Разработка урока музыки «Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков. Авторская песня. Социальный контекст массовой музыкальной культуры»

2
2
Материал опубликован 11 June

Тема: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков. Авторская песня. Социальный контекст массовой музыкальной культуры

Методическая разработка урока "Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков" направлена на изучение ключевых жанров (рок-н-ролл, рэп, авторская песня) и социокультурных контекстов их развития. Урок включает анализ текстов, обсуждение влияния музыки на общество и практическое занятие по телесной перкуссии, способствующее развитию музыкального восприятия и творческих навыков учащихся

Цели урока:

Ознакомить учащихся с основными направлениями и стилями молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков

Рассмотреть творчество авторов песен, таких как Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий

Обсудить социальные и коммерческие аспекты массовой музыкальной культуры

Развить чувство ритма и координацию через использование Body Percussion

Задачи урока:

Обучающие: дать представление о ключевых музыкальных стилях и их характеристиках

Развивающие: развить навыки анализа музыкальных произведений и критического мышления

Воспитательные: воспитывать интерес к музыкальной культуре и её истории

Оборудование:

Компьютер и проектор для демонстрации видео и аудио материалов

Аудиоколонки

Раздаточный материал (тексты песен, биографии исполнителей)

Пространство для выполнения телесной перкуссии

План урока:

I. Организационный момент

Приветствие учащихся

Объявление темы и целей урока

II. Введение в тему

Краткий обзор музыкальных направлений XX–XXI веков

Показ видеоролика с фрагментами различных стилей: рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк

III. Основная часть

1. Направления и стили молодежной музыкальной культуры

Рок-н-ролл: История возникновения, ключевые исполнители (например, Элвис Пресли), основные характеристики стиля

Блюз-рок: Связь с блюзом, яркие представители (например, Эрик Клэптон), основные черты

Панк-рок: История, представители (например, The Ramones, Sex Pistols), влияние на молодежную культуру

Хард-рок: Развитие жанра, ключевые исполнители (например, Led Zeppelin, Deep Purple)

Рэп и хип-хоп: История возникновения, основные темы и представители (например, Тупак Шакур, The Notorious B.I.G., Eminem)

Фанк: Характерные черты стиля, основные исполнители (например, Джеймс Браун, Parliament-Funkadelic)

2. Авторская песня

Б. Окуджава: Краткая биография, анализ одной из его песен

Ю. Визбор: Основные темы творчества, разбор песни

В. Высоцкий: Влияние на массовую культуру, обсуждение одной из песен

3. Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры

Обсуждение потребительских тенденций современной культуры

Влияние массовой культуры на молодежь

Коммерциализация музыки: плюсы и минусы

IV. Практическое занятие

Введение в телесную перкуссию:

Объяснение основ (похлопывания, щелчки пальцами, топания ногами)

Практическое упражнение:

Создание ритма для одного из направлений

V. Рефлексия

Краткий опрос учащихся о том, что им понравилось на уроке

Заключительное слово учителя

Домашнее задание

Методические рекомендации и описание урока

I. Организационный момент

Автор урока начинает с приветствия и короткого вступления. Объясняется, что учащиеся узнают о различных музыкальных стилях и их характеристиках, а также о роли музыки в обществе. Это помогает настроить учащихся на работу и создать позитивную атмосферу

II. Введение в тему

Автор представляет краткий обзор молодежных музыкальных стилей XX–XXI веков. Для визуального и аудиального знакомства с обсуждаемыми жанрами показывается видеоролик с фрагментами песен различных стилей (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк). Вопросы на этапе введения включают: «Какие эмоции вызывает у вас эта музыка?», «Как вы думаете, почему этот стиль стал популярным среди молодежи?»

III. Основная часть

1. Направления и стили молодежной музыкальной культуры

Автор дает краткую историческую справку о каждом стиле, используя аудиопримеры для иллюстрации ключевых характеристик каждого жанра. Вопросы и обсуждения включают: «Что вам нравится в этом стиле?», «Как этот стиль отличается от других?»

2. Авторская песня

Автор рассказывает о жизни и творчестве Булата Окуджавы, Юрия Визбора и Владимира Высоцкого. Проигрываются и обсуждаются песни каждого автора. Учащимся предлагается задуматься о темах и эмоциях, передаваемых в песнях. Вопросы включают: «Какие чувства вызывает у вас эта песня?», «О чём говорит автор?»

3. Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры

Автор обсуждает, как музыка отражает и формирует культурные и социальные тенденции, а также плюсы и минусы коммерциализации музыки. Вопросы включают: «Как массовая культура влияет на наше восприятие музыки?», «Какие положительные и отрицательные стороны вы видите в коммерциализации музыки?»

IV. Практическое занятие

Введение в Body Peercussion:

Автор объясняет основы телесной перкуссии: похлопывания, щелчки пальцами, топания ногами. Демонстрируется простой ритм, который учащиеся повторяют. Это помогает развить чувство ритма и координацию.

Практическое упражнение:

Автор делит класс на группы. Каждая группа создает ритм, соответствующий одному из музыкальных стилей, обсужденных ранее. После подготовки группы по очереди исполняют свои ритмы, и результаты обсуждаются. Вопросы включают: «Как вам работалось в группе?», «Что было самым сложным в создании ритма?»

V. Рефлексия

Автор проводит краткий опрос учащихся о том, что им понравилось на уроке и что они узнали нового, завершает урок на позитивной ноте, поблагодарив их за активное участие

Список литературы:

 Жакович, Валентина Веселые уроки музыки / Валентина Жакович. - М.: Феникс, 2013. - 160 c.

Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы / Н.Н. Кондратюк. - М.: Сфера, 2011. - 450 c.

Музыка в школе. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2014. - 120 c.

Смолина, Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Музыка в 4-7 классах: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.

Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.

Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/ Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.

Халазбурь, П.Теория и методика музыкального воспитания/ П. Халазбурь, В. По пов. СПб., 2002.

Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

увы, нет публикации

11 June

Сборник методических разработок и педагогических идей