", написанной Свиридовым в 1959 году лежат произведения Маяковского: фрагменты поэмы "Хорошо!", стихотворений "Разговор с товарищем Лениным", "Последняя страничка гражданской войны", "Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".
СВИРИДОВ И ПАСТЕРНАК Для своей маленькой кантаты "Снег идёт" Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества Пастернака: «Снег идет...» (1957), «Душа» (дата написания неизвестна, стихотворение в СССР не публиковалось и было взято Свиридовым из зарубежного источника) и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году.