Презентация защиты опыта работы
Смысловому чтению быть! Презентация к защите опыта работы в рамках ежегодного Фестиваля Наук. Время проведения: 15.03.23 г. Подготовила: Смирнова З.М., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. ГКОУ «Казачий кадетский корпус» города Буденновска Ставропольского края
Чтение как процесс -восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, -извлечение смысла, объяснение найденных фактов, интерпретация, -создание собственного нового смысла в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учебе, профессиональной деятельности.
Смысловое чтение – это один из метапредметных навыков, который дети получают в самом начале обучения в школе. Умение читать с глубоким пониманием и запоминанием смысла написанного становится основой изучения всех школьных предметов. Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. ( А.А. Леонтьев, выдающийся советский и российский лингвист, психолог, 1936-2004 г.г.)
Смысловое чтение Цель деятельности – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Стратегии работы 5 класс «Учимся успешному чтению. Книжное дерево моей семьи». Ключевая идея: семейное чтение. 6 класс «Учимся успешному чтению. Время открытий». Ключевая идея: развивающее, познавательное чтение.
Стратегии работы 7 класс «Учимся успешному чтению». Реклама книги. «Горячая десятка». Ключевая идея: чтение для общения. 8 класс «Учимся успешному чтению». Рифма и ритм. Книга на сцене. Ключевая идея: чтение и творчество. 9-11 классы «Учимся успешному чтению». Литературная мистификация .Литературный квест. Ключевая идея: чтение и поиск ( себя, смысла, места в жизни).
Н.Н. Сметанникова, профессор, президент Русской ассоциации чтения, автор педтехнологии «Стратегия чтения» «Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации. Дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности.
Работа с любым текстом предполагает три этапа: -до чтения текста, -во время чтения текста, -после чтения текста.
Стратегии предтекстовой деятельности Цель: -постановка цели и задач чтения, -актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, -актуализация предшествующих знаний, диагностика, -формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, -повышение скорости чтения и количества прочтений, -мотивирование читателя, -включение механизма антиципации, -формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Продуктивные предтекстовые стратегии: «Мозговой штурм». «Глоссарий». «Ориентиры предвосхищения». «Батарея вопросов». «Предваряющие вопросы». «Рассечение вопроса». «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем». «Рассечение вопроса» - смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Стратегии текстовой деятельности -выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, -контекстуальная и смысловая догадка, -размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основной принцип стратегий - остановка деятельности, -размышление вслух, прогноз, -установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Стратегии текстовой деятельности «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). «Чтение про себя с вопросами». «Чтение про себя с остановками». «Чтение про себя с пометками». «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). Задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Стратегии послетекстовой деятельности Цель: -применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Стратегии послетекстовой деятельности «Отношение между вопросом и ответом» «Вопросы после текста» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста» -фактическая информация, содержащаяся в тексте, -подтекстовая информация, скрытая между строк, в подтексте; -концептуальная информация, часто находящаяся за пределами текста и имеющая отношение к её использованию. -оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.
Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.
-умение вычитывать информацию; Читательская компетентность: -умение вычитывать информацию; -умение размышлять о прочитанном; -умение давать оценку прочитанному.
Пути овладения школьниками различных механизмов чтения: -ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, -приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, -объяснение различных ситуаций с помощью текста, -доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.
Ключевые направления формирования умений работы с текстом 5-6 классы -выделение главного в тексте; -составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; -умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; -грамотно пересказать прочитанный текст; -умение составить план прочитанного; -воспроизводить текст по предложенному плану; -умение пользоваться образцами решения задач; -запоминание определений, формул, теорем. -работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); -использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; -подтверждение научных фактов; -конспектирование новой темы.
Итоговые творческие задания «Человек и животные в произведениях разных литературных жанров» -На примерах из прочитанных произведений покажите, что в общении с животными человек ярче всего проявляет и хорошие, и плохие черты характера. Попробуйте объяснить, почему так происходит. -Можно ли сказать, что традиция наделять животных человеческими свойствами возникла в фольклоре и была продолжена в литературе? Поясните свое мнение. -Подготовьте и проведите читательскую конференцию на тему «Мои любимые литературные произведения о животных». Подсказка Для конференции необходимо: -подготовить сообщения о прочитанных произведениях; -оформить выставку рисунков с изображением любимых животных; -подготовить выразительное чтение фрагментов рассказов, повестей с участием животных; -инсценировать басни или короткие сказки о животных; -придумать кроссворды, ребусы, викторину по прочитанным произведениям.
Подумаем вместе -Найдите в тексте рассказа «Каштанка» примеры того, как А.П. Чехов показывает мир глазами Каштанки. -Почему новый хозяин Каштанки не назван по имени? Как он должен был повести себя после бегства Тетки с арены? Почему автор нам этого не показал? -Можем ли мы назвать Каштанку литературным персонажем? -Придумайте продолжение чеховского рассказа: как сложится жизнь Каштанки после возвращения, изменится ли к ней отношение ее хозяев?
Учимся понимать язык искусства И.П. Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784 г. -Можно ли определить, к какому сословию принадлежит изображенная на картине женщина? -Как вы думаете, что привлекло художника в этой модели? Можно ли назвать ее красавицей? -Какие черты внутреннего мира своей героини старался передать художник? -Что сближает ее с царевной из « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?
Учимся понимать язык искусства И.И. Шишкин Рожь. 1878 г. -На картине И.И. Шишкина изображены не только колосья, но и дорога, сосны, небо. -Почему же художник все-таки назвал ее «Рожь»? Можно ли назвать ее строкой А.А. Фета «Над безбрежной жатвой неба»? -Какие синонимы можно подобрать к выражению золотые переливы, чтобы передать цвет, движение, красоту спелой нивы?
Учимся понимать язык искусства -Сравните портрет И.А. Аргунова с женскими образами на картинах других русских художников. В чем схожи их представления об идеальном облике русской женщины? В. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской К. Маковский. Боярыня у окна Б. Кустодиев. Купчиха за чаем
Необходимо: -выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала; -формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом; -определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником; -предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; -повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед; -организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Нет наслаждения книгой— нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение. С.Л. Соловейчик, публицист, журналист, теоретик педагогики ( 1930- 1996 г.г.)
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. С. Я. Маршак, русский советский поэт, переводчик, драматург, 1887-1964 г.г.
Читательский дневник
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углубленно; оно должно стать творческим… И только тогда нам всем откроется его духовная ценность… Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение, разлагающее и обессиливающее. И.А. Ильин, великий русский философ