Урок по русскому языку в 9 классе «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»
Урок русского языка с использованием ЦОР (9 класс.)
Знаки препинания в СПП.
|
ФИО (полностью) |
Булгакова Лариса Ивановна |
|
Место работы |
МКОУ « СОШ№13» |
|
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
9 |
|
Тема и номер урока в теме |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. (второй урок по теме «Сложноподчиненные предложения) |
|
Базовый учебник |
Базовый учебник С.и.Львова « Русский язык» 9 класс, М:. Просвещение 2012 года и др. |
8. Цель урока: организовать деятельность учащихся по определению места придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении; создать условия по совершенствованию языковедческих навыков (в том числе и через использование ЭОР).
9. Задачи:
- обучающие
понимать смысловые отношения между частями СПП через анализ предложений;
освоить содержание пунктуационного правила и алгоритма его использования,
уметь правильно ставить знаки препинания в СПП на основе работы с материалом учебника и интерактивными тестами.
-развивающие:
развивать способность анализировать смысловые и синтаксические отношения в предложениях,
обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную и грамматическую характеристику предложений,
развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы,
умение использовать словари и справочники,
развивать специальные технические умения работы с компьютером и ресурсами сети Интернет.
-воспитательные
воспитание осознания эстетической ценности русского языка через работу с текстом;
воспитание способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
формирование навыков контроля и самоконтроля;
воспитание толерантного и уважительного отношения к мнению других людей в условиях работы в группах.
Тип урока - урок формирования новых знаний
Формы работы учащихся индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: планшеты (у всех учеников или 2-3 для работы в группах), доступ в интернет, мультимедийный проектор, экран.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организационный момент (мотивация) |
Приветствие и проверка присутствующих. Сообщение темы урока. Учитель предлагает ученикам сформулировать цели урока. |
Ученики определяют цели урока, могут предположить, каким образом будут достигнуты эти цели. |
2 мин |
|
2 |
Актуализация знаний |
Терминологический диктант Учитель ориентирует учеников на актуализацию знаний (читает определения по теме «синтаксис», не называя их). |
Учащиеся вспоминают определения и лингвистические термины, необходимые на уроке, записывают термины по определениям. |
5 мин |
|
3 |
Самопроверка диктанта с использованием лингвистического словаря |
1. Словарь лингвистических терминов Единая коллекция ЦОР Информационно-практический (Гипертекст с иллюстрациями) |
Учитель с помощью проектора воспроизводит на экране определения и организует работу с электронным словарем. Организует мини- рефлексию. |
Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполненной работы, оценивают ее. |
3 мин |
4 |
Освоение новых знаний |
Информационный ФЦИОР |
Учитель побуждает учеников к анализу информации, предложенной в интерактивной таблице. -Посмотрите внимательно на слайд и ответьте, почему такие предложения называются сложноподчиненными. Учитель ставит проблемный вопрос: -Скажите, а всегда ли в СПП будет только одно придаточное? -Расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному. Внимательно посмотрите на предложения и сделайте вывод о постановке знаков препинания в СПП. |
Учащиеся анализируют информацию слайда. Ученики делают вывод о том, что части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное. Дети выдвигают свои версии и доказывают свою точку зрения. Говорят о том, что придаточное может занимать любое место в предложении. Записывают примеры в тетрадь. Чертят стрелочки с вопросами от главного предложения к придаточному. Ученики делают вывод о постановке запятых в СПП. |
9 мин |
5 |
Закрепление изученного. |
3 Практический ФЦИОР |
Учитель организует работу ребят в группах с упражнением 204 учебника и интерактивным тестом (1- с интерактивным тестом П1 2- с интерактивным тестом П1 3- с упражнением 204); проверяет выполненное упражнение, выставляет оценки с учетом оценки группы. |
Ученики самостоятельно выполняют задания на компьютерах ИЛИ выполняют упражнение 204. Определяют степень участия работы каждого ученика в группе. |
15 мин |
6 |
Физкультминутка |
4 Единая коллекция ЦОР |
Учитель предлагает выполнить гимнастику для глаз |
Ученики выполняют гимнастику. |
1 мин |
7 |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
Учитель задает вопросы, которые помогают ребятам сформулировать выводы. -Ребята, что нового о СПП вы узнали на этом уроке? Сформулируйте самое главное, что вы «унесете» с нашего урока. Как определить место придаточного предложения по отношению к главному? Как ставятся знаки препинания в СПП? Сможете ли вы объяснить другому то, чему вы научились сами? Как вы личностно изменились за этот урок? |
Ученики анализируют, обобщают и делают собственные выводы. |
3 мин |
|
8 |
Информация о домашнем задании |
Рекомендации по выполнению домашнего задания §12, упражнение 206 и 209 (сильным ученикам). |
Задают вопросы по выполнению домашнего задания, записывают домашнее задание в дневники. |
2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Знаки препинания в СПП.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. |
Единая коллекция ЦОР Словарь лингвистических терминов (N 188005) |
Информационно-практический (Гипертекст с иллюстрациями) |
Теория и примеры |
|
2 |
Сложноподчинённое предложение ФЦИОР И (653) |
Информационный |
Электронный учебный модуль информационного типа |
|
3 |
Сложноподчинённые предложения. П1 В данном модуле содержится практикум по теме "Сложноподчинённые предложения". Успешно освоить материал помогают подсказки ФЦИОР. П (5123) |
Практический |
Задание |
|
4 |
Единая коллекция ЦОР Музыка для гимнастики(N 22198) |
Аудио фрагмент |
Приложение.
Терминологический диктант.
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение (синтаксис), минимальная единица синтаксиса (словосочетание),
предложение, состоящее из нескольких предикативных основ (сложное),
сложное предложение, состоящее из главного и зависимого предложения (сложноподчиненное),
сложное предложение, состоящее из равноправных предложений (сложносочиненное).