12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейства крестоцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые и сложноцветные; семейства зонтичные, лютиковые, губоцветные и др.

Практическая работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РАСТЕНИЙ К РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙСТВАМ КЛАССА ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ЦВЕТКА ИЛИ СОЦВЕТИЯ

Цели: формировать умения распознавать растения с определи­телем или определительными карточками, давать полную систе­матическую характеристику растения; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами.

Оборудование: зафиксированные цветки (в чашках Петри или других емкостях) растений семейства бобовые, розоцветные, кре­стоцветные, пасленовые, соцветия растений семейства сложно­цветные; гербарии этих растений, школьный определитель выс­ших растений, препаровальные иглы, препаровальный нож, лупы.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите зафиксированный цветок. Определите харак­тер цветка (правильный или неправильный). Зарисуйте внешнее строение цветка, подпишите его основные части.

Определите характер околоцветника (простой или двой­ной). Найдите венчик и чашечку. Укажите их характер (сросшиеся или свободные).

Подсчитайте число чашелистиков и лепестков.

Аккуратно разрежьте цветок вдоль. Рассмотрите тычинки и пестик. Определите характер тычинок (сросшиеся или свобод­ные), количество пестиков.

Напишите формулу цветка.

Зарисуйте строение цветка в разрезе, подпишите его ос­новные части.

На основании характеристик цветка сделайте вывод о принад­лежности цветка к тому или иному семейству класса двудольных.

Закрепление знаний и умений

Пользуясь знаниями, полученными на последних уроках, а также материалами учебника и записями в тетради, запол­ните таблицу.

Сравнительная характеристика семейств класса двудольные

Жизненные

формы

Строение цветка и его формула

Соцветие и плод

Особенности строения вегетативных органов

Представители

Значение

Семейство крестоцветные: 3200 видов, относящиеся к 350 родам

Однолетние, двулетние и многолет­ние травы, редко — по­лукустарники и кустарники

*ч Л т п

4 4 4+2 1

Соцветие кисть. Плод стручок или стручочек

Листья собраны в при­корневые розетки или имеют очередное расположение на стебле. Корневая система стерж­невая, многие из видов образуют корнеплоды

Капуста, редька, брюква, репа, пас­тушья сумка, жел­тушник, ярутка, гулявник лекар­ственный

Пищевые, кор­мовые, медо­носы, сорняки, технические, эфиромаслич­ные растения

Семейство розоцветные: 3000 видов, относящиеся к 120 родам

Деревья,

кустарники,

травы

*Ч5Л5Т°°П1 или *Ч5Л5Т°°П°°

Соцветия кисть, щиток, простой зонтик. Плоды коробочка, оре­шек, многооре- шек, костянка, яблоко и др.

Листья простые и слож­ные: перистые, тройча­тые. Листорасположение очередное, реже — су­противное

Слива, вишня, черешня, персик, малина, ежевика, земляника, клуб­ника, калган, ман­жетка, черемуха, рябина

Пищевые, де­коративные, лекарственные, эфиромаслич­ные, медоно­сы, ядовитые растения

Семейство бобовые: 17 000 видов из 700 родов (на территории России 65 родов, 1800 видов)

Деревья, кустарники, полукустар­ники, лианы, однолетние и многолет­ние травы

ЛЧ Л Т П

(5) 1+2+(2) (9)+1 1

Соцветия кисть, головка, простой колос. Плод боб

Листья сложные, с круп­ными прилистниками, часто частично ви­доизменены в усики.

На корнях клубеньки, образованные азотфик- сирующими бактериями

Горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, нут, кле­вер, чина, люцер­на, вика, донник

Пищевые,

кормовые,

декоративные,

лекарственные,

медоносные

растения

Семейство пасленовые: 2500 видов из 85 родов

 

Травы, ред­ко — полу­кустарники, кустарники, в тропиках встречаются деревья

*ч Л т п

(5) (5) 5 1

Соцветия кисть, завиток, метел­ка. Плод ягода или коробочка

Листья простые, без при­листников, расположены очередно. Все части ра­стений покрыты желези­стыми волосками

Табак душистый, петуния, физалис, картофель, томат, сладкий перец (паприка), перец пряный (стручко­вый), баклажан

Пищевые, де­коративные, лекарственные, технические, ядовитые ра­стения

Семейство сложноцветные: 25 ООО видов из более 1000 родов (в России более 1000 видов)

Деревья, кустарники, полуку­старники, многолетние и однолетние травы, лианы

Трубчатый:

*Ч(5)или0Л(5)Т(5)П1

Язычковый:

Ч(5) или 0Л(5) Т(5)ПГ Воронковидный: или *Ч.„ или ЛТП

о (5) -1 о-1-1о

Ложноязычковый: Ч(5) или 0Л(3)Т0П1

Соцветие кор­зинка. Плод семянка

Листорасположение обычно очередное, реже — супротивное или мутовчатое. Имеют­ся млечники и смоляные ходы

Подсолнечник, то­пинамбур, лопух, одуванчик, Васи­лек, маргаритка, астры, георгины, герберы, полынь, ромашка, череда

Пищевые,

кормовые,

масличные,

декоративные,

лекарственные,

медоносные

растения


Тестовые задания

Среди перечисленных признаков выберите те, которые от­носятся к семействам: а) крестоцветных; б) розоцветных; в) бобовых; г) пасленовых; д) сложноцветных.

Плод стручок или стручочек.

Формула цветка: "Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.

Соцветия кисть, щиток или простой зонтик.

Плод ягода или коробочка.

Соцветие корзинка.

Плод костянка или яблоко.

На корнях образуются клубеньки.

Формула цветка: *Ч4Л4Т4+2П1.

Большинство растений (или их части) являются ядовитыми.

Имеется несколько типов цветков в пределах одного соцветия.

Стебель и листья покрыты железистыми волосками.

Плод семянка.

Плод боб.

Многие из видов образуют корнеплоды.

Встречается сборный плод многокостянка.

Ответы: а) 1, 8, 14; б) 3, 6, 13; в) 2, 7, 15; г) 4, 9, 11; д) 5, 10, 12.

Среди перечисленных растений выберите те, которые от­носятся к семействам: а) крестоцветных; б) розоцветных; в) бобовых; г) пасленовых; д) сложноцветных.

Ярутка полевая.

Слива дикая.

Табак душистый.

Горох посевной.

Одуванчик лекарственный.

Рябина обыкновенная.

Желтушник левкойный.

Ромашка аптечная.

Физалис овощной.

Чина клубненосная.

Донник белый.

Топинамбур.

Лапчатка прямостоячая.

Картофель.

Гулявник лекарственный.


 

Ответы: а) 1, 7, 15; б) 2, 6, 13; в) 4, 10, 11; г) 3, 9, 14; д) 6, 8, 12.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Повторить различия между растениями класса однодольные и двудольные, а также вспомнить все семейства класса двудоль­ные, их основные признаки, хозяйственное использование и при­меры растений.

Творческое задание. Составить кроссворд на тему «Лекарствен­ные растения класса двудольные».

Задание для учеников, интересующихся биологией. Описать одно или два семейства класса двудольные, не рассмотренные на уро­ках. Описание следует провести по плану, изложенному в мате­риалах урока 44. (Желательно, чтобы учитель продиктовал план описания семейств или раздал его в напечатанном виде.)

Семейство Крестоцветные

 

 

 

 

 

 

Семейство Розоцветные

 

 

 

 


 

Семейство Бобовые


 

 

 

 

 


 

Пасленовые

 

 

 

 


 

Семейство сложноцветные:


 

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.