Урок русского языка в 5 классе «Обращение. Знаки препинания при обращении»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку
PPT / 2.38 Мб
Тема: «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
5 класс
Цели:
Обучающая:
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;
Развивающая:
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать креативные способности обучающихся
Воспитательная:
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в паре с целью создания коллективного творческого продукта
Ход урока
1. Организационный момент
1. - Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
СЛАЙД 1
- А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа.
II. Повторение пройденного.
- Ребята, чтобы вы могли определить тему урока, я приготовила для вас подсказку. У вас на партах лежит кроссворд, когда вы его разгадаете, то по выделенному слову узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
СЛАЙД 2
кроссворд
Вопросы к кроссворду.
1.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (дополнение)
2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия. (обстоятельство)
3. Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.(однородные)
4. Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.(сказуемое)
5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.(обобщающее)
6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение)
7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки. (пунктуация)
8. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений. (синтаксис)
9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что? (подлежащее)
- А сейчас сделаем взаимопроверку, поменяйтесь с рядом сидящим и проверим.
СЛАЙД 3
III. Сообщение темы и целей урока.
- Итак, тема нашего урока “Обращение”.
- Скажите, а вы знаете, что такое обращение?
- Скажите, а вы слышали когда-нибудь обращение? (ответы) (речь президента, обращение учителя к ученикам или 1 ученику.)
- Скажите, чем мы сегодня с вами займемся на уроке? (ответы учащихся)
- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, расставлять знаки препинания в предложении с обращением, выясним с какой интонацией произносится обращение.
СЛАЙД 4
- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа.
«Обращение. Знаки препинания при обращении».
IY. Изучение новой темы.
- Ребята, в ходе урока мы с вами будут заполнять небольшие памятки, а в конце урока сделают вывод.
1. 1.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому_____________________________________________________________
Обращение выражается именем ____________________в _________________________ падеже.
2.Обращение произносится с особой ___________________ интонацией. Используется в _________________ речи.
Обращение может состоять из одного слова, то есть быть ______________________________, а может состоять из нескольких слов, то есть быть _____________________________
3.Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения.
На письме обращение выделяется ______________________.
4. С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________, ________________. ______________________.
Местоимения ТЫ, ВЫ ______________________ обращениями и запятыми на письме ____________________________.
5. Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее предложение начинается с _________________________
- Ребята, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.
1.Работа с учебником
Открываем страницу 89 и читаем теоретический материал.
- Так, что такое обращение? (ответы) (записали в карточку). На письме обращение обозначается – О.
- Является ли обращение членом предложения? (нет, не является)
СЛАЙД 5
- С какой интонацией произносится обращение? (записали в карточку) (обращение произносится с определенной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается. Эта интонация называется звательная.
В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.)
СЛАЙД 6 – 7
- Обратимся к упражнению 158, где вам нужно определить чем является выделенные слова обращением, а где подлежащим. Делаем по вариантам: 1 вариант -1-3 предложение, 2 вариант – 4-6.
Время 5 минут.
-Проверяем.
- Скажите, как на письме отделяется обращение? (запятыми.), а в устной речи? (интонацией)
V. Закрепление нового материала.
СЛАЙД 8
- Ребята, внимание на слайд.
- Что вы заметили? Что менялось в этих предложениях? Какое место в предложении может занимать обращение? А в этом вам поможет правило на странице 90.
- Прочитали, а теперь расскажите. (запишите в свои карточки)
СЛАЙД 9 -11
Вывод: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Закрепление нового материала.
- А сейчас мы с вами попробуем расставлять и находить обращения в предложении. Упражнение 160. 1 предложение вместе. 2-3 - 1 ученик у доски+схемы, 4-5 пр.- 2 ученик у доски + схемы.
Время – 5 мин.
- Закончили и проверяем.
-Ребята, скажите, как мы обычно обращаемся к человеку? ( Если этот человек нам знаком, то мы к нему обращаемся по имени, а если не знаком, то по половой принадлежности.)
-Обязательно ли называть имя человека, обращаясь к нему? (Это делать желательно, ведь, если обратиться к человеку, не называя его по имени, он может не понять, что обращаются именно к нему. Да и более уважительной считается форма обращения по имени).
Вывод: все будет зависеть от обстановки в которой мы с вами находимся. Так и обращение зависит от обстановки: официальная и неофициальная.
СЛАЙД 12
- Внимание на слайд. Даны слова, ваша задача распределить их на 2 группы: официальная обстановка и неофициальная.
Время – 2 мин.
- А сейчас сделаем взаимопроверку. Поменялись тетрадями и проверяем по ключу.
СЛАЙД 13
- Молодцы, все справились. У кого ни 1 ошибки, у кого 1, 2.
VI. Итог урока.
- Смотря на нашу с вами карточку, которую заполняли во время урока , скажите, какую же роль обращения выполняют в речи? Насколько они важны?
VIII. Оценки за урок
VII. Домашнее задание. §26, упр. 162
Устинова Валентина Ивановна