12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьменко Ирина36
7

Презентация "Вечный город" и его жители





Кузьменко Ирина Георгиевна


Методическая разработка урока по истории Древнего мира

ТЕМА. «Вечный город» и его жители


Аннотация

Одна из целей современного урока – развивать различные возможности, умения учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности.

Данный материал представляет собой методическую разработку урока истории Древнего мира в 6 классе по теме «Вечный город» и его жители».

Тема интересна для учащихся, тем, что создает благоприятные условия для развития их коммуникативных способностей, давая возможность почувствовать себя исследователями, путешественниками во времени при изучении материала урока.

Целью урока является знакомство с новыми фактами истории данного периода, расширение кругозора учащихся. В разработке используются разнообразные методические приемы, интересный дополнительный материал в форме мультимедийной презентации, что дает возможность применять его и во внеклассной работе учителя, знакомя ребят с достижениями мировой культуры.

В текстовую разработку урока включены отдельные слайды мультимедийных презентаций, используемые на разных этапах урока.

Различные виды работы в условиях современного урока с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) способствуют развитию речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также мотивации к усилению интереса изучения предмета истории.

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока - «Вечный город» и его жители (6класс).

Цель: расширить знания учащихся об истории Древнего Рима с помощью интересной дополнительной информации, ее визуализации.

Задачи:

- познакомить учащихся со знаменитыми памятниками и сооружениями Рима, и на их примере, с особенностями римской культуры; выяснить, что римская культура имела большое значение в развитие человечества; узнать об изобретениях в строительном искусстве римлян;

- учить размышлять и сопоставлять, делать самостоятельные выводы и давать собственную оценку увиденного, развивать мыслительные навыки;

- воспитывать чувство прекрасного, уважение к мировому историческому и культурному наследию, развивать интерес к исторической науке.

Личностные: развивать умение давать оценку историческим событиям, достижениям древней империи.

Предметные: развивать умения находить информацию при работе с картой(планом-схемой), учить систематизировать историческую информацию, познакомить с малоизвестными фактами из жизни древних римлян.

Метапредметные: развивать читательские компетенции, умение применять решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) с для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему урока;

- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного

и увиденного;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и

аргументировать свой ответ;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свое отношение к событиям;

- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия, действия одноклассников;

Применяемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение,

ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс.  М. –Просвещение.

Оборудование : мультимедийная доска, компьютер, презентация.

Тип урока - урок усвоения новых знаний;

Вид урока - экскурсия (виртуальное путешествие).

Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа с учебником, картой, презентацией.



Ход урока

Слайд 1. Проблема урока: Почему Рим называют «Вечным городом»? Какими достижениями могли гордиться римляне (запись на доске или в презентации).

I.Организационный момент

План:

1.Основание Рима.

2.Все дороги ведут в Рим.

3. Архитектура Древнего Рима:

А)Термы и акведуки. Колизей;

Б)Пантеон и храмы;

В)Изобретения римлян в строительстве.

4.Жизнь жителей города.


Слайд 2. Мотивация. Учитель начинает урок со слов поэта Н. Гумилева «Основатели»

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: "Здесь будет город".
"Город как солнце",- ответил Рем.

Ромул сказал: "Волей созвездий
Мы обрели наш древний почет".
Рем отвечал: "Что было прежде,
Надо забыть, глянем вперед".


Слайд 3 .

II.Изучение нового материала.

1.Кто же такие - Ромул и Рем? . (Работа учащихся с учебником. Чтение легенды об основателях г.Рима).


2.Вопросы к картине «Капитолийская волчица»:

1.Почему римляне называли волчицу «Капитолийской»?(Она нашла детей возле Капитолийского холма).

2.Почему Рим называют городом на холмах?(Потому, что он расположен на семи основных холмах).

3. Сколько холмов составляют основу г.Рима?(7 холмов, их названия можно найти на карте, учитель просто перечисляет их названия, делает акцент на Капитолийском холме).


!!!!! Небольшая историческая справка:


Возраст города Рим составляет 2770 лет. Он принадлежит к наиболее древним поселениям в мире и сохранил в себе памятники Античности. Этим он ценен для археологов, историков и любителей старины. Сегодня римские историки называют точную дату основания Рима – 21.04.753 год до н.э.


Слайд 4. Так как сегодня у нас урок - путешествие, давайте рассмотрим карту Древнего Рима. Будьте очень внимательны!

t1612626791aa.jpg


-О чем может рассказать карта Рима? Вам поможет найти ответы список вопросов на доске (в презентации).

- Изучите внимательно легенду карты (учитель может попросить дать определение «Что такое легенда карты»).

- Учитель проводит опрос с последующей записью ответов (коротко в тетрадь).


Слайд 5. Проверим ваши ответы!!!




А теперь давайте познакомимся более детально с информацией по названным вами ответам. Работа с презентацией(по слайдам).


А) Слайд 6. Река Тибр и мосты древних римлян: интересные факты .

1.Река Тибр в Италии занимает третье место по протяженности. Она огибает все семь холмов Рима и как бы очерчивает весь район Трастевере. Исток реки располагается в Апеннинских горах. Название реки – Tiber чаще всего связывают с латинским происхождением, и ассоциируется он с древним городом Тиволи, который находиться в 30 км от столицы.

2. Тибр – именно та река, по которой в младенческом возрасте Рем и Ромул(основатели Рима) путешествовали в корзинке, пока их своеобразный «корабль» не прибился к берегу у подножья Палатинского холма. Когда братья выросли, они основали город Рим, первые поселения которого были основаны на восточной стороне реки.(Капитолийский холм)

3.Для древних римлян Тибр играл жизненно важную роль, было три главных его предназначения:

-Использование в качестве главного компонента канализационной системы города.

-По реке переправлялись военные судна, участвующие в знаменательных битвах за Сицилию против Карфагена.

-Река Тибр в Риме служила торговым путем, по которому завозились продукты и стройматериалы на суда.

Слайд 7. Самым старинным считается Мульвиев мост,  построенный еще в 1 веке до н.э. Он связывает г.Римини и Фламиеву дорогу. На нем в 4 в. н. э. сражались императоры Константин I Великий и Максенций. В основе их схватки, лежали отличающиеся религиозные взгляды, каждый из них хотел доказать, что его убеждения главенствующие. В итоге ожесточенной схватки Константин победил Максенция и сбросил его прямо в Тибр, после чего в Италии стало распространяться христианство.

Мост Святого ангела был возведен во 2 веке н.э., по нему можно только ходить, на транспортных средствах ездить через эту переправу нельзя. Вначале сооружение было названо в честь императора Адриана, который и стал инициатором его возведения. На другом конце этого моста выстроен мавзолей Адриана, который в средние века получил название Замка Святого ангела.

Еще со времен религиозных противостояний, выражение «перейти Тибр» означает принять католицизм;

В первый день Нового года отчаянные римляне устраивают ледяные купания, прыгая в Тибр с моста Кавур, и их отважности всегда радуются многочисленные зрители.


Дальнейший просмотр достижений римской архитектуры и подготовка к решению проблемного вопроса «Чем могли гордиться древние римляне?!»


Слайд 8. Римские стены и знаменитые ворота Рима. Стена Аврелиана в Риме это одно из 3 укреплений, в разные периоды окружавших античный город. ( 275-271 гг. до н.э.)Оборонительные сооружения протянулись на 19 км. Крепостные стены защищали жителей от врагов. Тот факт, что Стена Аврелиана была закончена всего за 4 года, до сих пор вызывает удивление историков и инженеров.

t1612626791ab.png

Слайды 9-10. Римские дороги. Римские дороги –это дорожная сеть, созданная римлянами для быстрого передвижения войск, караванов и курьеров. Римские дороги связали между собой многие города в Италии, затем начали появляться и на других территориях римской империи между значимыми политическими и экономическими центрами.

Вначале, дороги строились в военных целях, но затем стали играть значительную роль в экономическим развитии империи. Возможно развитая сеть дорог упростила завоевание римских территорий варварами. После падения римской империи дорогами продолжали пользоваться около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом.

Первая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей она получила название по имени своего создателя Via Appia (Аппиева дорога). В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора, которым была построена.







t1612626791ac.png

Слайд 11. Термыэто древние бани в Древнем Риме. Внутри императорские термы были выполнены из мрамора, украшены мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами, окна и двери были из бронзы. В термах находились следующие помещения: одежду оставляли в раздевалке, затем посетитель мог заняться спортом или смазать тело маслами. Первые термы выстроил в Риме Агриппа(25—19 годы до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населении

Слайд 12. Акведуки Древнего Рима — гидротехнические сооружения созданные в Древнем Риме для доставки питьевой воды управления водными ресурсами. Акведук - в буквальном переводе «водопровод». Под словом «акведук» обычно подразумевается мост, который служит не для проезда, а для пропуска воды, римские акведуки по большей части проходили в трубопроводах и тоннелях под землей.

Древние римляне строили акведуки по всей своей империи, чтобы доставлять воду в города, часто из отдаленных источников. Акведук снабжал водой общественные бани, туалеты, фонтаны и частные дома. Акведуки также обеспечивали водой шахты, мельницы, фермы и сады.Да и как мосты акведуки служат людям до наших дней.

Слайд 13. Один из самых узнаваемых в мире древним сооружением является Колизей. Колизе́й или амфитеатр Флавиев, памятник архитектуры Древнего Рима, где происходили бои гладиаторов и различные зрелища для людей вместимостью свыше 50 тыс. человек. Колизей одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира - построен ок.  80 г.н.э.

Еще одно древнее, но не сохранившееся полностью до наших дней строение , Римский форум. Римский форум в Риме - сердце Римской Империи, главный политический и общественный центр античного Рима. Представляет собой прямоугольную площадь, которую окружают остатки древних зданий и храмов.

Слайд 14. Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющее собой архитектурнооформленную арку. Арки устраиваются при въезде в города, в начале улиц, на мостах. Согласно обычаю войско после сражения не могло войти в город без очищения от пролитой крови и должно было оставаться вне городских стен на "поле мёртвых" . Для процедуры очищения возводили ворота из двух вертикальных столбов и горизонтальной балки, окрашенных в красный цвет. Римляне приспособили эту конструкцию для проведения военных триумфов(побед над врагами), но вместо ворот использовали арку . Каждая арка называлась в честь победителя.

Б) Слайд 15. Пантеон - один из самых известных памятников древнего Рима. Он был построен Марком Агриппой в 27 г. до н.э., о чем свидетельствует надпись на карнизе портика. Название Пантеон означает –«Посвященный всем богам». Здание было перестроено императором Адрианом во 2-м веке н.э. К римской эпохе относится купол и огромнные бронзовые двери весом по 20 тонн каждая. В христианскую эпоху Пантеон был превращен в церковь. В нем покоятся останки многих знаменитых людей.

t1612626791ad.png

Слайд 16. В Риме сохранились и несколько древних храмов. Храм Весты- развалины древнего храма, посвященного Весте, римской богини домашнего очага.

Храм Ромула построил император Максентий в честь своего умершего сына Ромула в 307 г.н.э. Позднее храм был превращен в церковь Косьмы и Дамиана, врачей из Киликии(стали считаться святыми) и поэтому сохранился до наших дней.

Храм Цезаря - храм в честь Гая Цезаря на римском форуме(восстановлен по описания древних авторов.

В) Самостоятельная работа с учебником.

-Найдите и выпишите в тетрадь примеры изобретений римлян.


Слайд 17. Изобретения римлян в строительстве.

1.Бетон. Римляне умели изготавливать прочный и долговечный бетон, который зачастую лучше современного. В то время как нынешний бетон разрушается в течение пятидесяти лет или даже менее того, римский бетон до сих пор остается таким, каким был тысячи лет назад. Ходят предания, что римский инженер Марк Витрувий создал этот сверхпрочный раствор из вулканического пепла, извести и морской воды. Он смешивал эти три ингредиента с вулканическим камнем и погружал смесь в морскую воду. Примерно через десять лет в бетоне образовывался редкий минерал, называемый алюминий-тоберморит, который и позволял ему сохранять свою прочность.

2.Центральное отопление. Одна из первых известных централизованных систем отопления в мире была создана римлянами. Она называлась «гипокаустом» и устанавливалась в основном в больших общественных банях. Под фальшполом постоянно горел огонь, который нагревал комнату и воду, идущую в баню.

3.Канализация. Первая римская канализация была построена этрусками на всем итальянском полуострове в 500 году до нашей эры. После этого римляне расширили канализацию. Стоит отметить, что в основном она использовалась не для сточных вод, а для уменьшения наводнений.

4. Схема городского планирования. Римляне первыми применили планирование городов, создавая некоторые из первых проектов расположения улиц в виде сети..

5.Дорожные знаки. Дорожные знаки вовсе не являются современным изобретением, и римляне тоже использовали их. На всех своих многочисленных дорогах и автомагистралях они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии от Рима и других городов.


V. Подведение итогов урока. (Результаты решения проблемных вопросов)


-Сегодня мы с вами познакомились с изобретениями римлян.


1.Перечислите, какие новшества придумали римляне задолго до наших дней.

2. Почему Рим называют «Вечным городом»?



Надеюсь, что эти интересные факты помогут и дальше вам в изучении истории Рима и древних цивилизаций.


III. Обобщение и систематизация.(проверочная работа на листках)


Подведем итоги нашей экскурсии:

1. Что из названного украшало площади Рима? Выберите два ответа.
1) арки
2) сфинксы
3) многоярусные башни
4) колонны
2. Установите соответствие между названиями римских дос­топримечательностей, сооружений и их назначением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую ей позицию из второго столбца.

Достопримечательности
А) Колизей
Б) Пантеон рода
В) Форум
Г) термы
Назначение
1) главная площадь города
2) храм, святилище
3) бани
4) амфитеатр, место для зрелищ
3. Чем Пантеон отличался от других римских храмов?
1) это был храм верховного бога Юпитера
2) в Пантеоне короновали императоров
3) он был посвящён всем богам
4) этот храм не могли посещать женщины
4. Распределите названия известных памятников, сооруже­ний в две группы по их принадлежности культуре. культуре Древней Греции (группа А) или Древнего Рима (группа Б).
1) Колизей
2) храм Парфенон
3) колонна Траяна
4) Форум
5) храм богини Артемиды в Эфесе
6) Акрополь.

5. Продолжите предложение – Рим назван «Вечным городом», потому что ..…………

(Проведение самопроверки работ учащимися).


4.Жизнь древних римлян. (В зависимости от времени учитель может оставить вопрос на самостоятельное изучение учащимися.)

t1612626791ae.png

IV. Домашнее задание:

1. Проработать тему урока, повторить опорный конспект.

2.Уметь отвечать на вопросы в конце темы.

3. По вопросу «Жизнь древних римлян» подготовить небольшое, интересное сообщение по выбранной картинке на слайде (записать в тетрадь) .

4. Нарисовать, как по-вашему, могли выглядеть древние римляне (Творческое задание для умеющих рисовать учащихся). Может быть выбрана другая тема для рисунка.

Список использованных источников:

1. Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс.  М. –Просвещение.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%

3.https://yandex.ua/search /?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%

4.https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_(%D0%A0%D0%B8%D0%
















Опубликовано


Комментарии (1)

Медведева Татьяна Ивановна, 31.01.21 в 12:52 0Ответить Пожаловаться
БлагоДарю за красочную, познавательную презентацию! Взяла её в свою копилочку)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.