Элективный курс по информатике «Решение задач ЕГЭ на системы счисления» в 10(11) классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Решение задач ЕГЭ на системы счисления» в 10(11) классе
Составитель:
учитель информатики и ИКТ
Данилина Юлия Николаевна
Саранск, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка ………………………………………………….. |
3 |
Тематическое планирование курса……………………………………… |
7 |
Содержание курса ……………………………………………………….. |
8 |
Календарное планирование курса……………………………………….. |
9 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины………………………………………………………………… |
10 |
Список литературы………………………………………………………... |
10 |
Пояснительная записка
Программа курса «Решение задач ЕГЭ на системы счисления» для 10-11 класса составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, в соответствии и с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Закон «Об образовании в Республике Мордовия»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями;
кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена$
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе и ориентирована на систематизацию знаний и умений по разделу «Системы счисления» по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Общая характеристика учебного предмета
Данный элективный курс направлен на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением. Курс полностью предметно-ориентирован на область информатики и ИКТ.
Цель курса
Подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Задачи курса
познакомить учеников с видами и составом тестовых заданий ЕГЭ, с кодификатором элементов содержания контрольных измерительных материалов (КИМ);
научить работать с инструкциями по проведению экзамена и эффективно распределять время на выполнение заданий;
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления»
проанализировать задачи демонстрационных версий ЕГЭ прошлых лет по теме «Системы счисления»;
научить рациональным приемам решения тестовых задач в формате ЕГЭ по теме «Системы счисления».
предоставить ученикам набор задач по теме «Системы счисления» для подготовки к ЕГЭ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данного курса в 10(11) классе отводится 10 часов.
Формы организации учебного процесса
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде, а так же наличием доступа к сети Интернет у учащихся дома (для работы с Интернет-ресурсами).
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения, рассматриваются возможные ошибки, возникающие при решении задач.. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса, а так же выполнение тренировочных тестов, результаты выполнения которых доступны учителю через Интернет.
Применяются технологии обучения: личностно – ориентированные, информационно-коммуникационная и здоровьесберегающие.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного
практикума в форме тестовых и практических заданий.
Итоговый контроль осуществляется по завершении элективного курса в форме теста, составленного из задач ЕГЭ по теме «Системы счисления».
Окончательная успешность освоения курса будет определена после сдачи единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
курса
При изучении курса с ФГОС формируются следующие результаты:
личностные -
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
метапредметные
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «алгоритм» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний; умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
предметные
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
сформированность представлений о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики;
сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
|||
Теоретическое обучение, ч. |
Лабораторные и практические работы, ч. |
Контрольная работа, ч. |
Самостоятельная, ч. |
|||
1 |
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике |
1 |
1 |
|||
2 |
Системы счисления в задачах ЕГЭ |
9 |
4,5 |
4,5 |
||
3 |
Тренинг по вариантам |
2 |
1 |
1 |
||
Итого |
12 |
Содержание программы
Раздел 1 «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике» (1 час)
1.1 Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике. ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.
Раздел 2 Системы счисления в задачах ЕГЭ (9 часов)
2.1 Кодирование и операции над числами в разных системах счисления
Двоичная система счисления. Различные системы счисления. Перевод чисел из различных систем счисления в десятичную и обратно. Перевод чисел из двоичной в восьмиричную и шестнадцатиричную и обратно. Сравнение чисел в двоичной системе счисления.
2.2 Кодирование и декодирование информации
Кодирование и декодирование информации в различных системах счисления. Расшифровка сообщений.
2.3 Перебор слов и системы счисления
Кодирование информации и перебор слов.
2.4 Кодирование чисел и системы счисления.
Поиск основания системы счисления по записи числа в этой системе счисления. Уравнения и их решение и различные системы счисления.
Раздел 3 Тренинг по вариантам (2 часа)
3.1 Тестирование по теме «Системы счисления»
Выполнение тренировочных тестов с последующим разбором результатов.
Календарно-тематический план
№ п/п (№ урока) |
Наименование разделов и тем |
Коли-чество часов |
Вид занятия |
Вид контроля |
Виды самостоя-тельной работы |
Дата проведения занятия |
||
По плану |
Факт. |
|||||||
1 |
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике |
1 |
||||||
1.1 |
Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике. |
1 |
урок лекция |
фронтальный опрос |
составление опорного конспекта |
|||
2 |
Системы счисления в задачах ЕГЭ |
|||||||
2.1 |
Кодирование и операции над числами в разных системах счисления |
3 |
комбинированный урок |
фронтальный опрос |
решение задач |
|||
2.2 |
Кодирование и декодирование информации |
2 |
комбинированный урок |
фронтальный опрос |
решение задач |
|||
2.3 |
Перебор слов и системы счисления.
|
2 |
комбинированный урок |
фронтальный опрос |
решение задач |
|||
2.4 |
Кодирование чисел и системы счисления. |
2 |
комбинированный урок |
фронтальный опрос |
решение задач |
|||
3 |
Тренинг по вариантам |
2 |
||||||
3.1 |
Тестирование по теме «Системы счисления» |
2 |
урок контроля |
тестирование |
выполнение теста |
|||
Итого |
12 |
|||||||
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Аппаратные средства
Документ камера.
Интерактивная доска.
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности:
Проектор, подсоединяемый к компьютеру.
Программные средства
Операционная система.
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
ЕГЭ-2016. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – «ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе»
ЕГЭ-2017: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин А.П., Ушаков Д.М. – М.: Астрель, 2016.
ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания / ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М. – М.: Экзамен, 2015.
Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С. Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2015.
http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
Кошелева Елена Юрьевна
Данилина Юлия Николаевна