12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Ирина Николаевна355
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Диагностическая работа по русскому языку в формате ОГЭ (9 класс)

Часть 1.

Напишите сжатое изложение по предложенному тексту. Объем изложения -не менее 70 слов.

Русская литература — это, сверх прочего, противоядие от пошлости и нравственного уродства. Нельзя допустить, чтобы преподавание русского слова превратилось в «информацию». Смысл изучения литературы не в том, чтобы научить или нау­читься писать так же гениально, как Пушкин, или в сво­бодное от серьезных дел время смаковать стилистические красоты. Высокая культура — это прежде всего система высоких человеческих ценностей, составляющая одно из условий существования нации и государства.

В куль­туре должно быть родительское, отцовско-материнское начало. Цивилизация служит удобству, культура тре­бует от души трудиться. Кинорежиссер Леонид Хейфец однажды сказал жестко и точно: высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? На что я от­вечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет — тащи его за шиворот, и никакой свободы!

Вообще, свобода — величайшая ценность только тогда, когда она занимает свое место в системе других ценностей: правды, любви, ответственности, совести. А если свобода подменяет собою другие ценности, если остается одна — она истребляет все вокруг. И себя тоже. Как террорист-камикадзе.

( по статье: Валентин Непомнящий. Свобода. Культура. Школа.)

Часть 2.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1. В подростковом возрасте нужно читать о путешествиях, пиратах, приключениях. 2.Фенимор Купер, Жюль Верн, Стивенсон… 3.Какая-то невосполнимая потеря угадывается там, где подросток не зачитывается за полночь, не мечтает над книгой, не представляет себя одним из героев. 4. Потом, когда придет пора влюбленности , когда он начнет томиться и грустить, ему может не удаться взять в руки томик поэзии или серьезную книгу о той жизни, где не так много приключений, зато много слез и ошибок.5. А как же здесь без умного шепота хорошей книги? 6. И в зрелом возрасте, не привыкший читать, он не потянется к философии, к религии, к истории.7. Он просто останется недоразвитым. 8.И только потому, что у него нет навыка того молчаливого собеседования с автором, спрятавшимся в буквах, – навыка, именуемого чтением.

( По статье Андрея Ткачева)

1) нужно читать о путешествиях (предложение 1)

2) потеря угадывается там (предложение 3)

3) он начнет томиться и грустить (предложение 4)

4) не потянется к философии (предложение 6)

5) Он останется недоразвитым (предложение 7)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С детства все мы с вами помним наставления взрослых о(1) так называемых волшебных словах(2) здравствуйте(3) пожалуйста(4) спасибо. Но не все(5) быть может(6) вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие(7) раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста»(8) выражали почтительное отношение к человеку(9) старшему возрастом (10)и умудренному жизненным опытом.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «душевная боль», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания

выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) Не привыкший - не с глаголом пишется раздельно

2) К истории - у существительного 1 склонения в дательном падеже в окончании пишется «и».

3) Жизненным - в суффиксе прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса ЕНН, пишется «нн».

4. Потянется – в корне слова пишется безударная гласная «о».

5. Какая-то - частица «то» с неопределенным местоимением пишется через дефис.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

1. Хорошо помню свой первый опыт осознанного вранья. 2. Во втором классе у нас были уроки рисования. 3. Однажды учительница дала домашнее задание – рисунок на вольную тему. 4.Каждый мог нарисовать то, что ему больше нравится. 5. Мне больше всего нравился космос. 6.Любимой моей игрушкой был пластмассовый пупс-космонавт в скафандре, а недосягаемой мечтой – сверкающий зеркальными деталями луноход на батарейках.

7.Ну и ,конечно, я решил нарисовать космонавта. 8.Нашел подходящую картинку в журнале «Техника – молодежи». 9.Но картинка была сложной: космонавт там стоял на незнакомой планете среди скал и кратеров, а за его спиной высилась громада звездолета. 10. Самому нарисовать такое великолепие у меня никак не получалось. 11.И я попросил маму помочь.

12.Надо сказать, мама рисовала просто блестяще. 13.Уже будучи взрослым я просматривал ее старые альбомы и поражался качеству карандашных набросков. 14.Проработав всю жизнь инженером, по сути своей она была художником. 15.В тот раз мама увлеклась, и нарисовала мне карандашом всю картину – и космонавта в скафандре, и скалы, и корабль. 16.Получилось даже лучше, чем в журнале. 17.Я обвел мамин рисунок фломастерами, раскрасил цветными карандашами и на следующий день принес его в школу.

18.Учительница почему-то решила проверять задание прямо во время урока. 19. Мы радостно сорвались с парт, облепили ее стол и стали подсовывать свои альбомчики, попутно разглядывая рисунки друг друга. 20. Больше всего было пейзажей – леса, луга, солнце, поднимающееся над морем. 21. Учительница одобрительно кивала, ставила четверки и смотрела следующие работы. 22. Когда я подал своего космонавта, все, конечно, ахнули – настолько он был хорош. 23.Учительница ничего не сказала и поставила мне пятерку. 24.Ну а что же еще можно было поставить за великолепный рисунок моей мамы?

25.И тут, сразу же за мной подал свой альбом Алик Карасев. 26. Он был самый маленький в классе, учился хуже всех, кое-как перебиваясь с двойки на тройку. 27. Нарисовал он сказочного короля – в жабо, в горностаевой мантии, с лихо закрученными черными усами. 28. Видно было, что он тоже взял за основу какой-то книжный рисунок, но в отличие от меня, перерисовал его сам, как умел. 29. Король получился скособоченный, с кривыми короткими ножками. 30. Корона на его голове была залихватски сбита набекрень, как берет у десантника. 31.И все же он был каким-то живым – с характером, настроением и лукавой хитринкой в глазах-бусинках. 32.Мне он ужасно понравился, всем остальным тоже.

33.Учительница рассматривала Алькиного короля и по-доброму улыбалась. 34. А потом… 35.Потом красной своей ручкой взяла и поставила на нем жирную тройку. 36. Для меня это был настоящий шок. 37. Почему – «три»? 38. Потому что у Карасика нет мамы-художницы? 39.Или потому что двоечнику больше не положено? 40.Хороший ведь рисунок-то! 41.Но учительница уже отложила его альбом, и ставила четверки за следующую серию лесов, рек и полей со стогами сена.

42.Карасик спокойно взял своего униженного короля, закрыл альбом и отправился за парту. 43. Видимо, он уже смирился с тем, что больше тройки ему в этой школе не светит. 44. А я смотрел на своего космонавта, на пятерку с размашистой росписью учительницы. 45. И не испытывал никакой радости. 46.Наоборот, было тягучее чувство внутренней пустоты, разочарования. 47.Но самое главное – я почувствовал тогда, что виноват перед Карасиком. 48.Перед его замечательным королем, перед его мамой, которая, наверное, совсем не умеет рисовать…

49. Авва Дорофей говорил, что лгать можно тремя способами – мыслью, словом и самой жизнью. 50. Наверное, в моем случае это была ложь жизнью – я ведь попытался выдать себя не за того, кем являлся на самом деле. 51.И мне это удалось, хотя учительница наверняка понимала, что рисунок я ей подсунул совсем не детский. 52.Почему она тогда промолчала и поставила эту несчастную пятерку? 53. И почему мама согласилась нарисовать за меня рисунок, зная, что я буду сдавать его на оценку как свой?

( по тексу Александра Ткаченко)


6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1.Рисунок мамы был точно таким же, как в журнале.

2.Учительница поставила за рисунок пятерку.

3.Учительнице не понравился рисунок Карасика.

4. Герой чувствовал себя виноватым перед Алькой.

5.Учительница понимала, что герой не сам нарисовал космонавта.




7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи

является эпитет.

1. Хороший ведь рисунок-то!

2. Почему она тогда промолчала и поставила эту несчастную пятерку?

3. Он был самый маленький в классе, учился хуже всех, кое-как перебиваясь с двойки на тройку.

4. Карасик спокойно взял своего униженного короля, закрыл альбом и отправился за парту.

5. Видимо, он уже смирился с тем, что больше тройки ему в этой школе не светит.



8.Лексический анализ.

Найдите в предложениях 44-48 синонимы

Часть 2.

9. Используя прочитанный текст из части 2, выполните одно из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина «Мысль формируется без утайки, во всей полноте; потому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис… и знаки препинания охотно ей повинуются»


Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.2.

Напишите сочинение- рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: И не испытывал никакой радости. Наоборот, было тягучее чувство внутренней пустоты, разочарования.



Приведите в сочинении 2(два)  примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.3.

Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР.Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасно вранье »?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.



Ответы к заданиям

Задание №1.Сжатие текста

Русская литература — это противоядие от пошлости и нравственного уродства. Высокая культура — это прежде всего система высоких человеческих ценностей, составляющая одно из условий существования нации и государства.

В куль­туре должно быть родительское, отцовско-материнское начало. Цивилизация служит удобству, культура тре­бует от души трудиться. Высокую культуру надо навязывать!

Свобода — величайшая ценность только тогда, когда она занимает свое место в системе других ценностей. А если свобода подменяет собою другие ценности, если остается одна — она истребляет все вокруг. И себя тоже.

Задание №2. Синтаксический анализ - 3,5

Задание №3. Пунктуационный анализ - 3,4,5,6,7,8

Задание №4. Синтаксический анализ - боль души

Задание №5. Орфографический анализ-3,5

Задание №6. Анализ содержания текста-2,4,5

Задание №7. Анализ средств выразительности-2,4

Задание №8. Лексический анализ- пустота, разочарование


Время выполнения работы 235 минут

Критерии оценки

Для оценивания работ учащихся следует использовать

систему оценивания экзаменационных работ ОГЭ по русскому языку для 9 классов:

1. Сжатое изложение-7 баллов

2. 7 баллов за задания 2 части (задания 2,3,4,5,6,7,8- по одному баллу за кождое  правильно выполненное задание)

3.Сочинение рассуждение-9 баллов

4. 10 баллов практическая грамотность и фактическая точность письменной речи( на основеании проверки изложения и сочинения)

Выставление оценок:

"5"-29-33 балла(изних не менее 6 баллов за грамотность)

"4"-23-28 баллов( из них не менее 4 баллов за грамотность)

"3"-15-22 балла

"2"-0-14 баллов
Критерии оценки диагностической работы
DOC / 140 Кб



Дата проведения: 24 декабря 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.