Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений
Владимирова Р.В.
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 94»
Московского района г.Казани
План урока
Организационный момент. Повторение.
2. Актуализация знаний. Объяснение нового материала.
2.1 Задачи на движение. Задача № 1.
2.2. Алгоритм решения задач.
2.3.Задачи на движение по воде.
3. Закрепление новой темы. Задача № 2.
4. Самостоятельная работа.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. Рефлексия.
2.1
2.2
2.3
1.
4
2
3.
5.
6.
1. Повторение
1. Какие из представленных ниже уравнений дробные рациональные?
Вопрос:
1) - = 2,5
= 0,5х (х-21)
3) =
4) - = 7х+3
Ответ : 1, 3
3
1. Повторение
2. Какое уравнение называется дробным рациональным?
Вопрос:
Левая или правая части уравнения являются рациональными дробными выражениями.
4
1. Повторение
=
Ответ :
Решите уравнение?
(работа в парах по вариантам)
=
Вариант I
Вариант II
Ответ :
Задание № 1:
5
1. Повторение
Алгоритм решения дробного рационального уравнения.
Все переносим в левую часть.
Приводим дроби к общему знаменателю.
Заменяем уравнение на систему:
Задание № 2:
Дробь равна нулю, тогда и только тогда, когда числитель равен нулю, а знаменатель нулю не равен.
6
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 27 км, вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода и встретились в 15 км от А. Найдите скорость пешехода, шедшего из А, если известно, что он шёл со скоростью, на 2 км/ч большей, чем второй пешеход, и сделал в пути получасовую остановку.
2.1. Задачи на движение
Задача № 1
7
2.1. Задачи на движение
Задача № 1
А
В
27 км
15км
8
V
t
S
Пешеход из А
Пешеход из Б
Пусть скорость пешехода, шедшего из А равна х км/ч, тогда скорость пешехода шедшего из В равна (х-2) км/ч.
Пешеход из А прошел 15 км, а расстояние между пунктами 27 км, следовательно пешеход их В прошел 12 км. 27-15=12.
2.1. Задача на движение
Решение задачи № 1
По условию пешеход из А сделал в пути получасовую остановку, значит он шел меньше времени на 0,5 ч . Это условие можно записать так t1< t2 на 0,5 ч. или t2 - t1 = 0,5.
- = 0,5
Получаем уравнение:
9
15
12
х
х-2
t1
t2
Корень х = -10 не удовлетворяет условию задачи. Получаем, что скорость пешехода из А равна 6 км/ч.
- = 0,5,
=0,
Ответ : скорость пешехода из А равна 6 км/ч.
2. Задача на движение
Решение задачи № 1
10
2.2. Алгоритм решения задач
11
2.2. Алгоритм решения задач
V
t
S
I условие
V1
t1
S1
II условие
V2
t2
S2
V -скорость ( км/ч ; м/сек)
t - время ( ч; мин; сек)
S - пройденный путь (км; м)
Определяем какую величину берем за переменную.
По условию задачи заполняем таблицу.
Составляем уравнение и его решаем.
Анализируем получившиеся корни уравнения (убираем те, которые не удовлетворяют условию задачи).
Делаем дополнительные вычисления или пишем сразу ответ (зависит от того, что нужно найти в задаче).
Основная формула используемая в задачах,
S= Vt
12
2.2. Алгоритм решения задач
Определяем какую величину берем за переменную.
По условию задачи заполняем таблицу.
Составляем уравнение и его решаем.
Анализируем получившиеся корни уравнения (убираем те, которые не удовлетворяют условию задачи).
Делаем дополнительные вычисления или пишем сразу ответ (зависит от того, что нужно найти в задаче).
Очень часто основу уравнения составляет условие, которое накладывается на время.
Для удобства условие можно записать в виде неравенства.
t1> t2
на к часов
Получаем уравнение
t1- t2 = к
13
2.3. Задачи на движение по воде
В задачах при движении по воде используются четыре вида скорости. Какие?
Вопрос:
14
V лодки = V по озеру
Собственная скорость (лодки, катера, теплохода…).
Скорость течения реки.
Скорость по течению реки.
Скорость против течения реки.
2.3. Задачи на движение по воде
В задачах при движении по воде используются четыре вида скорости. Какие ?
Вопрос:
V плота = V течения реки
15
V лодки = х (ед. из)
Vтечения = у(ед. из)
V
t
S
По течению реки
х+ у
t1
S1
Против течения реки
х - у
t2
S2
По озеру
х
t 3
S3
Стоянка
-
t4
-
2.3. Задачи на движение по воде
За неизвестную переменную принимают скорость течения реки или скорость лодки, обычно то, что нужно найти в задаче.
Количество строк зависит от условия конкретной задачи.
16
Моторная лодка прошла 14 км против течения реки, а затем прошла еще 17 км по течению реки, затратив на это один час. Найдите скорость моторной лодки в стоячей воде, если скорость течения реки 3 км/ч.
14 км
17 км
3. Решите задачу
Задача № 2
17
14 км
17 км
Задача № 2
Найдите скорость моторной лодки.
Скорость течения реки 3 км/ч.
3. Решите задачу
18
Пусть скорость моторной лодки х км/ч.
V
t
S
По течению реки
Х + 3
1
час
17
Против течения реки
Х - 3
14
17/(х+3 ) + 14/(х-3)= 1,
Решение задачи № 2
t1+ t2 =1
=0,
Ответ : скорость лодки 31 км/ч.
3. Решите задачу
19
4. Самостоятельная работа
Задание :
Прочитайте задачи. Запишите условие в таблицу, составьте уравнение для решения задачи.
Вариант II
Вариант I
1) № 619
2) № 628
1) № 618
2) № 629
Учебник стр. № 138,139
20
4. Самостоятельная работа
Проверка :
Вариант II
Вариант I
V
t
S
1 лыжник
Х
t1
20
2 лыжник
Х+2
t2
20
V
t
S
1 автомобиль
Х+20
t1
120
2 автомобиль
Х
t2
120
1) № 619
1) № 618
Один из лыжников прошел расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью, на 2 км/ч большей, чем другой.
- = 1/3
t2 - t1 =
t1< t2 на 20 минут,
Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 ч раньше. Найдите скорость каждого автомобиля.
t1< t2 на 1 ч,
t2 - t1 =
- = 1
21
4. Самостоятельная работа
Проверка :
Вариант II
Вариант I
V
t
S
По течению
Х + 15
t1
35
Против течения
Х - 15
t2
25
V
t
S
Против течения
20 - Х
t1
36
По течению
20 + Х
t2
22
2) № 628
2) № 629
Моторная лодка, скорость которой в стоячей воде 15 км/ч, прошла по течению реки 35 км, а против течения 25 км. По течению она шла столько же времени, сколько против течения. Какова скорость течения реки?
+ = 0.
t2 - t1 =
t1= t2 ,
Катер, развивающий в стоячей воде скорость 20 км/ч, прошел 36 км против течения и 22 км по течению, затратив на весь путь 3 ч. Найдите скорость течения реки.
t1 + t2 =
+ = 3.
22
5. Подводим итоги урока
Ответь :
Какие виды задач мы с вами разобрали на уроке?
Повторите алгоритм решения задач.
Какие особенности ( или закономерности) встретились нам при решении задач?
23
6. Домашняя работа
Вариант II
Вариант I
1) № 619
1) № 618
2) № 629
3)№636, 637 (а)
2) № 628
3)№636, 637 (б)
24
Рефлексия
На уроке было комфортно и все понятно.
На уроке немного затруднялся, не все понятно.
На уроке было трудно, ничего не понял.
25