Урок по биологии в 6 классе «Класс однодольные. Семейство лилейные»

1
0
Материал опубликован 15 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №64» города Чебоксары

Авторская разработка

Проблемно – диалогический урок биологии

Класс однодольные. Семейство лилейные.

Кольцова Ольга Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

Чебоксары 2017

Проблемно-диалогический урок биологии

по теме: «Признаки растений семейства лилейные»

Предмет: Биология.

Тема урока: Признаки растений семейства лилейные.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: закрепление знаний о признаках классов; формирование знаний о признаках растений семейства лилейные.

Задачи:

Образовательные: научить учащихся определять признаки растений семейства лилейные и выделять среди них признаки класса однодольных. Познакомить учащихся с многообразием растений семейства лилейные.

Развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, общее, частное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с наглядным материалом и текстом учебника;

Воспитательные: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия. Продолжить формирование основ экологической культуры. Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах.

Планируемые результаты:

- предметные: знание признаков растений семейства лилейные

- метапредметные: умение самостоятельно добывать знания при работе с наглядным материалом и текстом учебника

- личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; воспитание независимости суждений;

воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, модель цветка тюльпана,

Основные понятия, изучаемые на уроке: формула цветка, тип соцветия, тип плода растений семейства лилейные

ХОД УРОКА

Этапы урока, время

Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Планирование деятельности

Открытие нового знания (по пунктам плана урока:1….2…и т.д.)

Применение нового знания

Вывод по проблеме

Домашнее задание

Ребята, давайте вспомним систематические категории растений.

Каковы признаки растений класса двудольные.

Каковы признаки растений класса однодольные?

Посмотрите на следующий слайд. Что вы можете рассказать об этих растениях?

К какому семейству можно отнести изображенные на слайде растения?

Из этого стало понятно, что лилейные относятся к классу….

Каково строение цветка лилейных?

Какие соцветия для них характерны?

Какие плоды для них характерны?

Признаки какой систематической категории вы назвали?

Какая возникла проблема?

Сформулируйте проблему

Как будем решать проблему?

Что нам надо узнать? Составляем план действий

1. Рассмотрим строение цветка тюльпана

-Составьте словесный портрет цветка тюльпана (по модели цветка тюльпана)

Цветок какой (актиноморфный или зигоморфный?)

Чашелистики есть?

Лепестки? Сколько их?

Как лепестки расположены?

Как называется околоцветник, где все листочки околоцветника более или менее одинаковы?

Как он обозначается?

Сосчитайте число тычинок

число пестиков

Напишите формулу цветка тюльпана.

Есть ли у тюльпана соцветие?

-Почему у тюльпана нет соцветия?

-Почему цветок ярко окрашен?

-Какие плоды образуются у тюльпана?

Сделайте вывод

Обратите внимание на слайд.

-Каково строение цветка ландыша?

-Какое соцветие у ландыша?

-Какие плоды образуются у ландыша?

Что общего у рассмотренных растений?

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Указывает на проблему, записанную на доске.)

Какую тему мы с вами изучили?

-Самостоятельно составьте словесный портрет растения:

1 вариант – лилия белая

2 вариант – лук репчатый

Обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку (ответы на слайде)

Оцените работу.

Что такое фитонциды? Найдите ответ в тексте параграфа.

Какова была цель урока?

 

Что вы узнали на уроке?

Где можно применить полученные знания?
Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Прочитать §58. Составить словесный портрет лилии тигровой

Перечисляют

Перечисляют признаки

Предполагаемые ответы:

Здесь нарисованы однодольные растения, так как:

- Корневая система: мочковатая

-Жилкование листьев: дуговое

-Камбий: отсутствует

-В зародыше семени 1 семядоля

К семейству лилейные

однодольные.

Не знаем:

Не знаем признаков растений семейства лилейные.

Каковы признаки растений семейства лилейные?

Изучить:

1. Строение цветка лилейных

2. Тип соцветия лилейных

3. Тип плода лилейных

актиноморфный

нет

да, 6

в 2 круга: 3+3

Простой околоцветник

Буквой О

3+3Т 3+3П 1 

Нет

Тюльпан - растение засушливых местообитаний, после плодоношения листья некоторое время живут, запасая в луковице питательные вещества для следующего цветения, а потом засыхают. Луковица покоится в почве до следующей весны.

Цветок у тюльпана крупный, тратится много органических веществ.

Он издалека заметен для насекомых.

Плод – коробочка.

Цветки тюльпана имеют простой околоцветник, ярко окрашены, одиночные.

*О(6)Т3+3 П1

Кисть

Ягода

одинаковая формула цветка

 

Признаки растений семейства лилейные

Варианты ответов:

Лилия: Лук:

К.С. мочковатая мочковатая

Ж.Л.дуговое параллельное

1 семядоля 1 семядоля

Камбия нет Камбия нет

*О3+3Т6П1 *О6Т6П1 Плод –коробочка Плод - коробочка

Соцветие – кисть Соцветие – зонтик

Фитонциды – ядовитые для микробов вещества, выделяемые растениями.

Выяснить признаки растений семейства лилейные.

Повторили признаки класса однодольных (перечисляют).

Изучили признаки семейства лилейных (перечисляют).

Лук и чеснок – источники фитонцидов и витамина С.

Самооценка.

 

 

Слайд № 1

Слайд № 2

На доске:

Знаем: к.с

ж.л.

ч.с.

все перечисленные признаки – признаки класса однодольные

Не знаем:

строение цветка

тип соцветия

тип плода

это признаки семейства

На доске: Каковы признаки растений семейства лилейные?

Слайд № 3

На доске:*О 3+3Т 3+3П 1 

На доске: плод - коробочка

Слайд № 4

На доске:

*О(6)Т3+3 П1

Кисть

Ягода

Варианты ответов на доске.

Строение цветка: *О3+3Т3+3П1

*О(6)Т3+3 П1

Тип соцветия: кисть, зонтик

Тип плода: коробочка, ягода

На доске: Признаки растений семейства лилейные

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Использованная литература:

1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. О тех, кто растет, но не бегает. Учебник для 6-го класса. – М.: Баласс, 2007-2012 гг.

2. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Биология, 6 класс: Методические рекомендациидля учителя к учебнику «О тех, кто растет, но не бегает». – М.:Баласс, 2005. – 240с. (Образовательная система «Школа 2100»

/data/files/j1508088880.ppt (урок лилейные)

Предварительный просмотр презентации

Кольцова О.А. МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары Лилейные растения

Систематические категории Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные (Цветковые) Класс: Семейство: Род: Вид:

Признаки классов Двудольные 1.Две семядоли 2.Корневая система стержневая 3.Жилкование листьев сетчатое 4.Камбий есть 5.Сосудистые пучки расположены по кругу 6.Околоцветник двойной Однодольные 1.Одна семядоля 2.К.с. мочковатая 3.Ж.л.-дуговое либо параллельное 4.Камбий отсутствует 5.Сосудистые пучки рассеяны равномерно 6.Околоцветник простой (3-хчленный)

Класс однодольные СЕМЕЙСТВО ЛИЛЕЙНЫЕ

Составьте словесный портрет тюльпана Класс однодольные СЕМЕЙСТВО ЛИЛЕЙНЫЕ

Класс однодольные СЕМЕЙСТВО ЛИЛЕЙНЫЕ

Класс однодольные СЕМЕЙСТВО ЛИЛЕЙНЫЕ Лилия белая Лук репчатый

Лилия белая Лук репчатый Ч.с – 1 К.с – мочковатая Ж.л – дуговое *О 3+3Т 6 П 1  Соцветие – кисть Плод - коробочка Ч.с – 1 К.с – мочковатая Ж.л – параллельное *О 3+3Т 6 П 1  Соцветие – зонтик Плод - коробочка

Класс однодольные СЕМЕЙСТВО ЛИЛЕЙНЫЕ Характерные признаки Формула цветка *О3+3 Т3+3 П1 ( у тюльпана, лука) * О (6) Т3+3 П1 ( у ландыша) – околоцветник простой – 3- членный; Плод: коробочка, ягода; Соцветие: кисть, зонтик;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.