Разработка урока музыки «Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков. Авторская песня. Социальный контекст массовой музыкальной культуры»
Тема: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков. Авторская песня. Социальный контекст массовой музыкальной культуры
Методическая разработка урока "Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков" направлена на изучение ключевых жанров (рок-н-ролл, рэп, авторская песня) и социокультурных контекстов их развития. Урок включает анализ текстов, обсуждение влияния музыки на общество и практическое занятие по телесной перкуссии, способствующее развитию музыкального восприятия и творческих навыков учащихся
Цели урока:
Ознакомить учащихся с основными направлениями и стилями молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков
Рассмотреть творчество авторов песен, таких как Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий
Обсудить социальные и коммерческие аспекты массовой музыкальной культуры
Развить чувство ритма и координацию через использование Body Percussion
Задачи урока:
Обучающие: дать представление о ключевых музыкальных стилях и их характеристиках
Развивающие: развить навыки анализа музыкальных произведений и критического мышления
Воспитательные: воспитывать интерес к музыкальной культуре и её истории
Оборудование:
Компьютер и проектор для демонстрации видео и аудио материалов
Аудиоколонки
Раздаточный материал (тексты песен, биографии исполнителей)
Пространство для выполнения телесной перкуссии
План урока:
I. Организационный момент
Приветствие учащихся
Объявление темы и целей урока
II. Введение в тему
Краткий обзор музыкальных направлений XX–XXI веков
Показ видеоролика с фрагментами различных стилей: рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк
III. Основная часть
1. Направления и стили молодежной музыкальной культуры
Рок-н-ролл: История возникновения, ключевые исполнители (например, Элвис Пресли), основные характеристики стиля
Блюз-рок: Связь с блюзом, яркие представители (например, Эрик Клэптон), основные черты
Панк-рок: История, представители (например, The Ramones, Sex Pistols), влияние на молодежную культуру
Хард-рок: Развитие жанра, ключевые исполнители (например, Led Zeppelin, Deep Purple)
Рэп и хип-хоп: История возникновения, основные темы и представители (например, Тупак Шакур, The Notorious B.I.G., Eminem)
Фанк: Характерные черты стиля, основные исполнители (например, Джеймс Браун, Parliament-Funkadelic)
2. Авторская песня
Б. Окуджава: Краткая биография, анализ одной из его песен
Ю. Визбор: Основные темы творчества, разбор песни
В. Высоцкий: Влияние на массовую культуру, обсуждение одной из песен
3. Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры
Обсуждение потребительских тенденций современной культуры
Влияние массовой культуры на молодежь
Коммерциализация музыки: плюсы и минусы
IV. Практическое занятие
Введение в телесную перкуссию:
Объяснение основ (похлопывания, щелчки пальцами, топания ногами)
Практическое упражнение:
Создание ритма для одного из направлений
V. Рефлексия
Краткий опрос учащихся о том, что им понравилось на уроке
Заключительное слово учителя
Домашнее задание
Методические рекомендации и описание урока
I. Организационный момент
Автор урока начинает с приветствия и короткого вступления. Объясняется, что учащиеся узнают о различных музыкальных стилях и их характеристиках, а также о роли музыки в обществе. Это помогает настроить учащихся на работу и создать позитивную атмосферу
II. Введение в тему
Автор представляет краткий обзор молодежных музыкальных стилей XX–XXI веков. Для визуального и аудиального знакомства с обсуждаемыми жанрами показывается видеоролик с фрагментами песен различных стилей (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк). Вопросы на этапе введения включают: «Какие эмоции вызывает у вас эта музыка?», «Как вы думаете, почему этот стиль стал популярным среди молодежи?»
III. Основная часть
1. Направления и стили молодежной музыкальной культуры
Автор дает краткую историческую справку о каждом стиле, используя аудиопримеры для иллюстрации ключевых характеристик каждого жанра. Вопросы и обсуждения включают: «Что вам нравится в этом стиле?», «Как этот стиль отличается от других?»
2. Авторская песня
Автор рассказывает о жизни и творчестве Булата Окуджавы, Юрия Визбора и Владимира Высоцкого. Проигрываются и обсуждаются песни каждого автора. Учащимся предлагается задуматься о темах и эмоциях, передаваемых в песнях. Вопросы включают: «Какие чувства вызывает у вас эта песня?», «О чём говорит автор?»
3. Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры
Автор обсуждает, как музыка отражает и формирует культурные и социальные тенденции, а также плюсы и минусы коммерциализации музыки. Вопросы включают: «Как массовая культура влияет на наше восприятие музыки?», «Какие положительные и отрицательные стороны вы видите в коммерциализации музыки?»
IV. Практическое занятие
Введение в Body Peercussion:
Автор объясняет основы телесной перкуссии: похлопывания, щелчки пальцами, топания ногами. Демонстрируется простой ритм, который учащиеся повторяют. Это помогает развить чувство ритма и координацию.
Практическое упражнение:
Автор делит класс на группы. Каждая группа создает ритм, соответствующий одному из музыкальных стилей, обсужденных ранее. После подготовки группы по очереди исполняют свои ритмы, и результаты обсуждаются. Вопросы включают: «Как вам работалось в группе?», «Что было самым сложным в создании ритма?»
V. Рефлексия
Автор проводит краткий опрос учащихся о том, что им понравилось на уроке и что они узнали нового, завершает урок на позитивной ноте, поблагодарив их за активное участие
Список литературы:
Жакович, Валентина Веселые уроки музыки / Валентина Жакович. - М.: Феникс, 2013. - 160 c.
Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы / Н.Н. Кондратюк. - М.: Сфера, 2011. - 450 c.
Музыка в школе. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2014. - 120 c.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Музыка в 4-7 классах: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/ Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.
Халазбурь, П.Теория и методика музыкального воспитания/ П. Халазбурь, В. По пов. СПб., 2002.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Надежда Алексеевна Паршукова