Рабочая программа по обществознанию, 10-11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19»
Согласовано Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
Е.А. Филенкова Протокол № 1 от «28» 08 2018 г. |
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ СШ №19 Протокол № 10 от «29» 08 2018 г. |
Утверждаю Директор МБОУ СШ №19
М.В.Чижова Приказ № 107/2 от «31» 08 2018 г. |
Среднее общее образование
Рабочая программа
по обществознанию
(профильный уровень)
11 класс
Программу составил учитель обществознания МБОУ СШ №19 Галичин Н.П. |
Тверь 2018 год
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
10—11 классы, профильный уровень (204 ч)
Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (профильный уровень), выпущенными издательством «Просвещение»: для 10 класса — под редакцией JI. Н. Боголюбова, для 11 класса — под редакцией JI. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева; «Обществознание» программа общеобразовательных учреждений 6-11 классы, 3 издание. Москва, «Просвещение» 2011 - JI. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204ч для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 классах по 102 ч из расчета 3 ч в неделю.
В программе имеется резерв свободного учебного времени для чтения обзорных лекций по курсу «Право» и «Экономика» и организации повторения
Тема 1«Общество и человек. Социально-гуманитарные знания» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук, охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.
Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
Тема 2 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопросы дают содержательное наполнение теме 3 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.
Тема 3 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
Тема 4 «Социальное развитие современного общества» базируется на теоретических обобщениях и эмпирических данных социологической науки. Здесь, так же как и в других темах курса, структурный анализ (выделение основных социальных групп, социальных институтов) сочетается с раскрытием значимых процессов и изменений в этой сфере жизни общества (рост социальной мобильности, тенденции в развитии современной семьи, демографические процессы и т. п.). Специальное внимание уделяется вопросу регулирующей роли социальных норм. Акцент сделан и на тех аспектах, которые представляют особый интерес для старшеклассников: молодежь в современном обществе, специфика ее субкультуры, социальные роли в юношеском возрасте.
Тема 5 «Духовная культура» с опорой на философию и социологию характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. В ней освещаются роль духовной культуры в общественном развитии, ее значение для становления человеческого в человеке. Раскрывается необходимость сохранения ценностей отечественной и мировой культуры, их освоения и обогащения каждым новым поколением людей.
Тема 6«Политическая жизнь современного общества» на основе политической науки — политологии — дает многоаспектную системную характеристику политической сферы жизни общества. Рассматриваются важнейшие политические институты, субъекты политики, особенности их воздействия на политический процесс. Значительное внимание уделяется роли личности в политике, проблемам политического участия и политического поведения.
Тема 7 «Современный этап мирового развития» завершает изучение курса. От философского осмысления общества как целого через анализ его отдельных структур, институтов, форм развития в отдельных областях внимание старшеклассников вновь обращается к обществу в его целостности, в его конкретной полноте и временной определенности. В центре внимания — основные тенденции развития современного общества, возможные перспективы будущего человечества.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если.,.»);
формулирование полученных результатов;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе.
10 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(102 ч)
Тема 1. Общество и человек. Социально-гуманитарные знания. (22 ч)
Понятие общества. Связь общества и природы. Причины обособления общества от природы. Общественные отношения.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы.
Развитие взглядов на общество. Миф. Древние мыслители о возникновении общества. Теологическая теория. Развитие взглядов на общество в новое время и новейшее время.
Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.
Цивилизация и культура. Понятие культуры.Типология цивилизаций.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Тема 2. Деятельность как способ существования людей (18 ч)
Человеческая деятельность. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Многообразие деятельности. Типология деятельности.
Мотивы деятельности. Потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Исторический процесс и его участники. Роль личности в истории.
Тема 3. Сознание и познание (19 ч).
Познавательная деятельность. Познание и его структура. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Конкретно-исторический подход в социальном познании.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 4. Личность. Межличностные отношения (31)
Человек, индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Социализация и ее роль в формировании личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция.
Направленность личности. Социальная установка. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения.
Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Субкультура асоциальных молодежных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Резерв времени — 14ч.
НОРМЫ ОЦЕНОК.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока и план изучаемой Темы |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Задание На дом |
1-2 |
Введение. Происхождение человека и становление общества. План: Теории происхождения человека. Антропогенез и социогинез Человек как биосоциальное существо.. |
Антропогинез, социогинез, Биосоциальная природа человека. |
П8 записи в тетради |
3-4 |
Понятие общества План. Связь общества и природы. Основы обособления общества и природы. Коллективный характер деятельности человека. |
Общество, природа, культура, активное и пассивное приспособление к окружающему миру. |
П9 записи в тетради |
5-6 |
Общество как система. Сферы общественной жизни. План. Общество как система. Сферы общественной жизни. Общественные отношения. |
Система, экономическая, социальная, культурная и политическая сферы общественной жизни. Общественные отношения: материальные и духовные. |
П10 записи в тетради |
7 |
Общественное развитие (пути и формы) План. Прогресс и регресс. Противоречивость прогрессивного развития общества. Критерии прогресса |
Прогресс, регресс. |
П13 записи в тетради |
8-9 |
Исторический процесс. Проблемы общественного прогресса План. Исторический процесс. Участники исторического процесса. Роль личности в истории. |
Исторический процесс, народные массы, социальные группы, политические партии, профсоюзы, историческая личность. |
П14-15 записи в тетради подготовка к зачету |
10 |
Контроль по теме «Общество и общественное развитие» |
||
11-14 |
Развитие взглядов на общество. План: Миф. Древние мыслители о возникновении общества. Теологическая теория. Развитие взглядов на общество в новое время и новейшее время. Общественные науки |
Миф, теология, тория общественного договора, гражданское общество, социология, социальная динамика и социальная статика, социальная эволюция и социальная революция. |
П1-4 записи в тетради |
15 |
Зачет по теме «Развитие взглядов на общество» |
||
16 |
Анализ результатов зачетной работы |
Повторить тему Пути и формы общественного развития |
|
17-18 |
Типология общества |
Аграрное общество, индустриальное общество, информационное общество |
П 11-12, записи в тетради |
19-20 |
Формационный и и цивилизационный подходы к изучению общества План цивилизационный и формационный подходы в изучении исторического процесса. Тенденции в развитии цивилизации |
ОЭФ, цивилизация, цивилизационная интеграция |
записи в тетради |
21 |
Блоковый контроль по теме «Общество и человек» |
||
22 16/6 |
Анализ результатов блокового контроля |
Повторить тему Типология общества |
|
23-24 |
Человеческая деятельность. План. Сущность человеческой деятельности. Структура деятельности . |
Деятельность, субъект и объект деятельности, цель, средства, результат. |
П.17 записи в тетради |
25-26 |
Многообразие человеческой деятельности. План. Практическая деятельность. Духовная деятельность. |
Практическая деятельность, духовная деятельность, познавательная, социально-преобразовательная. |
записи в тетради, подготовка к зачету |
27 |
Контроль по теме «Деятельность и ее виды» |
||
28 |
Мотивы человеческой деятельности. План Человеческие потребности и их виды. Убеждения и их роль в мотивации деятельности. |
Мотивы, потребности: материальные и духовные, Убеждения. |
записи в тетради |
29 |
Свобода в деятельности человека. План. Понятие свободы. Относительный характер свободы. Свобода, как осознанная необходимость. |
Свобода, абсолютная и относительная свобода, осознанная необходимость, демократическое общество. |
П16 записи в тетради Подготовка к зачету |
30 |
Тестовый контроль по теме: «Деятельность, ее структура и роль в становлении общества» |
||
31 |
Анализ результатов тестового контроля |
Повторить тему Виды деятельности |
|
32-33 |
Духовная деятельность. Духовно - теоретическая деятельность духовно – практическая деятельность Сохранение и распространение духовных ценностей. |
Духовное производство и духовное потребление, музей, архив, библиотека. |
П18 записи в тетради |
34-35 |
Мировоззрение. План. Мировоззрение и его виды. Мировоззрение и деятельность. |
Мировоззрение, обыденное, религиозное и научное мировоззрение, менталитет. |
записи в тетради |
36-37 |
Трудовая деятельность. План. Материальное производство и его роль в жизни общества. Производство и его структура. Разделение труда. Дисциплина на производстве и ее виды. Изобретательская деятельность. |
Материальное производство, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительность труда, технология, трудовая, технологическая и договорная дисциплины, разделение труда. |
П19 записи в тетради |
38 |
Политическая деятельность План. Политика как деятельность. Субъект и объект политики. Методы в политике. |
Политика, субъект и объект политики, политический процесс, политические элиты, профессиональные политики. |
П20 записи в тетради |
39 |
Блоковый контроль по теме: «Деятельность и ее виды» |
Разноуровневый зачет с использованием индивидуального раздаточного материала. |
|
40 13/5 |
Анализ результатов блокового контроля. |
||
41-42 |
Познавательная деятельность человека. План. Познание. Субъект и объект познания. Ступени познания. |
Познание, субъект и объект познания, чувственное восприятие, абстрактное мышление, практика. |
п21 записи в тетради |
43-44 |
Истина и ее критерии План: Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение |
Научная истина, заблуждение |
П22 записи в тетради подготовка к зачету |
45 |
Зачет по теме «Познание, истина и ее критерии» |
||
46 |
Анализ результатов зачетной работы |
Повторить тему Ступени познания |
|
47-48 |
Ненаучное познание. План. Миф и его роль в объяснении мира. Житейский, повседневный опыт. Паранаука. |
Миф, мифология, паранаука. |
П.23 записи в тетради Подготовка |
49 |
Контроль: Проверка уровня усвоения понятийного аппарата. |
||
50-51 |
Научное познание. |
Наука, эмпирический и теоритический уровни познания, гипотеза, модель, научная теория. |
П.№24 записи в тетради |
52-53 |
Социальное познание. План Социальное познание и его особенности. Социальные факты. Цель социального познания. Конкретно-исторический подход |
Социальное познание, истина, |
П.№25 записи в тетради |
54-55 |
Знание и сознание. |
Теоретическое и обыденное сознание |
П26 записи в тетради |
56-57 |
Самопознание. План Чувственное самопознание. Исповедь Самоисповедь. |
Самопознание, исповедь, общественно мнение. |
П.№27 записи в тетради, подготовка к зачету |
58 |
Блоковый зачет по теме: «Познавательная деятельность человека». |
||
59 14/5 |
Анализ результатов блокового контроля |
Повторить тему Мотивы деятельности |
|
60-61 |
Человек, индивид, личность. План. Человек, Индивид, Личность ее структура Устойчивости и изменчивость личности. Социализация и ее роль в формировании личности. |
Человек, индивид, индивид, индивидуальность, личность, социализация. |
П28,29 записи |
62 |
Собеседование по теме: Человек, индивид, личность |
Повторить предыдущую тему |
|
63-64 |
Направленность личности. План: Социальные установки и ценностные ориентации. Социальный контроль Социальные |
Социальные нормы, нормы морали, традиции и обычаи, религиозные и политические нормы, нормы прав, санкции. |
П30 записи в тетради |
65 |
Отклоняющееся поведение Девиантное поведение. Преступность Алкоголизм. наркомания |
Девиантное поведение, делинквентное поведение, преступность, алкоголизм, наркомания |
Записи в тетради, подготовка к зачету |
66 |
Тестовый контроль по теме «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» |
||
67 |
Анализ результатов тестового контроля |
Повторить тему Потребности человека |
|
68-69 |
Общение как обмен информацией. План: Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. |
Общение, вербальное общение, межличностные связи. |
П31 записи в тетради |
70-71 |
Общение как межличностное взаимодействие. План. Типы взаимодействия. Общение в юношеском возрасте. |
Кооперация, конкуренция, общение. |
П32 записи в тетради |
72-73 |
Общение как взаимопонимание. План: Механизмы взаимовосприятия. Идентификация в общении. Эмпатия. |
Симпатия, эмпатия. |
П33 записи в тетради, подготовка к зачету |
74 |
Тестовый контроль по теме «Личность и роль общения в ее формировании. |
||
75 |
Анализ результатов тестового контроля |
Повторить тему Личность и ее социализация |
|
76-77 |
Малые группы. План: Межличностные отношения в группах Интеграция в группах разного уровня общения. |
Референтная группа. |
П34, записи в тетради |
78-79 |
Межличностная совместимость. План: Групповая сплоченность. Групповая дифференциация. Лидерство. |
Конформность, нонконформоть, самоопределение личности, групповая дифференциация. |
П35,36 записи в тетради |
80-81 |
Семья как малая группа. План: Функции семьи. Психология семейных отношений. Воспитание в семье. |
Гендерное поведение, семя, брак. |
П37 записи в тетради |
82-83 |
Гендерное поведение Гендер. Гендерная роль. Гендерная социализация |
Гендер, гендерная роль, Гендерная социализация |
записи в тетради |
84-85 |
Антисоциальные группы. План: Насилие в группе. Опасность криминальных групп. |
Антисоциальные группы, лидерство |
П38 записи в тетради |
86-87 |
Субкультура асоциальных групп Субкультура Субкультура молодежи |
Субкультура, дивиантное поведение |
Записи в записи в тетради |
88 |
Конфликт. План: Структура конфликта, Функции конфликта. Динамика конфликта. Пути разрешения конфликта. |
П39 записи в тетради, подготовка к зачету |
|
89 |
Блоковый контроль по теме :«Личность и межличностные отношения». |
||
90 24/7 |
Анализ результатов блокового контроля |
||
91-102 |
Резервные уроки |
||
11 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(102 ч)
Введение (1час)
Тема 1.Социальное развитие современного общества (27ч)
Социальная структура и социальные отношения.
Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная стратификация и мобильность. Социализация индивида.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор.
Социальные нормы. Мораль.
Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальный конфликт его структура и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Тенденции развития нации. Менталитет.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Национализм. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Семья и брак как социальные институты. Государственная политика поддержки семьи.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Тема2 . Духовная культура (17ч)
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Образование. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 3. Политическая жизнь современного общества (27 ч)
Политика. Политический процесс, его формы.
Политическая система, ее структура и функции.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия и ее признаки. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России.
Человек в политической жизни. Понятие политической культуры. Политический статус и политическая роль. Политическое лидерство.. Имидж политического лидера. Популизм. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Современный этап политического развития России.
Тема 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
Цивилизация и ее виды.
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Резерв времени 24 урока
ТЕМАТИЧЕСЧКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/ дата |
Тема урока и план изучаемого материала |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Задание на дом |
1 |
Введение. План: Понятие общества. Общество как система. Сферы общественной жизни. |
Общества, система, природа, сферы общественной жизни |
записи в тетради |
2-3 |
Социальная структура и социальные отношения. План: Социальная структура. Социальные общности и их виды. Маргинальные слои. Социальные институты. Социальные отношения. |
Социальная структура, социальная общность, социальные институты, социальные отношения, маргинальность, маргинальные слои, социальная группа |
П.№1,2 записи в тетради |
4 |
Классовая теория и теория стратификации. План. Классовая теория. Теория стратификации. Социальная мобильность |
Классовая теория, теория стратификации, страты, вертикальная и горизонтальная мобильность, |
записи в тетради |
5 |
Контроль на знание понятийного аппарата по теме: «Социальная структура и теория стратификации» |
Повторить тему «Человек, индивид, личность» |
|
6 |
Социализация План. Личность. Социализация индивида. Первична и вторичная социализация. Агенты социализации. |
Личность, социализация, агенты социализации. |
записи в тетради |
7-8 |
Социальный статус и социальная роль. План Социальный статус. Социальная роль Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевая игра. |
Социальный статус, социальная роль, ролевое поведение, ролевой набор. |
П.№4,5 записи в тетради |
9-10 |
Социальный контроль План Социальные нормы и их виды. Мораль. Социальные санкции. |
Социальная норма, право, религия, обычаи и традиции, корпоративные нормы, мораль. |
П.№6 Записи |
11 |
Отклоняющееся поведение. План: Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. |
Отклоняющееся поведение, девиантное поведение, деликвентное поведение, социальная санкция, преступность. |
П.№6 записи |
12 |
Контроль по теме Социальный контроль |
Повторить тему «Право в системе социальных норм» |
|
13 |
Право в нашей жизни План: Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Правовое воспитание. |
Право, правовая норма, правовая культура, правовое воспитание. |
записи в тетради |
14-15 |
Социальные интересы и формы социального взаимодействия. План. Социальный конфликт. Структура конфликта. Пути разрешения конфликта. |
Социальный конфликт, социальная революция |
П7, записи в тетради |
16 |
Этнос и его виды План Этнос. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. . |
Этнос, род, племя, народность, нация, национальность, менталитет |
П.№8 записи в тетради |
17 |
Нация. Тенденции национального развития. Нация. Тенденции развития нации. Менталитет |
Этнос, род, племя, народность, нация, национальность, менталитет |
П.№8 записи в тетради |
18-19 |
Межнациональные отношения. План: Межнациональное сотрудничество и конфликты. Национализм. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. |
Нация, национализм, геноцид, расизм, межнациональные отношения, национальная политика. |
П.№9 записи в тетради |
20-21 |
Семья как социальный институт. План: Семья и ее виды. Социальные функции семьи. Государственная политика поддержки семьи. Демография современной России |
Семья, социальный институт, моногамные и полигамные семьи, партнерская и патриархальные семьи. |
П.10,11 записи в тетради |
22 |
Тестовый контроль по теме: «Нации и межнациональные отношения. Семья как социальный институт». |
||
23 |
Анализ результатов тестового контроля. |
Повторить тему «Социальные интересы |
|
24 |
Тенденции развития социальных отношений в социальной России. Социальные проблемы в современной России. Конституционные основы социальной политики в РФ. |
П.№14 записи в тетради |
|
25 |
Блоковый зачет по теме: «Социальная сфера общественной жизни». |
||
26 |
Анализ результатов тестового контроля |
||
27 19/8 |
Практическое занятие – анализ текста (С4 – С6) по материалам ЕГЭ |
Повторить тему «Общество как ситема» |
|
28-29 |
Духовная культура. План Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. |
Культура, элитарная культура, массовая культура, субкультура, интернационализация культуры, национальная культура, общечеловеческие ценности, толерантность. |
П.№28 записи в тетради |
30-31 |
Молодежная субкультура План: Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. |
Социальна группа, субкультура, молодежная политика. |
П.№13 Подготовка и показ презентаций |
32-33 |
Мировоззрение. План Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. |
Мировоззрение, менталитет, духовная культура, духовные ценности, гражданственность, патриотизм, гражданственность. |
П.№29 записи в тетради |
34 |
Мораль и нравственность. План. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. |
Мораль, моральные нормы, нравственность, нравственная культура. |
П.№30 записи в тетради |
35 |
Проверка знаний понятийного аппарата |
||
36-37 |
Наука. План. Наука. Функции современной науки. Этика науки. |
Наука, этика, общечеловеческие ценности. |
П.№31 записи в тетради |
38 |
Образование. План. Образование. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. |
Образование, социализация, непрерывное образование, гуманизация и гуманитаризация образования. |
П.№32 записи в тетради |
39-40 |
Религия План религия виды религиозных верований Роль религии в современном обществе Свобода совести Межконфессиональные отношения. |
Религии, политеизм, монотеизм, национальные и мировые религии, веротерпимость, диалог культур, процесс исламизации, христианский модернизм |
П.№46 записи в тетради |
41 |
Искусство как часть культуры. План Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура |
Искусство, жанр искусства, |
П.№34,35 записи в тетради |
42 |
Блоковый контроль по теме: «Духовная сфера общественной жизни» |
||
43 |
Анализ результатов блокового контроля |
||
44 13/4 |
Написание эссе по блоку «Духовная сфера общественной жизни» |
Повторить тему «Политическая деятеьность |
|
45-46 |
Политика. План Политика Политический процесс, его формы. |
Политика, внутренняя и внешняя политика, политический процесс, революция, реформы. |
записи в тетради |
47 |
Политическая система. План Политическая системы и ее структура. Функции политической системы. |
Политическая система, политические институты, государство, политическая культура, политические нормы |
П.№15 записи в тетради |
48-50 |
Государство. План Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. |
Государство, политическая система, республика, монархия, унитарное государство, федерация, конфедерация |
П.№17 записи в тетради |
51 |
Политический режим. План Политический режим. Демократический режим. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. |
Политический режим, демократия, авторитарный режим, тоталитарный режим, диктатура. |
записи в тетради |
52 |
Контроль по теме: «Политика, политическая система и государство» |
Повторить тему «Политический режим» |
|
53-54 |
Демократия. План Демократия и ее признаки. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. |
Политический режим, демократия, парламентаризм, институты демократической системы, представительная и непосредственная демократия. |
П.№16 записи в тетради |
55-56 |
Выборы в демократическом обществе. План Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. |
Выборы, избирательная система, мажоритарная система, пропорциональная система, смешанная система |
записи в тетради |
57 |
Тестовый контроль по теме: «Демократия и демократические выборы» |
||
58 |
Анализ результатов тестового контроля |
Повторить тему «Гражданское общество» |
|
59 |
Правовое государство. План Правовое государство и его признаки. Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. |
Правовое государство, верховенство закона, разделение властей, гражданское общество |
П.№18 записи в тетради |
60-61 |
Политические партии. План. Политическая партия как институт политической системы. Виды политических партий. |
Партия, выборы, парламентская демократия. |
П.№22 записи в тетради |
62 |
Политическая идеология. План Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. |
Политическая идеология, политическая пропаганда, политическая психология, политическое поведение |
П.№22 записи в тетради |
63-64 |
Политический статус и политическая роль. План Человек в политической жизни. Понятие политической культуры. Политический статус и политическая роль. Политическое лидерство. Имидж политического лидера. Популизм. Группы давления (лоббирование). |
Политический статус, политическая роль, политическая культура, политический лидер, популизм, политическое лоббирование. |
П.№20-21 записи в тетради |
65 |
Политические элиты. План Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России. |
Политические литы, политическое лоббирование |
П.№23 записи в тетради |
66 |
Контроль Проверка знаний понятийного аппарата |
Повторить тему «Политическая идеология» |
|
67 |
СМИ в политической жизни общества. План Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. |
П19, записи в тетради |
|
68-69 |
Политический конфликт. План Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
|
Политический конфликт, политический диалог, компромисс Политический экстремизм, терроризм, мировое сотрудничество, глобальные проблемы современности.. |
П.№26 записи |
70 |
Политический процесс |
Реформа политической системы, политический плюрализм и многопартийность, правовое государство. |
П.№27 Записи |
71 |
Блоковый зачет по теме: «Политическая сфера общественной жизни». |
||
72 21/6 |
Анализ результатов блокового контроля |
Повторить тему «Общество и природа» |
|
73-74 |
Многообразие современного мира. План. Цивилизация и их виды. Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. |
ОЭФ, цивилизация.,цивилизация, индустриальное общество, традиционное общество, постиндустриальное (информационное) общество |
П.№36 Записи |
75-76 |
Глобализация и ее последствия |
Глобальные проблемы, глобализация, экологический кризис |
П.№37 Записи |
77-78 |
Глобальные проблемы современности. (семинар) План Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем. |
Подготовка к зачету |
|
79 |
Зачет по теме «Многообразие современного мира» |
||
80 6/2 |
Анализ результатов зачетной работы. |
||
81-83 |
Повторение и подготовка к итоговому контролю |
||
84 |
Итоговый контроль |
||
85 |
Анализ результатов итогового контроля |
||
86-102 |
Резервные уроки |
НОРМЫ ОЦЕНОК.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений не