Технологическая карта урока биологии 6 класс «Семейства класса однодольные»

3
2
Материал опубликован 20 May 2017 в группе

Муниципальный конкурс
методических разработок учебных занятий «Оценивание для обучения»

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Лисунова Наталья Леонидовна

УМК

УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой

Тема

«Семейства класса Однодольные»

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок № 7 главы 4 « Многообразие и развитие растительного мира», параграф 26. Раздел посвящён изучению систематических групп растений, раскрывает особенности каждой группы, их значение в природе и жизни человека, обосновывает необходимость сохранения биологического разнообразия растений, формирует понятие об эволюции растительного мира.

Класс

6

Предмет

биология

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель

умение определять характерные биологические особенности основных семейств класса Однодольные

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Умение определять признаки растений класса Двудольные

Формирование систематизированных знаний о признаках растений класса Однодольные,

Формирование систематизированных знаний об отличительных признаках семейств класса Однодольные

Формирование умения выделять существенные признаки растений класса Однодольные, различать семейства однодольных растений: Луковые, Лилейные, Злаковые.

Характеристика значения растений семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность на уроке

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, дополнительный материал);

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности на уроке.

ориентироваться в своей системе знаний (понимать, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи);

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, схема, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию.

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

строить модель (карту понятий) на основе условий задачи и/или способа решения задач

определять логические связи между предметами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

определять свои действия, которые способствовали

продуктивной коммуникации

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности

слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

формировать личную ответственность за результаты деятельности на уроке;

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

Ход урока

 

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный

этап (1 мин.)

Определять свои действия, которые способствовали продуктивной коммуникации;

Определять возможные роли в совместной деятельности;

Играть определенную роль в совместной деятельности

Фронтальная и групповая

Создает условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой.

Класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. На столах каждой группы лежат листы продвижения по уроку для соотнесения поставленной цели и полученного результата, карточки с проверочной работой, заготовка для оформления карты понятий, карточки с ПОПС-формулой.

-Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу пожмите руку друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу;

- распределите роли для работы в группе (У. предлагает 4 роли).

Мотивация на учебную деятельность

В группах: распределяют роли (выбирают командира группы,

хранителя времени,

ответственного за записи ответов, генератора идей)

(коммуникативные УУД).

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

Наблюдение.

 

Актуализация знаний.

(5 минут)

Сравнивать имеющиеся данные о признаках семейств с имеющимися знаниями;

Обобщать факты, Делать множественный выбор.

Индивидуальная

Работа в парах

Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы.

-Ребята, давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (Семейства класса Двудольные).

-С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем проверочную работу на тему «Семейства класса Двудольные». Напишите на листочке фамилию. Укажите номера верных утверждений (Приложение 1).

-Теперь обменяйтесь листочками и проверьте друг друга (правильные ответы выводятся на экран). Запишите в лист продвижения по уроку количество набранных вами баллов (приложение 2).

Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках, работают над соответствием биологических терминов и их толкованием,

(познавательные УУД)

Проверяют свои знания, оценивая их (регулятивные УУД)

Определять признаки растений класса Двудольные (предметные)

Ориентируются в своей системе знаний

Оценивают свою работу, определяют степень успешности выполнения своей работы.

Лист проверочной работы

Взаимооценка

Самооценка (лист продвижения по уроку)

 

Постановка учебной задачи.

(3 минуты)

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Планировать учебную деятельность на уроке

Фронтальная работа: обсуждение

-Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете? (Класс Однодольные).

-Правильно, следовательно, тема нашего урока? (Семейства класса однодольные)

Молодцы. Посмотрите на экран.

Вы все знаете эти цветы. Лилия – прекрасное декоративное растение с изящными благоухающими цветками. Ландыш – малозаметное лесное растение, включённое в Красную книгу. Эти растения такие разные, но и у них есть нечто общее. Что же? (мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев, значит, это растения класса Однодольные. Вероятно, это растения разных семейств).

На какие вопросы вы бы хотели найти ответ? (по ходу высказывания детьми вопросы фиксируются учителем на доске)

какие семейства относят к классу Однодольные,

какие признаки характерны для каждого семейства класса Однодольные,

какие растения относятся к семействам класса Однодольные,

какое значение имеют представители семейств класса Однодольные для человека.

- Что это мы с вами сейчас делали? На что похожи записи на доске? ( Мы планировали свою деятельность на уроке).

Высказывают свою точку зрения, обосновывают её (коммуникативные УУД)

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Планируют учебную деятельность на уроке (регулятивныеУУД)

Определяют

границу между

знанием и

незнанием

Определена цель урока.

Разработан

план учебной

деятельности.

Наблюдение, фиксацияплана на доске.

 

Изучение нового материала.

Совместное открытие знаний.

1 этап – 4 минуты

2 этап – 5 минут.

Систематизировать знания о признаках растений класса Однодольные;

Систематизировать знания об отличительных признаках семейств класса Однодольные.

Выделять существенные признаки растений класса Однодольные.

Различать семейства однодольных растений: Луковые, Лилейные, Злаковые.

Характеризовать значение растений семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

Строить модель (карту понятий) на основе условий задачи.

Определять логические связи между предметами, обозначать их с помощью знаков в схеме.

Групповая форма работы. Прием «Метод пилы»

(ТРКМ),

 

Составление карты понятий

Предлагает учебный материал. Организует изучение нового материала через деятельность учащихся в группах.

1 этап. Учитель раздает задания группам: Прочитаете текст параграфа26, выпишите характерные особенности для класса Однодольные и семейств класса Однодольные, помня о том, что деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов. Следуйте плану, которым мы пользовались при описании семейств Двудольные (строение цветка, плода, представители, значение в природе и для человека). 1 группа изучает общие признаки класса Однодольные, 2 группа - семейство Луковые, 3 группа - семейство Лилейные, 4 группа – семейство Злаковые.

2 этап. По сигналу коллектив группы оперативно меняется (прием «пила»: члены группы перемешиваются и образуются новые команды. В каждой группе оказывается по одному участнику из других групп, таким образом все участники группы могут предоставить разную информацию для составления карты понятий. Происходит определение ролей в группах. Дается новое задание:

Используя изученный вами материал, заполните карту понятий

(приложение 3).
 

.

Добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в тексте,

перерабатывают полученную информацию. Объединяют данные в группы по признакам, классифицируют представителей семейств (познавательные УУД).

Отбирают и используют речевые средства в процессе коммуникации с товарищами, слушают друг друга,

(коммуникативные УУД).

Работают по предложенному плану, использовать необходимые средства (регулятивные УУД);

Выделяют признаки растений класса Однодольные, различают семейства однодольных растений,

характеризуют значение растений семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

(предметные)

Осознанно, уважительно и доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению (личностные УУД)

Выполняют продвижение по заданию, сверяясь с планом.

Осуществляют выбор и переработку необходимой информации.

Характеризуют признаки и значение растений семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

Составляют карту понятий

Наблюдение

Карта понятий

 

Представление результата выполнения задания в группах.

13 минут.

Выделять существенные признаки растений класса Однодольные.

Различать семейства однодольных растений: Луковые, Лилейные, Злаковые.

Характеризовать значение растений семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Фронтальная работа: Обсуждение, сравнение, выработка критериев оценивания

Организует коллективную проверку выполнения задания каждой группы, корректировку результатов работы

.- По каким критериям мы сможем оценить работу?

Разрабатываем совместно с учениками критерии:

1. Указаны характерные особенности строения цветка – 1 балл

2. Указаны характерные особенности строения плода – 1 балл

3. Указаны представители семейств– 1 балл

4. Указано хозяйственное значение представителей семейств– 1 балл

5. указаны общие черты представителей класса Однодольные– 1 балл

Оцените работу своей группы в целом и ваш собственный вклад в результат работы группы, отметьте это в листе продвижения.

Демонстрируют продукт своей группы (карта понятий, высказывают свою точку зрения и пытаться её обосновать (коммуникативные УУД).

Разрабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата (регулятивные УУД);

Ориентируются в своей системе знаний (познаватнльные УУД)

Выделяют признаки растений класса Однодольные, различают семейства однодольных растений,

характеризуют значение растений семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.

(предметные)

Осознанно, уважительно и доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению (личностные УУД)

Представлены карты понятий.

Разработаны критерии оценивания.

Оценены достижения каждой группы

Критериальное оценивание

Самооценка

2

Применение нового знания.

(10 минут)

Систематизировать знания об отличительных признаках семейств класса Однодольные

Закрепить умение выделять существенные признаки растений класса Однодольные, различать семейства однодольных растений: Луковые, Лилейные, Злаковые.

Ориентироваться в своей системе знаний

Индивидуальная

Групповая

Осуществляет контроль усвоения знаний с самопроверкой (листы продижения) и фиксацией нового учебного материала, изученного на уроке ( в листах с формулой ПОПС). Скажите, теперь вы сможете определить, к какому семейству относятся лилия и ландыш? (Лилейные). Молодцы. Предлагаю попробовать свои силы! Используя формулу ПОПС, определите семейство предложенных гербарных экспонатов (приложение 4). Но сначала повторим критерии оценивания формулы ПОПС. Назовите их (Формулировка Позиции - 1 балл, Объяснение (не менее 2 аргументов) – 2 балла, Примеры-1 балл за наличие примеров, Следствие-1 балл). Не забываем следить за временем. У нас 4 минуты.

После заполнения формул ПОПС, 1 минуту обсуждают в группе полученные результаты каждого, выбирают одного учащегося от каждой команды, который озвучивает результат. Учащиеся других групп слушают, дополняют, исправляют неточности.

Добавьте в лист продвижения количество баллов за формулу ПОПС, согласно критериям.

Ориентируются в своей системе знаний, объединяют предметы в группы по определенным признакам, сравнивают, классифицируют и обобщают факты

(познаватнльные УУД).

Определяют свои действия, способствующие

продуктивной коммуникации, роли в совместной деятельности; играют определенную роль в совместной деятельности, высказывают свою точку зрения и пытаться её обосновать, (коммуникативные УУД).

Различают семейства однодольных растений,

(предметные )

Осознанно, уважительно и доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению (личностные УУД)

Выполняют систему заданий, предложенную учителем.


 


 

Формулируют результат работы группы.

Критериальное оценивание

Самооценка

 

Рефлексия, самооценка деятельности учащимися

(3 минуты)

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности на уроке.

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,

Прогнозировать

дальнейшие

действия по

решению

учебной задачи

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Организует рефлексию и самооценку работы на уроке.

Настало время подвести итоги нашего урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Как узнали? Что помогло?

- Где могут пригодиться эти знания?

- Какое задание вам понравилось выполнять больше всего. Почему?

- Выполнен ли нами план работы на уроке?

- Какой цели достигли?

- Какие вопросы остались не решенными? Что нужно сделать, чтоб найти на них ответ?

Закончите работу с листом продвижения, оцените каждый сам свою работу на уроке в целом и поставьте себе итоговую отметку.

Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят поставленную цель и полученный результат.

(Регулятивные УУД):

С достаточной

полнотой и точностью

выражают свои мысли;

(коммуникативные УУД)

Несут личную ответственность за результаты деятельности на уроке (личностные)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Наблюдение

Самооценка

 

Домашнее задание

(1 мин.)

Систематизировать знания, находить ответы на вопросы, оставшиеся не решенными на уроке.

Индивидуальная

фронтальная

Создаёт условия для осознанного принятия домашнего задания..

Параграф 26. Составить по три тестовых вопроса по содержанию параграфа (базовый уровень – с выбором ответа, повышенный – с развернутым ответом)

Сдайте листы продвижения по уроку.

Планируют и анализируют свою деятельность (регулятивные УУД),

ориентируются в своей системе знаний (понимают, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи);(познавательные УУД)

Понимают домашнее задание.

Наблюдение

Методические материалы к уроку биологии в 6 классе «Семейства класса Однодольные»

Приложение №1.

Проверочная работа «Семейства класса Двудольные»

Вариант 1. Задание: отметьте номера пяти верных утверждений.

1. К семейству Крестоцветные относятся как травянистые растения, так и кустарники и деревья.

2 Плоды у растений семейства Крестоцветные – стручки и стручочки.

3. Роза, вишня, малина - растения семейства Мотыльковые

4. Цветки у растений семейства Сложно цветные собраны в соцветия корзинки.

5. Трубчатые, язычковые, воронковидные цветки – признак семейства Бобовые

6. Формула цветка Семейства Розоцветные: Ч 5 Л 5 Тмного П1 

7. У некоторых видов семейства Крестоцветные развиваются ползучие побеги.

8. Цветок пасленовых состоит из 5 сросшихся чашелистиков,5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и одного пестика. 

9. Перец и баклажан – овощные растения из семейства Пасленовые.

10. Корневая система у растений семейства Мотыльковых – мочковатая.

Правильные ответы: 2, 4, 6, 8,9

Вариант 2. Задание: отметьте номера пяти верных утверждений.

1. Семейство Крестоцветные Формула цветка: Ч 4 Л 4 Т 2+ 4 П 1. 

2. Цветок Розоцветных состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и одного пестика

3. Трубчатые, язычковые, воронковидные цветки – признак семейства Сложноцветные

4. Корневая система у растений семейства Крестоцветные – мочковатая

5. Клубеньки на корнях характерны для представителей семейства Мотыльковые

6. Перец и баклажан – овощные растения из семейства Мотыльковые.

7. Плоды у растений семейства Бобовые – стручки и стручочки.

8. К семейству Крестоцветные относятся редис, капуста, редька

9. Большинство представителей семейства Пасленовые родом из Южной Америки

10. Растения семейства Сложноцветные имеют дуговое жилкование листьев

Правильные ответы: 1,3,5,8,9

Приложение №2

Ф.И. учащегося _____________________________________

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ПО УРОКУ:

(по ходу урока фиксируй то, как ты справляешься с заданиями)

Выполнение теста

Работа моей группы в целом (карта понятий)

Мой вклад в результат работы группы

Формула ПОПС

МОЙ ИТОГ

Критерии оценивания:

1 правильный ответ – 1 балл ( 5 баллов максимум).

Критерии оценивания:

Разработаны совместно в классе

(5 баллов максимум)

Критерии оценивания:

 

 Почти всё сделали без меня

сделал много без меня работа бы не получилась

 

 

Критерии оценивания:

Формулировка позиции - 1 балл

Объяснение(не менее 2 тезисов) – 2 балла

Примеры-1 балл

Вывод-1 балл (максимум 5 баллов)

Критерии оценивания:

Если я набрал 15-20 баллов, то моя отметка 5,

Если я набрал 11-14 баллов, то моя отметка 4,

Если я набрал 7-10 баллов, то моя отметка 3,

Если я набрал менее 6 баллов, то моя отметка 2.

Приложение №3

Карта понятий


 

Контроль карты понятий (для учителя)

Приложение №4

Формула ПОПС (для учеников)

Формула ПОПС

Фамилия, Имя__________

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к _____

О – объяснение: потому, что у этого растения__________

П – пример: Я могу доказать это на примере ……….. растения

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод:____

Формула ПОПС

Фамилия, Имя__________

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к _____

О – объяснение: потому, что у этого растения__________

П – пример: Я могу доказать это на примере ……….. растения

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод:____

Формула ПОПС

Фамилия, Имя__________

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к _____

О – объяснение: потому, что у этого растения__________

П – пример: Я могу доказать это на примере ……….. растения

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод:____

Формула ПОПС

Фамилия, Имя__________

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к _____

О – объяснение: потому, что у этого растения__________

П – пример: Я могу доказать это на примере ……….. растения

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод:____

Формула ПОПС (учителю)

Формула ПОПС

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к семейству Крестоцветные,

О – объяснение: потому, что у этого растения стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, формула цветка Ч 4 Л 4 Т 2+ 4 П 1, плод стручок или стручочек.

П – пример: Я могу доказать это на примере растения капуста, редис

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод: это растение класса Двудольные, семейство Крестоцветные

Растение: Редька дикая

Формула ПОПС

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к семейству Злаковые

О – объяснение: потому, что у этого растения мочковатая корневая система, стебель соломина, Цветок имеет формулу О(2)+2 Т3П(2) , соцветие колос, плод – зерновка.

П – пример: Я могу доказать это на примере растения рожь, пшеница, овес

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод: Это растение семейства Злаковые, класс Однодольные

Растение: Мятлик луговой

Формула ПОПС

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к семейчтву Лилейные

О – объяснение: потому, что у этого растения наличие луковицы, Цветок О6 Т6 П1, цветки одиночные,  плод - ягода

П – пример: Я могу доказать это на примере растения: лилия, Кандык

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод: Это растение семейства Лилейные, класс Однодольные

Растение: Кандык сибирский

Формула ПОПС

П – позиция: Я считаю, что это растение принадлежит к семейству Луковые

О – объяснение: потому, что у этого растения наличие луковицы, Цветок О₃₊₃ Т₃₊₃ П₍₃₎ ,соцветие зонтик, прод коробочка

П – пример: Я могу доказать это на примере растения: лук-батун, чеснок

С – Следствие: поэтому, я делаю вывод: Это растение семейства Луковые, класс Однодольные

Растение: Чеснок дикий Черемша

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательно!

20 May 2017

Вы - большая умница!

21 August 2017

Похожие публикации