Урок-презентация по русскому языку в 10 классе «Знаки препинания при диалоге»
Знаки препинания при диалоге
Диалог передает разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого из собеседников называются репликой. Знаки препинания при диалоге ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.
При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» — «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». — «Нашли за что ссориться!..» При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» — «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». — «Нашли за что ссориться!..» (А. Пушкин)
Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например: «Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» — сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» — спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», — сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..» Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например: «Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» — сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» — спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», — сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..» (М. Булгаков) Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.
Проверь себя: расставь недостающие знаки препинания, верно оформи диалог: О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна? Нет! Тебе чего-нибудь хочется? Нет! Ты тоскуешь по родным? У меня нет родных. (М.Лермонтов)
Проверь себя : "О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?" - "Нет!" - "Тебе чего-нибудь хочется?" - "Нет!" - "Ты тоскуешь по родным?" - "У меня нет родных". (М.Лермонтов)
В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: — Что это вы пели? — Песню. — Какую? — Да, так, песня. Деревенская. — А вы расскажите мне её. — Зачем вам? —Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расскажите, а я запишу (С. Чёрный)
Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например: Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время: — А кто? — Это, господа, не кто другой, как капитан Копейкин! (Н. Гоголь)
Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек: Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек: — Куда же пристать? — Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста. — Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то. — Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше. — И здесь хорошо. (И. Гончаров)
Проверь себя: расставь недостающие знаки препинания, верно оформи диалог: Она взглянула и вскрикнула. Это Казбич!.. Ах он разбойник! смеяться, что ли, приехал над нами? Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда. Это лошадь отца моего, сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали. (М. Лермонтов)
Проверь себя: Она взглянула и вскрикнула: – Это Казбич!.. – Ах, он разбойник! смеяться, что ли, приехал над нами? Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда. – Это лошадь отца моего, – сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали. (М. Лермонтов)
Исаева Лиана Вахтанговна
Селиванова Галина Геннадьевна