12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анищенко Ольга Александровна56
Беларусь, Могилёвская область, Могилёв
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
8

Урок «Обращение. Знаки препинания при обращении»




Презентация к уроку
PPT / 2.38 Мб

Тема: «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

5 класс

Цели:

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;

Развивающая:

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в паре с целью создания коллективного творческого продукта

Ход урока

1. Организационный момент

1. - Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

СЛАЙД 1

- А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа.

II. Повторение пройденного.

- Ребята, чтобы вы могли определить тему урока, я приготовила для вас подсказку. У вас на партах лежит кроссворд, когда вы его разгадаете, то по выделенному слову узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

СЛАЙД 2

кроссворд

Вопросы к кроссворду.

1.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (дополнение)

2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия. (обстоятельство)

3. Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.(однородные)

4. Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.(сказуемое)

5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.(обобщающее)

6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение)

7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки. (пунктуация)

8. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений. (синтаксис)

9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что? (подлежащее)

- А сейчас сделаем взаимопроверку, поменяйтесь с рядом сидящим и проверим.

СЛАЙД 3

III. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, тема нашего урока “Обращение”.

- Скажите, а вы знаете, что такое обращение?

- Скажите, а вы слышали когда-нибудь обращение? (ответы) (речь президента, обращение учителя к ученикам или 1 ученику.)

- Скажите, чем мы сегодня с вами займемся на уроке? (ответы учащихся)

- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, расставлять знаки препинания в предложении с обращением, выясним с какой интонацией произносится обращение.

СЛАЙД 4

- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа.

«Обращение. Знаки препинания при обращении».

IY. Изучение новой темы.

- Ребята, в ходе урока мы с вами будут заполнять небольшие памятки, а в конце урока сделают вывод.

1. 1.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому_____________________________________________________________

Обращение выражается именем ____________________в _________________________ падеже.

2.Обращение произносится с особой ___________________ интонацией. Используется в _________________ речи.

Обращение может состоять из одного слова, то есть быть ______________________________, а может состоять из нескольких слов, то есть быть _____________________________

3.Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения.

На письме обращение выделяется ______________________.

4. С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________, ________________. ______________________.

Местоимения ТЫ, ВЫ ______________________ обращениями и запятыми на письме ____________________________.

5. Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее предложение начинается с _________________________

- Ребята, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

1.Работа с учебником

Открываем страницу 89 и читаем теоретический материал.

- Так, что такое обращение? (ответы) (записали в карточку). На письме обращение обозначается – О.

- Является ли обращение членом предложения? (нет, не является)

СЛАЙД 5

- С какой интонацией произносится обращение? (записали в карточку) (обращение произносится с определенной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается. Эта интонация называется звательная.

В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.)

СЛАЙД 6 – 7

- Обратимся к упражнению 158, где вам нужно определить чем является выделенные слова обращением, а где подлежащим. Делаем по вариантам: 1 вариант -1-3 предложение, 2 вариант – 4-6.

Время 5 минут.

-Проверяем.

- Скажите, как на письме отделяется обращение? (запятыми.), а в устной речи? (интонацией)

V. Закрепление нового материала.

СЛАЙД 8

- Ребята, внимание на слайд.

- Что вы заметили? Что менялось в этих предложениях? Какое место в предложении может занимать обращение? А в этом вам поможет правило на странице 90.

- Прочитали, а теперь расскажите. (запишите в свои карточки)

СЛАЙД 9 -11

Вывод: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Закрепление нового материала.

- А сейчас мы с вами попробуем расставлять и находить обращения в предложении. Упражнение 160. 1 предложение вместе. 2-3 - 1 ученик у доски+схемы, 4-5 пр.- 2 ученик у доски + схемы.

Время – 5 мин.

- Закончили и проверяем.

-Ребята, скажите, как мы обычно обращаемся к человеку? ( Если этот человек нам знаком, то мы к нему обращаемся по имени, а если не знаком, то по половой принадлежности.)

-Обязательно ли называть имя человека, обращаясь к нему? (Это делать желательно, ведь, если обратиться к человеку, не называя его по имени, он может не понять, что обращаются именно к нему. Да и более уважительной считается форма обращения по имени).

Вывод: все будет зависеть от обстановки в которой мы с вами находимся. Так и обращение зависит от обстановки: официальная и неофициальная.

СЛАЙД 12

- Внимание на слайд. Даны слова, ваша задача распределить их на 2 группы: официальная обстановка и неофициальная.

Время – 2 мин.

- А сейчас сделаем взаимопроверку. Поменялись тетрадями и проверяем по ключу.

СЛАЙД 13

- Молодцы, все справились. У кого ни 1 ошибки, у кого 1, 2.

VI. Итог урока.

- Смотря на нашу с вами карточку, которую заполняли во время урока , скажите, какую же роль обращения выполняют в речи? Насколько они важны?

VIII. Оценки за урок

VII. Домашнее задание. §26, упр. 162

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 10.03.19 в 03:21 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.