Урок русского языка в 8 классе «Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них»
Тема: Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
Цель:
Обучающая: 1)систематизировать знания учащихся о приложении как виде определения;
2) выявить условия обособления приложений;
Развивающая: развивать умения пунктуационного оформления предложений с приложениями;
Воспитательная: воспитывать культуру речи;
Оборудование: учебники, тетради, доска, индивидуальные карточки,
раздаточный материал «Обособление приложений».
Ход урока:
Организационный момент (Приветствие, проверка готовности к уроку)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем рабочие тетради, подписываем число, кл.раб.
Проверка домашнего задания:
- Для начала проверим домашнее задание упр.299. С целью вспомнить, что такое обособление и критерии обособления определений.
- Ученики читают «по цепочке» предложения с обособленными определениями, объясняя причины обособления.
1. Причастный оборот, одиночные нераспр. однородные определения
2. Обособленные определения при личном местоимении всегда обособляются.
3. Повторение изученного материала.
- Ребята, в домашнем задании приведены не все случаи обособления определений. Какого не хватает? (обособленные определения, имеющие добавочное обстоятельственное значение).
- Лиза, выходи к доске, запишем сейчас предложение и разберем постановку знаков препинания в нем.
Незащищенный горами от холодных северных ветров, залив замерзает зимой. (-Почему, по какой причине замерзает? Потому что не защищен горами от северных ветров).
- Согласованное распр.определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, т.к.имеет добавочное обстоятельственное значение - причины (уступки, время).
-Спасибо, садись. Теперь обратите внимание на предложение, которое записано на доске.
Добродушный старичок, служивший в больнице сторожем, тотчас же впустил его.
- Перед нами согласованное распр. определение, которое выражено причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным, поэтому оно обособляется. П.О это признак книжной речи, они замедляют речь. В разговорной речи язык стремится к экономии. Попробуем перестроить предложение таким образом, чтобы сохранить смысл и структуру.
Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его.
1) Кто такой старичок - он сторож
2) Если он служит в больнице, значит какой это сторож? Больничный.
- Слова старичок и сторож - это что за часть речи? Сущ-ные.
- В каком падеже стоят существительные? В именительном.
- Мы задавали вопрос какой? к слову сторож, значит что это за член предложения? Определение.
- Скажите, как мы называем определение, выраженное именем существительным, которое согласуется с определяемым словом в падеже? Приложением.
- Ребята, какова же тема нашего урока, если мы с вами говорили об обособлении, приложении, запишите ее в тетради? Обособленные приложения. Знаки препинания при них.
4. Знакомство с новой темой.
- Подумайте, какую задачу мы должны решить сегодня на уроке? (Основная задача – узнать, когда обособляются приложения.)
- Посмотрите на предложения, записанные на доске, попробуйте объяснить постановку знаков препинания в них.
1) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.
2) Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.
- Работа с учебником. Задание:
1) Познакомиться с теоретическим материалом параграфа 50 стр.147.
2) Найти те случаи, которые мы не рассматривали. ( Не рассмотрели пункты 3 и 4).
- Запишите схемы предложений из правила на доске.
5. Закрепление нового материала
а) Выполним упр. 307.
Комментированное письмо (1, 2, 3, 4 и 6 предложения).
б) На листочкам выполните задание. Спишите предложения , вставьте пропущенные орфограммы и объясните графически постановку знаков препинания.
1 вариант
1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю. 2) Им, гагарам, (не)доступно насл...жденье битвы жизни; гром ударов их пугает. 3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 4)Пам..ть, бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого. (М. Горький.)
5) Мы, учителя, боялись Беликова. (Чехов).
2 вариант
1) Один из ямщ..ков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отв..зал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых трос..ников, спит витязь, добыча р..внивой волны. (М. Лермонтов) 3) М..гучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой, доктор, был вечно зан..тый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Х..рошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)
6. Обобщение по теме урока.
- Какой лингвистический материал рассматривали на уроке? Обособление
- С каким случаем обособления познакомились на уроке? Обособление приложений.
- Когда обособляются приложения?
- Что общего в обособлении определений и приложений?
7. Запись домашнего задания: §50, упр.309. Откройте дневники, запишите домашнее задание, прочитайте задание к упражнению, что вам нужно будет сделать?
8. Задание для учеников, раньше других справившихся с тестом. Какие определения в след. предложении являются обособленными и где определяемое слово?
Старшая, худенькая, голубоглазая, с пышными русыми волосами, держала в руках скромный букетик фиалок.
1 вариант
1) Мой сосед маленький нервный человек рассказал мне стра(н, нн)ую историю. 2) Им гагарам (не)доступно насл...жденье битвы жизни. 3) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор. 4)Пам..ть бич (не)опасных оживляет да(же) камни прошлого. (М. Горький.)
5) Мы учителя боялись Беликова. (Чехов).
2 вариант
1) Один из ямщ..ков весьма высокий мужчина вылез из саней, молча отв..зал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых трос..ников, спит витязь добыча р..внивой волны. (М. Лермонтов) 3) М..гучий лев гроза лесов лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой доктор был вечно зан..тый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Х..рошо, что он попал Теркин в нашу роту. (А. Твардовский)
1 вариант
1) Мой сосед маленький нервный человек рассказал мне стра(н, нн)ую историю. 2) Им гагарам (не)доступно насл...жденье битвы жизни. 3) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор. 4)Пам..ть бич (не)опасных оживляет да(же) камни прошлого. (М. Горький.)
5) Мы учителя боялись Беликова. (Чехов).
2 вариант
1) Один из ямщ..ков весьма высокий мужчина вылез из саней, молча отв..зал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых трос..ников, спит витязь добыча р..внивой волны. (М. Лермонтов) 3) М..гучий лев гроза лесов лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой доктор был вечно зан..тый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Х..рошо, что он попал Теркин в нашу роту. (А. Твардовский)
1 вариант
1) Мой сосед маленький нервный человек рассказал мне стра(н, нн)ую историю. 2) Им гагарам (не)доступно насл...жденье битвы жизни. 3) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор. 4)Пам..ть бич (не)опасных оживляет да(же) камни прошлого. (М. Горький.)
5) Мы учителя боялись Беликова. (Чехов).
2 вариант
1) Один из ямщ..ков весьма высокий мужчина вылез из саней, молча отв..зал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых трос..ников, спит витязь добыча р..внивой волны. (М. Лермонтов) 3) М..гучий лев гроза лесов лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой доктор был вечно зан..тый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Х..рошо, что он попал Теркин в нашу роту. (А. Твардовский)
1 вариант
1) Мой сосед маленький нервный человек рассказал мне стра(н, нн)ую историю. 2) Им гагарам (не)доступно насл...жденье битвы жизни. 3) Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор. 4)Пам..ть бич (не)опасных оживляет да(же) камни прошлого. (М. Горький.)
5) Мы учителя боялись Беликова. (Чехов).
2 вариант
1) Один из ямщ..ков весьма высокий мужчина вылез из саней, молча отв..зал свою тройку. (Л.Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых трос..ников, спит витязь добыча р..внивой волны. (М. Лермонтов) 3) М..гучий лев гроза лесов лишился силы. (И. Крылов) 4) Хозяин мой доктор был вечно зан..тый молчаливый человек. (Ю. Казаков) 5) Х..рошо, что он попал Теркин в нашу роту. (А. Твардовский)