12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2 им. П.И. Чайковского»

Методическая разработка

на тему:

«Творчество женщин-художниц XVIII-XIX веков»

Выполнила:

Преподаватель ДШИ №2

Ковалева Виктория

Александровна

Брянск 2017

 

 

Аннотация

Актуальность: актуальность работы заключается в том, что она представляет опыт специального исследования по данной проблеме в культурологии ХVIII - XIX века. Анализ творческой деятельности художниц дается во взаимосвязи с историческими событиями.

Проблематика: тема «Творчество женщин-художниц» в искусствознании и культурологии оставалась мало изученной. Большинство исследователей, анализируя конкретно-историческую содержательность творчества художников или определенный художественный метод, редко обращаются к художественному наследию, созданному женщинами, и женское творчество остается как бы за рамками культурного развития ХVIII - XIX века. В этой работе затронута тема женского творчества в культуре. Интересны как сами художественные произведения, исполненные женщинами, так и возможные особенности, отличающие работы, художниц от работ, созданных художниками.

 

Цель: цель работы состоит в исследовании творчества художниц, работавших в период с ХVIII по XIX век, как яркого художественного феномена в культуре.

Задачи:

-рассмотрение исторического контекста эпохи;

-определение культурно-исторических предпосылок возникновения этого явления;

-анализ влияния различных направлений в искусстве на формирование художественного мировоззрения мастериц;

-изучение специфики почерка художниц;

-анализ влияния женского творчества, как явления, на искусство в целом.

Адресат: учащиеся отделений изобразительного искусства детских школ искусств.

Условия реализации: использование в образовательной деятельности ДШИ на отделениях изобразительного искусства по предмету «История искусств».

Содержание: творчество художниц XVIII - последней трети XIX веков, как любительниц, так и профессионалов, до сего момента, не было объектом комплексного и всестороннего изучения. Оно не привлекало внимание специалистов, в то время, как практически все, предыдущие исследователи, скрупулезно изучали творчество художников-мужчин в контексте взаимовлияния искусства и культуры.

Оглавление работы:

Глава 1. ЖЕНСКОЕ ИСКУССТВО ЦАРСКОГО ДВОРА.

Глава 2. ХУДОЖНИЦЫ-ЛЮБИТЕЛЬНИЦЫ В РОССИИ.

Глава 3. ХУДОЖНИЦЫ и ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Творчество женщин-художниц XVIII-XIX веков

Глава 1. ЖЕНСКОЕ ИСКУССТВО ЦАРСКОГО ДВОРА.

Творчество женщин-художниц XVIII и первой половины XIX веков в России, когда художницы, работавшие профессионально, были буквально наперечет, является, безусловно, ценным предметом для изучения.

Исследуя работы, созданные художницами, мы встаем перед проблемой академического характера - существует ли особое женское письмо и какие факторы, прежде всего, влияют на формирование такой особенности - исторические, биологические или же изначально другие параметры.

Очень важный мотив исследования - это возможность взглянуть на мир глазами женщины, которую может предоставить только визуальное искусство. Именно оно позволяет нам проследить, как на протяжении столетий меняется женский взгляд.

С XVII-XX веков статус женщин, принадлежавших к правящей династии, существенным образом менялся: от затворнического, «теремного» существования «во внутренних покоях дворцов», до выхода на авансцену политической жизни. Переломным в положении женщин из царской семьи оказалось правление Петра I, во времена которого женщины высшего сословия стали непременными участницами государственных торжеств и светских развлечений.

В середине XVIII века во время правления дочери Петра I Елизаветы Петровны искусство России получает бурное развитие за счет притока иностранных мастеров. Однако сама императрица, вероятно, не обладала художественными талантами, по крайней мере, нам неизвестны произведения искусства, созданные ею.

Русские мастера живописи и архитектуры были обязаны своим развитием иностранным учителям, преподававшим у себя в мастерских, так как Академия художеств была основана в последние годы царствования Елизаветы, и плоды ее деятельности относятся уже ко времени правления Екатерины Великой

Идеей просвещения была отмечена вся вторая половина XVIII века. Екатерина II считала, что осуществить широкую просветительскую деятельность, возможно, было только при выполнении трех условий: хорошего законодательства, достойной литературы, воспитывающей общество, и, наконец, специально приспособленной для этой деятельности школы.

Екатерина Великая оставила свой след в культуре России и как писательница-мемуаристка и как художница: ее руке принадлежит рисованная обложка театрального либретто «Феб», работы декоративно-прикладного характера - костяные шахматы, миниатюры, собранные в российских музеях. Специального исследования личности императрицы как художницы нет, но о ее художественных талантах упоминается в ряде статей: Маркиной Л.А. «Екатерина Великая и Москва» ; «Художницы в России: от барокко до модерна»; Каменецкой Н.Ю. и Юрасовской Н.М. «Искусство женского рода».

Вплоть до вступления на престол императора Александра III августейшие особы не проявляли интереса к художественному творчеству. И только супруга Александра III, названная также Марией Федоровной (1847-1928), оставила свой след в истории не только как российская правительница и мать последнего императора Николая II, но и как талантливая художница.

Музей изобразительных искусств Республики Карелия - единственное место, где можно познакомиться с живописными произведениями Императрицы Марии Фёдоровны, матери последнего русского царя Николая II. Выставка работ Императрицы Марии Фёдоровны посвящена малоизвестному аспекту ее деятельности - художественному творчеству и коллекционированию. Супруга император Александра III имела склонность к художеству, "овладела колоритом и вкусом к краскам", как писал её учитель - известный русский художник А.П.Боголюбов.

Главными экспонатами выставки является акварель и два натюрморта с вензелем Марии Фёдоровны. Лучший из них, созданный в 1869 году, композицией напоминает работы "малых голландцев". Однако, натура - русская, и, скорее всего, это "пасхальный натюрморт".

Акварель "Скряга"(1890) - вероятно, тщательно исполненная копия с какого - то оригинального живописного произведения. По словам замечательного мастера морских баталий и пейзажной живописи А.П.Боголюбова, бывшего учителем Марии Фёдоровны и Александра III, "она (Императрица) овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо".

Глава 2. ХУДОЖНИЦЫ-ЛЮБИТЕЛЬНИЦЫ В РОССИИ.

Особым и малоизученным пластом русской культуры конца XVIII - последней трети XIX века стало творчество дилетанток. В истории российской художественной культуры категория любительства неотделима от становления и развития художественного образования в стране и выступает одновременно как элемент развития национальной художественной культуры, и как одна из основ формирования общественной инициативы в области культуры. Феномен любительства может явиться предметом исследования, в котором необходимо анализировать семейные, домашние формы художественного воспитания, просвещения в дворянской среде. В этом исследовании, мы затрагиваем тему женского творчества и в работах дилетанток ищем отражение художественных идей и стилей, применявшихся в профессиональном искусстве России.

Любительское искусство - это часть масштабной историко-художественной традиции, поскольку оно совмещает в себе черты фольклора и станкового профессионального творчества.

Развитие станкового искусства и прикладной альбомной графики, во многом идет параллельно, и порой профессиональные художники, создающие большие полотна, оставляли зарисовки на альбомных страницах. Альбомное творчество, распространенное в конце XVIII -начале XIX веков имело большое значение в дилетантском искусстве. Страницы «памятных книжек» часто украшали своими рисунками художницы-любительницы из разных социальных слоев российского общества. В этих работах отражались модные тенденции в искусстве того времени и одновременно они служили зеркалом женского домашнего художественного образования, единственно доступного в России вплоть до середины XIX столетия. Среди дилетантских работ были рассмотрены также станковые произведения.

В целом, любительское искусство в России представляет эпоху как бы изнутри, иногда несколько наивно, копируя живописные приемы известных мастеров.


 

Глава 3. ХУДОЖНИЦЫ и ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Творчество профессиональных художниц конца XVIII-первой половины XIX века, работавших в России стало основным. В этой части мы обращаем внимание на образовательный аспект. Как менялось отношение к профессиональному обучению женщин в России, каковы факторы развития художественного образования.

Появление иностранных художниц в XVIII веке в России, во многом подвигло женскую часть российского общества к штурму вершин профессионального обучения, как у себя на родине, так и за границей, осуществившегося, правда, только к середине XIX столетия.

Эпоха Просвещения открыла более широкие возможности, чем раньше, для женщин, профессионально заниматься искусством. В это время было велико стремление снять разного рода социальные ограничения для свободного проявления способностей человеческого разума, что послужило основой женского художественного движения в Европе и России в XIX веке.

По приглашению царя-реформатора Петра I в начале XVIII столетия в Россию прибыл немецкий живописец Георг Гзель с супругой-художницей Доротеей Марией Генриеттой Гзель. Впоследствии она наравне с мужем будет служить в Императорской Академии наук, ведя рисовальные классы, и получать равное с мужем жалованье (360 рублей в год). Эти факты говорят о прогрессивности взглядов руководства Академии в вопросах оплаты труда, когда при выполнении одинаковой работы не ущемляются права женщины.

До наших дней сохранились написанные в России картины Георга Гзеля («Суета сует». Ок. 1700г.)

Во второй половине XVIII века в России работала скульптор Мари-Анн Колло (1748-1821), приехавшая в страну вместе с создателем знаменитого «Медного всадника», французским ваятелем Этьеном Морисом Фальконе (17161791) в этом известном монументе Колло доверили исполнить голову Петра Великого. Это не единственная ее работа, француженка много трудилась в Петербурге и его окрестностях над декоративно-монументальными композициями. Так, в 1771 году Мари-Анн Колло выполнила медальоны с аллегорическими изображениями и панегирическими надписями в честь графа Григория Григорьевича Орлова (1734-1783) для триумфальных мраморных ворот в Царском Селе. В Третьяковской галерее хранятся редкие образцы ее творчества, запечатлевшие профильные изображения Петр Великого и Екатерины Великой.

В последнее десятилетие XVIII столетия на всю Европу прозвучало имя Э.Виже-Лебрен - портретистки, виртуозно владевшей кистью. В 1800 году художница была избрана почетным вольным общником ИАХ, что являлось настоящим прорывом в женском художественном движении России: иностранка создала прецедент признания живописного мастерства у Бедретдинова.

     

Автопортрет , 1790г.           Портрет Этьена Виже(брата художницы) ,1773г.

Портрет Марии Антуанетты , 1783

Следующей художницей-иностранкой, удостоившейся такого же звания в 1841 году, стала британская портретистка Кристина Робертсон-Сандерс.

 

Автопортрет. Около 1822.                 Александра Федоровна , 1841

«Дети с попугаем» , 1850

Подводя итоги комплексного обзора исследований творческой деятельности художниц в России можно констатировать, во-первых, что проблема женского творчества изучалась лишь фрагментарно, без выявления общего корпуса любительского и профессионального творчества и их взаимоотношений, а во-вторых, что период с XVIII до первой половины XIX века явился очень важным этапом в становлении женского творчества и стал той почвой, на которой произросло все будущее женское искусство, составившее поистине золотой фонд российской и мировой культуры.

 

 

Список литературы:

1. Алексеева Т.В. Бытовой жанр// История русского искусства. М., 1961. Т.VII.

2. Алексеева Т.В. Русский портрет на рубеже XVIII-XIX веков//Проблемы портрета. М.,1973,

3. Алпатов М.В. Синтез искусств в эпоху барокко//Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963, 425 с.

4. Английская живопись. Каталог ГЭ. Л., 1969, 45 с.

5. Бакунинский А.В. Живопись и рисунок XVIII-XIX в Цветковской галерее. М.-Л., 1925, 34 с.

6. Врангель Н.Н. Императрица Елизавета и искусство ее времени// Свойства века. Статьи по истории Русского искусства барона Н.Н.Врангеля. СПб., 2001, 273 с.

7. Врангель Н.Н. Иностранцы в России//Старые годы. 1911.№7-9, 115 с.

8. Врангель Н.Н. Иностранцы XVIII века в России//Венок мертвым. Художественно-исторические статьи. Спб., 1913, 190 с.

9. Врангель Н.Н. Портретная галерея русских деятелей. СПб., 1864-1865, 200 с.

10. Врангель Н.Н. Русский музей императора Александра Ш. СПб., 1904.

11. Врангель Н.Н. Художественные забавы императрицы Марии Федоровны. СПб., 1913

12. Живопись XVIII начало XX века. Каталог ГРМ. Л., 1980.

13. Живопись XVIII начало XX века. Каталог ГРМ. СПб., 1998.

14. Жидков Г.В. Русское искусство XVIII века. М., 1951.

15. Западноевропейская живопись. Каталог ГЭ. Д., 1981.

16. Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907, 748 с.

17. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля. К., 1994.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Дементьева Ирина Михайловна, 21.06.17 в 22:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Многое узнала.

Шестакова Айгуль Инсафовна, 23.06.17 в 06:23 0Ответить Пожаловаться
Моя дочка,ходит в худож.школу,она сказала ,что очень полезный материал.Спасибо за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.