Рабочая программа по обществознанию, 10-11 класс

0
0
Материал опубликован 18 October 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №19»


 

Согласовано

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла


 

Е.А. Филенкова

Протокол № 1

от «28» 08 2018 г.

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ СШ №19

Протокол № 10

от «29» 08 2018 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СШ №19


 


 

М.В.Чижова

Приказ № 107/2

от «31» 08 2018 г.


 

Среднее общее образование

Рабочая программа

по обществознанию

(профильный уровень)

11 класс

 

Программу составил

учитель обществознания

МБОУ СШ №19

Галичин Н.П.


 

Тверь 2018 год
 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

10—11 классы, профильный уровень (204 ч)

Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (профильный уровень), выпущенными издательством «Просве­щение»: для 10 класса — под редакцией JI. Н. Боголю­бова, для 11 класса — под редакцией JI. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева; «Обществознание» программа общеобразовательных учреждений 6-11 классы, 3 издание. Москва, «Просвещение» 2011 - JI. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (про­фильный уровень).

Содержание основного общего образования по общест­вознанию представляет собой комплекс знаний, отражаю­щих основные объекты изучения: общество и его основ­ные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными со­держательными компонентами курса являются: социаль­ные навыки, умения, совокупность моральных норм и гу­манистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элемен­том содержания учебного предмета «Обществознание» яв­ляется опыт познавательной и практической деятельнос­ти, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной дея­тельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания (включая экономику и пра­во) направлено на достижение следу­ющих целей:

развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления, ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического обра­за мышления, способности к самоопределению и саморе­ализации;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (про­фильный уровень).

Содержание среднего (полного) обществоведческого об­разования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изуче­ния: общество в целом, человек в обществе, познание, со­циальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо­связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены осно­вы важнейших социальных наук: философии, социоло­гии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятель­ные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпред­метного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами кур­са являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и прин­ципов поведения людей по отношению к обществу и дру­гим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых не­обходимо современному человеку; изучаются вопросы, яв­ляющиеся основой для будущей профессиональной подго­товки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра­фия», «Литература» и др.

Изучение обществознания в старшей школе на про­фильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11—15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического обра­за мышления, способности к самоопределению и саморе­ализации;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об об­ществе; основных социальных ролях; позитивно оценива­емых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероиспове­даний; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204ч для изуче­ния на профильном уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 классах по 102 ч из расчета 3 ч в неделю.

В программе имеется резерв свободного учебного вре­мени для чтения обзорных лекций по курсу «Право» и «Экономика» и организации повторения

Тема 1«Общество и человек. Социально-гуманитарные знания» вводит учащихся в сферу социаль­ных и гуманитарных наук, охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: систем­но-структурный и динамический. Так, общество характе­ризуется как система, включающая ряд элементов и под­систем, и в то же время рассматривается как историчес­ки изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных ка­честв и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения поня­тий, идей, выводов социальной философии, антрополо­гии, социологии, социальной психологии. Знания, полу­ченные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Тема 2 «Деятельность как способ существования лю­дей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматрива­ются особенности трудовой деятельности, а также дея­тельности в сферах духовной культуры и политики. Рас­крывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Природа сознания, соотношение индивидуального и об­щественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопро­сы дают содержательное наполнение теме 3 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предпо­лагает опору на наиболее авторитетные сегодня в филосо­фии концепции и идеи гносеологии, философской антро­пологии, философии науки.

Тема 3 «Личность. Межличностные отношения» про­фильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и соци­ального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема обще­ния — раскрывается через показ его информационной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном ми­ре. Кроме того, в главе представлена проблематика ма­лых социальных групп и их функционирования в обще­стве.

Тема 4 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) со­четается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобиль­ности, тенденции в развитии современной семьи, демо­графические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в совре­менном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.

Тема 5 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различ­ных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения цен­ностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.

Тема 6«Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, пробле­мам политического участия и политического поведения.

Тема 7 «Современный этап мирового развития» завер­шает изучение курса. От философского осмысления обще­ства как целого через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях внима­ние старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенден­ции развития современного общества, возможные перс­пективы будущего человечества.

Предусматривается формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле­нии приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравне­ния, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

объяснение изученных положений на самостоятель­но подобранных конкретных примерах;

поиск нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа и извлечение необходимой ин­формации из источников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудио­визуальный ряд и др.);

отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной ин­формации;

передача содержания информации адекватно постав­ленной цели (сжато, полно, выборочно);

уверенная работа с текстами различных стилей, по­нимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познаватель­ной деятельности для решения задач творческого и поис­кового характера;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвиже­ние гипотез, осуществление их проверки, владение при­емами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что про­изойдет, если.,.»);

формулирование полученных результатов;

пользование мультимедийными ресурсами и ком­пьютерными технологиями для обработки, передачи, сис­тематизации информации, создания баз данных, презен­тации результатов познавательной и практической дея­тельности;

владение основными видами публичных выступле­ний (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), сле­дование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизую­щейся системы;

основные социальные институты и процессы;

различные подходы к исследованию проблем человека и обще­ства;

особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объек­ты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе.

10 КЛАСС

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(102 ч)

Тема 1. Общество и человек. Социально-гуманитарные знания. (22 ч)

Понятие общества. Связь общества и природы. Причины обособления общества от природы. Общественные отношения.

Системное строение общества. Социальная система, ее под­системы и элементы.

Развитие взглядов на общество. Миф. Древние мыслители о возникновении общества. Теологическая теория. Развитие взглядов на общество в новое время и новейшее время.

Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.

Цивилизация и культура. Понятие культуры.Типо­логия цивилизаций.

Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Происхождение человека и становление общества. Человече­ство как результат биологической и социокультурной эволюции.

Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Тема 2. Деятельность как способ существования людей (18 ч)

Человеческая деятельность. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотноше­ние мышления и языка.

Многообразие деятельности. Типо­логия деятельности.

Мотивы деятельности. Потребности и интересы.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Сво­бода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и рас­пространение духовных ценностей. Освоение ценностей духов­ной культуры.

Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное парт­нерство и перспективы его развития в России.

Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Исторический процесс и его участники. Роль личности в истории.

Тема 3. Сознание и познание (19 ч).

Познавательная деятельность. Познание и его структура. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относи­тельность истины. Истина и заблуждение.

Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и ра­ционально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Основные особенности методологии науч­ного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Социальное познание, его особенности. Современные про­блемы социальных и гуманитарных наук. Конкретно-исторический подход в социальном познании.

Знание и сознание. Общественное и индивидуальное созна­ние. Теоретическое и обыденное сознание.

Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в раз­витии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Тема 4. Личность. Межличностные отношения (31)

Человек, индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Социализация и ее роль в формировании личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в пси­хологии. Становление личности. Ценност­ные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и со­циальная позиция.

Направленность личности. Социальная установка. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенно­сти общения в информационном обществе.

Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимо­действия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприя­тия в процессе общения. Идентификация в межличностном об­щении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного вос­приятия.

Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Меж­личностные отношения в группах. Интеграция в группах разно­го уровня развития.

Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения.

Конформность, нонконформность, само­определение личности.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотно­шений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы на­силия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Субкультура асоциальных молодежных групп.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разреше­ния конфликта.

Резерв времени — 14ч.

НОРМЫ ОЦЕНОК.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока и план изучаемой

Темы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Задание

На дом

1-2

Введение. Происхождение человека и становление общества.

План:

Теории происхождения человека.

Антропогенез и социогинез

Человек как биосоциальное существо..

Антропогинез, социогинез,

Биосоциальная природа человека.

П8

записи в тетради

3-4

Понятие общества

План.

Связь общества и природы.

Основы обособления общества и природы.

Коллективный характер деятельности человека.

Общество, природа, культура, активное и пассивное приспособление к окружающему миру.

П9 записи в тетради

5-6

Общество как система. Сферы общественной жизни.

План.

Общество как система.

Сферы общественной жизни.

Общественные отношения.

Система, экономическая, социальная, культурная и политическая сферы общественной жизни. Общественные отношения:

материальные и духовные.

П10

записи в тетради

7

Общественное развитие (пути и формы)

План.

Прогресс и регресс.

Противоречивость прогрессивного развития общества.

Критерии прогресса

Прогресс, регресс.

П13

записи в тетради

8-9

Исторический процесс. Проблемы общественного прогресса

План.

Исторический процесс.

Участники исторического процесса.

Роль личности в истории.

Исторический процесс, народные массы, социальные группы, политические партии, профсоюзы, историческая личность.

П14-15

записи в тетради

подготовка к зачету

10

Контроль по теме «Общество и общественное развитие»

   

11-14

Развитие взглядов на общество.

План:

Миф.

Древние мыслители о возникновении общества.

Теологическая теория.

Развитие взглядов на общество в новое время и новейшее время.

Общественные науки

Миф, теология, тория общественного договора,

гражданское общество, социология, социальная динамика и социальная статика, социальная эволюция и социальная революция.

П1-4

записи в тетради

15

Зачет по теме «Развитие взглядов на общество»

   

16

Анализ результатов зачетной работы

 

Повторить тему Пути и формы общественного развития

17-18

Типология общества

Аграрное общество, индустриальное общество, информационное общество

П 11-12, записи в тетради

19-20

Формационный и и цивилизационный подходы к изучению общества

План

цивилизационный и формационный подходы в изучении исторического процесса.

Тенденции в развитии цивилизации

ОЭФ, цивилизация, цивилизационная интеграция

записи в тетради

21

Блоковый контроль по теме «Общество и человек»

   

22

16/6

Анализ результатов блокового контроля

 

Повторить тему Типология общества

23-24

Человеческая деятельность.

План.

Сущность человеческой деятельности.

Структура деятельности .

Деятельность, субъект и объект деятельности, цель, средства, результат.

П.17

записи в тетради

25-26

Многообразие человеческой деятельности.

План.

Практическая деятельность.

Духовная деятельность.

Практическая деятельность, духовная деятельность, познавательная, социально-преобразовательная.

записи в тетради, подготовка к зачету

27

Контроль по теме «Деятельность и ее виды»

   

28

Мотивы человеческой деятельности.

План

Человеческие потребности и их виды.

Убеждения и их роль в мотивации деятельности.

Мотивы, потребности: материальные и духовные,

Убеждения.

записи в тетради

29

Свобода в деятельности человека.

План.

Понятие свободы.

Относительный характер свободы.

Свобода, как осознанная необходимость.

Свобода, абсолютная и относительная свобода, осознанная необходимость, демократическое общество.

П16 записи в тетради

Подготовка к зачету

30

Тестовый контроль по теме: «Деятельность, ее структура и роль в становлении общества»

   

31

Анализ результатов тестового контроля

 

Повторить тему Виды деятельности

32-33

Духовная деятельность.

Духовно - теоретическая деятельность духовно – практическая деятельность

Сохранение и распространение духовных ценностей.

Духовное производство и духовное потребление, музей, архив, библиотека.

П18

записи в тетради

34-35

Мировоззрение.

План.

Мировоззрение и его виды.

Мировоззрение и деятельность.

Мировоззрение, обыденное, религиозное и научное мировоззрение, менталитет.

записи в тетради

36-37

Трудовая деятельность.

План.

Материальное производство и его роль в жизни общества.

Производство и его структура.

Разделение труда.

Дисциплина на производстве и ее виды.

Изобретательская деятельность.

Материальное производство, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительность труда, технология, трудовая, технологическая и договорная дисциплины, разделение труда.

П19

записи в тетради

38

Политическая деятельность

План.

Политика как деятельность.

Субъект и объект политики.

Методы в политике.

Политика, субъект и объект политики, политический процесс, политические элиты, профессиональные политики.

П20

записи в тетради

39

Блоковый контроль по теме: «Деятельность и ее виды»

Разноуровневый зачет с использованием индивидуального раздаточного материала.

 

40

13/5

Анализ результатов блокового контроля.

   

41-42

Познавательная деятельность человека.

План.

Познание.

Субъект и объект познания.

Ступени познания.

Познание, субъект и объект познания, чувственное восприятие, абстрактное мышление, практика.

п21 записи в тетради

43-44

Истина и ее критерии

План:

Понятие научной истины.

Относительность истины.

Истина и заблуждение

Научная истина, заблуждение

П22

записи в тетради

подготовка к зачету

45

Зачет по теме «Познание, истина и ее критерии»

   

46

Анализ результатов зачетной работы

 

Повторить тему Ступени познания

47-48

Ненаучное познание.

План.

Миф и его роль в объяснении мира.

Житейский, повседневный опыт.

Паранаука.

Миф, мифология, паранаука.

П.23

записи в тетради Подготовка

49

Контроль:

Проверка уровня усвоения понятийного аппарата.

   

50-51

Научное познание.

Наука, эмпирический и теоритический уровни познания, гипотеза, модель,

научная теория.

П.№24 записи в тетради

52-53

Социальное познание.

План

Социальное познание и его особенности.

Социальные факты.

Цель социального познания.

Конкретно-исторический подход

Социальное познание, истина,

П.№25

записи в тетради

54-55

Знание и сознание.

Теоретическое и обыденное сознание

П26 записи в тетради

56-57

Самопознание.

План

Чувственное самопознание.

Исповедь

Самоисповедь.

Самопознание, исповедь, общественно мнение.

П.№27

записи в тетради, подготовка к зачету

58

Блоковый зачет по теме: «Познавательная деятельность человека».

   

59

14/5

Анализ результатов блокового контроля

 

Повторить тему Мотивы деятельности

60-61

Человек, индивид, личность.

План.

Человек,

Индивид,

Личность ее структура

Устойчивости и изменчивость личности.

Социализация и ее роль в формировании личности.

Человек, индивид, индивид, индивидуальность, личность,

социализация.

П28,29

записи

62

Собеседование по теме: Человек, индивид, личность

 

Повторить предыдущую тему

63-64

Направленность личности.

План:

Социальные установки и ценностные ориентации.

Социальный контроль

Социальные

Социальные нормы, нормы морали, традиции и обычаи, религиозные и политические нормы, нормы прав, санкции.

П30

записи в тетради

65

Отклоняющееся поведение

Девиантное поведение.

Преступность

Алкоголизм.

наркомания

Девиантное поведение, делинквентное поведение, преступность, алкоголизм, наркомания

Записи в тетради, подготовка к зачету

66

Тестовый контроль по теме «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

   

67

Анализ результатов тестового контроля

 

Повторить тему Потребности человека

68-69

Общение как обмен информацией.

План:

Вербальное и невербальное общение.

Особенности общения в информационном обществе.

Общение, вербальное общение, межличностные связи.

П31

записи в тетради

70-71

Общение как межличностное взаимодействие.

План.

Типы взаимодействия.

Общение в юношеском возрасте.

Кооперация, конкуренция, общение.

П32

записи в тетради

72-73

Общение как взаимопонимание.

План:

Механизмы взаимовосприятия.

Идентификация в общении.

Эмпатия.

Симпатия, эмпатия.

П33

записи в тетради, подготовка к зачету

74

Тестовый контроль по теме «Личность и роль общения в ее формировании.

   

75

Анализ результатов тестового контроля

 

Повторить тему Личность и ее социализация

76-77

Малые группы.

План:

Межличностные отношения в группах

Интеграция в группах разного уровня общения.

Референтная группа.

П34,

записи в тетради

78-79

Межличностная совместимость.

План:

Групповая сплоченность.

Групповая дифференциация.

Лидерство.

Конформность, нонконформоть, самоопределение личности, групповая дифференциация.

П35,36

записи в тетради

80-81

Семья как малая группа.

План:

Функции семьи.

Психология семейных отношений.

Воспитание в семье.

Гендерное поведение, семя, брак.

П37

записи в тетради

82-83

Гендерное поведение

Гендер.

Гендерная роль.

Гендерная социализация

Гендер, гендерная роль, Гендерная социализация

записи в тетради

84-85

Антисоциальные группы.

План:

Насилие в группе.

Опасность криминальных групп.

Антисоциальные группы, лидерство

П38

записи в тетради

86-87

Субкультура асоциальных групп

Субкультура

Субкультура молодежи

Субкультура, дивиантное поведение

Записи в записи в тетради

88

Конфликт.

План:

Структура конфликта,

Функции конфликта.

Динамика конфликта.

Пути разрешения конфликта.

 

П39

записи в тетради, подготовка к зачету

89

Блоковый контроль

по теме :«Личность и межличностные отношения».

   

90

24/7

Анализ результатов блокового контроля

   

91-102

Резервные уроки

   
       

11 КЛАСС

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(102 ч)

Введение (1час)

Тема 1.Социальное развитие современного общества (27ч)

Социальная структура и социальные отношения.

Соци­альные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Социальная стратификация и мобильность. Социализация индивида.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор.

Социальные нормы. Мораль.

Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные послед­ствия отклоняющегося поведения.

Соци­альный конфликт его структура и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Тенденции развития нации. Менталитет.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Национализм. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Семья и брак как социальные институты. Государственная политика поддержки семьи.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Соци­альные проблемы современной России. Конституционные осно­вы социальной политики РФ.

Тема2 . Духовная культура (17ч)

Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Граждан­ственность.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры лично­сти. Нравственная культура.

Образование. Социальная и личностная значимость образования. Тенден­ции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Наука. Функции современной науки. Этика науки.

Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Рели­гия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность со­временного искусства.

Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Тема 3. Политическая жизнь современного общества (27 ч)

Политика. Политический процесс, его формы.

Политическая система, ее структура и функции.

Политиче­ский режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авто­ритаризм, их общие черты и отличия.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные на­правления политики государства.

Демократия и ее признаки. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная систе­ма. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство. Основы граж­данского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология. Политическая психология и поли­тическое поведение.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России.

Человек в политической жизни. По­нятие политической культуры. Политический статус и политическая роль. Политическое лидерство.. Имидж политического лидера. Популизм. Группы давления (лоббирование).

Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информа­ции, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Истоки и опасность политического экстремизма. Политиче­ский терроризм, его особенности в современных условиях.

Политический конфликт. Причины политических конфлик­тов, пути их урегулирования.

Современный этап политического развития России.

Тема 4. Современный этап мирового развития (8 ч)

Цивилизация и ее виды.

Многообразие современного мира. Особенности традицион­ного общества. Достижения и противоречия западной цивилиза­ции. Кризис индустриальной цивилизации.

Целостность и противоречивость современного мира. Гло­бальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия пе­рехода к информационной цивилизации.

Резерв времени 24 урока

ТЕМАТИЧЕСЧКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/ дата

Тема урока и план изучаемого

материала

Основные понятия, изучаемые на уроке

Задание

на дом

1

Введение.

План:

Понятие общества.

Общество как система.

Сферы общественной жизни.

Общества, система, природа, сферы общественной жизни

записи в тетради

2-3

Социальная структура и социальные отношения.

План:

Социальная структура.

Социальные общности и их виды.

Маргинальные слои.

Социальные институты.

Социальные отношения.

Социальная структура,

социальная общность,

социальные институты,

социальные отношения, маргинальность,

маргинальные слои,

социальная группа

П.№1,2

записи в тетради

4

Классовая теория и теория стратификации.

План.

Классовая теория.

Теория стратификации.

Социальная мобильность

Классовая теория, теория стратификации, страты, вертикальная и горизонтальная мобильность,

записи в тетради

5

Контроль на знание понятийного аппарата по теме: «Социальная структура и теория стратификации»

 

Повторить тему «Человек, индивид, личность»

6

Социализация

План.

Личность.

Социализация индивида.

Первична и вторичная социализация.

Агенты социализации.

Личность, социализация, агенты социализации.

записи в тетради

7-8

Социальный статус и социальная роль.

План

Социальный статус.

Социальная роль

Ролевое поведение.

Ролевой набор.

Ролевая игра.

Социальный статус, социальная роль, ролевое поведение, ролевой набор.

П.№4,5

записи в тетради

9-10

Социальный контроль

План

Социальные нормы и их виды.

Мораль.

Социальные санкции.

Социальная норма, право, религия, обычаи и традиции, корпоративные нормы, мораль.

П.№6

Записи

11

Отклоняющееся поведение.

План:

Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Формы и проявления отклоняющегося поведения.

Социальные послед­ствия отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение, девиантное поведение, деликвентное поведение, социальная санкция, преступность.

П.№6 записи

12

Контроль по теме Социальный контроль

 

Повторить тему «Право в системе социальных норм»

13

Право в нашей жизни

План:

Право.

Роль права в жизни общества.

Правовая культура.

Правовое воспитание.

Право, правовая норма, правовая культура, правовое воспитание.

записи в тетради

14-15

Соци­альные интересы и формы социального взаимодействия.

План.

Соци­альный конфликт.

Структура конфликта.

Пути разрешения конфликта.

Социальный конфликт, социальная революция

П7, записи в тетради

16

Этнос и его виды

План

Этнос.

Этническое многообразие современного мира.

Этнокультурные традиции и ценности.

.

Этнос, род, племя, народность, нация, национальность, менталитет

П.№8

записи в тетради

17

Нация. Тенденции национального развития.

Нация.

Тенденции развития нации.

Менталитет

Этнос, род, племя, народность, нация, национальность, менталитет

П.№8

записи в тетради

18-19

Межнациональные отношения.

План:

Межнациональное сотрудничество и конфликты.

Национализм.

Проблемы регулирования межнациональных отношений.

Конституционные основы национальной политики России.

Нация, национализм, геноцид, расизм, межнациональные отношения, национальная политика.

П.№9

записи в тетради

20-21

Семья как социальный институт.

План:

Семья и ее виды.

Социальные функции семьи.

Государственная политика поддержки семьи.

Демография современной России

Семья, социальный институт, моногамные и полигамные семьи, партнерская и патриархальные семьи.

П.10,11

записи в тетради

22

Тестовый контроль по теме: «Нации и межнациональные отношения. Семья как социальный институт».

   

23

Анализ результатов тестового контроля.

 

Повторить тему «Социальные интересы

24

Тенденции развития социальных отношений в социальной России. Социальные проблемы в современной России. Конституционные основы социальной политики в РФ.

 

П.№14

записи в тетради

25

Блоковый зачет по теме: «Социальная сфера общественной жизни».

   

26

Анализ результатов тестового контроля

   

27

19/8

Практическое занятие – анализ текста (С4 – С6) по материалам ЕГЭ

 

Повторить тему «Общество как ситема»

28-29

Духовная культура.

План

Понятие «духовная культура».

Духовное развитие общества.

Многообразие и диалог культур.

Толерантность.

Культура, элитарная культура, массовая культура, субкультура, интернационализация культуры, национальная культура, общечеловеческие ценности, толерантность.

П.№28

записи в тетради

30-31

Молодежная субкультура

План:

Молодежь как социальная группа.

Особенности молодежной субкультуры.

Проблемы молодежи в современной России.

Социальна группа, субкультура, молодежная политика.

П.№13

Подготовка и показ презентаций

32-33

Мировоззрение.

План

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы.

Менталитет.

Высшие духовные ценности.

Патриотизм.

Граждан­ственность.

Мировоззрение, менталитет, духовная культура, духовные ценности, гражданственность, патриотизм, гражданственность.

П.№29

записи в тетради

34

Мораль и нравственность.

План.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры лично­сти.

Нравственная культура.

Мораль, моральные нормы, нравственность, нравственная культура.

П.№30

записи в тетради

35

Проверка знаний понятийного аппарата

   

36-37

Наука.

План.

Наука.

Функции современной науки.

Этика науки.

Наука, этика, общечеловеческие ценности.

П.№31

записи в тетради

38

Образование.

План.

Образование.

Социальная и личностная значимость образования.

Тенден­ции развития образования в современном мире.

Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Образование, социализация, непрерывное образование, гуманизация и гуманитаризация образования.

П.№32

записи в тетради

39-40

Религия

План

религия

виды религиозных верований

Роль религии в современном обществе

Свобода совести

Межконфессиональные отношения.

Религии, политеизм, монотеизм, национальные и мировые религии, веротерпимость, диалог культур, процесс исламизации, христианский модернизм

П.№46

записи в тетради

41

Искусство как часть культуры.

План

Искусство.

Виды и жанры искусства.

Миф и реальность со­временного искусства.

Массовая культура

Искусство, жанр искусства,

П.№34,35

записи в тетради

42

Блоковый контроль по теме: «Духовная сфера общественной жизни»

   

43

Анализ результатов блокового контроля

   

44

13/4

Написание эссе по блоку «Духовная сфера общественной жизни»

 

Повторить тему «Политическая деятеьность

45-46

Политика.

План

Политика

Политический процесс, его формы.

Политика, внутренняя и внешняя политика, политический процесс, революция, реформы.

записи в тетради

47

Политическая система.

План

Политическая системы и ее структура.

Функции политической системы.

Политическая система, политические институты, государство, политическая культура, политические нормы

П.№15

записи в тетради

48-50

Государство.

План

Государство в политической

системе.

Понятие бюрократии.

Современная государственная

служба, ее задачи.

Основные на­правления политики

государства.

Государство, политическая система, республика, монархия, унитарное государство, федерация, конфедерация

П.№17

записи в тетради

51

Политический режим.

План

Политиче­ский режим.

Демократический режим.

Тоталитаризм и авто­ритаризм, их общие черты и отличия.

Политический режим, демократия, авторитарный режим, тоталитарный режим, диктатура.

записи в тетради

52

Контроль по теме: «Политика, политическая система и государство»

 

Повторить тему «Политический режим»

53-54

Демократия.

План

Демократия и ее признаки.

Делегирование

властных полномочий.

Парламентаризм.

Развитие традиций

парламентской демократии в

России.

Политический режим, демократия, парламентаризм, институты демократической системы, представительная и непосредственная демократия.

П.№16

записи в тетради

55-56

Выборы в демократическом обществе.

План

Избирательная систе­ма.

Избирательная кампания.

Избирательные технологии.

Выборы, избирательная система, мажоритарная система, пропорциональная система, смешанная система

записи в тетради

57

Тестовый контроль по теме:

«Демократия и демократические выборы»

   

58

Анализ результатов тестового контроля

 

Повторить тему «Гражданское общество»

59

Правовое государство.

План

Правовое государство и его признаки.

Гражданское общество и правовое государство.

Основы граж­данского общества.

Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Правовое государство, верховенство закона, разделение властей, гражданское общество

П.№18

записи в тетради

60-61

Политические партии.

План.

Политическая партия как институт политической системы.

Виды политических партий.

Партия, выборы, парламентская демократия.

П.№22

записи в тетради

62

Политическая идеология.

План

Политическая идеология.

Политическая психология и поли­тическое поведение.

Политическая идеология, политическая пропаганда, политическая психология, политическое поведение

П.№22

записи в тетради

63-64

Политический статус и политическая роль.

План

Человек в политической жизни.

По­нятие политической культуры.

Политический статус и политическая роль. Политическое лидерство.

Имидж политического лидера.

Популизм.

Группы давления (лоббирование).

Политический статус, политическая роль, политическая культура, политический лидер, популизм, политическое лоббирование.

П.№20-21

записи в тетради

65

Политические элиты.

План

Политические элиты. Типология элит.

Элита и контрэлита.

Особенности формирования элит в современной России.

Политические литы, политическое лоббирование

П.№23

записи в тетради

66

Контроль

Проверка знаний понятийного аппарата

 

Повторить тему «Политическая идеология»

67

СМИ в политической жизни общества.

План

Место и роль СМИ в политической жизни.

Типы информа­ции, распространяемой СМИ.

Влияние СМИ на избирателя.

 

П19, записи в тетради

68-69

Политический конфликт.

План

Политический конфликт.

Причины политических конфлик­тов, пути их урегулирования.

Истоки и опасность политического экстремизма.

Политиче­ский терроризм, его особенности в современных условиях.

 

Политический конфликт, политический диалог, компромисс

Политический экстремизм, терроризм, мировое сотрудничество, глобальные проблемы современности..

П.№26

записи

70

Политический процесс

Реформа политической системы, политический плюрализм и многопартийность, правовое государство.

П.№27

Записи

71

Блоковый зачет по теме: «Политическая сфера общественной жизни».

   

72

21/6

Анализ результатов блокового контроля

 

Повторить тему «Общество и природа»

73-74

Многообразие современного мира.

План.

Цивилизация и их виды. Многообразие современного мира.

Особенности традицион­ного общества.

Достижения и противоречия западной цивилиза­ции.

Кризис индустриальной цивилизации.

ОЭФ, цивилизация.,цивилизация, индустриальное общество, традиционное общество, постиндустриальное (информационное) общество

П.№36

Записи

75-76

Глобализация и ее последствия

Глобальные проблемы, глобализация,

экологический кризис

П.№37

Записи

77-78

Глобальные проблемы современности. (семинар)

План

Целостность и противоречивость современного мира.

Гло­бальные проблемы современности.

Взаимосвязь глобальных проблем.

 

Подготовка к зачету

79

Зачет по теме «Многообразие современного мира»

   

80

6/2

Анализ результатов зачетной работы.

   

81-83

Повторение и подготовка к итоговому контролю

   

84

Итоговый контроль

   

85

Анализ результатов итогового контроля

   

86-102

Резервные уроки

   

 

НОРМЫ ОЦЕНОК.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений не

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.