Урок русского языка в 5 классе «Обращение. Знаки препинания при обращении»

8
1
Материал опубликован 9 March 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации


Презентация к уроку
PPT / 2.38 Мб

Тема: «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

5 класс

Цели:

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;

Развивающая:

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в паре с целью создания коллективного творческого продукта

Ход урока

1. Организационный момент

1. - Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

СЛАЙД 1

- А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа.

II. Повторение пройденного.

- Ребята, чтобы вы могли определить тему урока, я приготовила для вас подсказку. У вас на партах лежит кроссворд, когда вы его разгадаете, то по выделенному слову узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

СЛАЙД 2

кроссворд

Вопросы к кроссворду.

1.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. (дополнение)

2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия. (обстоятельство)

3. Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.(однородные)

4. Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.(сказуемое)

5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.(обобщающее)

6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение)

7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки. (пунктуация)

8. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений. (синтаксис)

9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что? (подлежащее)

- А сейчас сделаем взаимопроверку, поменяйтесь с рядом сидящим и проверим.

СЛАЙД 3

III. Сообщение темы и целей урока.

- Итак, тема нашего урока “Обращение”.

- Скажите, а вы знаете, что такое обращение?

- Скажите, а вы слышали когда-нибудь обращение? (ответы) (речь президента, обращение учителя к ученикам или 1 ученику.)

- Скажите, чем мы сегодня с вами займемся на уроке? (ответы учащихся)

- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, расставлять знаки препинания в предложении с обращением, выясним с какой интонацией произносится обращение.

СЛАЙД 4

- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, классная работа.

«Обращение. Знаки препинания при обращении».

IY. Изучение новой темы.

- Ребята, в ходе урока мы с вами будут заполнять небольшие памятки, а в конце урока сделают вывод.

1. 1.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому_____________________________________________________________

Обращение выражается именем ____________________в _________________________ падеже.

2.Обращение произносится с особой ___________________ интонацией. Используется в _________________ речи.

Обращение может состоять из одного слова, то есть быть ______________________________, а может состоять из нескольких слов, то есть быть _____________________________

3.Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения.

На письме обращение выделяется ______________________.

4. С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________, ________________. ______________________.

Местоимения ТЫ, ВЫ ______________________ обращениями и запятыми на письме ____________________________.

5. Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее предложение начинается с _________________________

- Ребята, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

1.Работа с учебником

Открываем страницу 89 и читаем теоретический материал.

- Так, что такое обращение? (ответы) (записали в карточку). На письме обращение обозначается – О.

- Является ли обращение членом предложения? (нет, не является)

СЛАЙД 5

- С какой интонацией произносится обращение? (записали в карточку) (обращение произносится с определенной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается. Эта интонация называется звательная.

В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.)

СЛАЙД 6 – 7

- Обратимся к упражнению 158, где вам нужно определить чем является выделенные слова обращением, а где подлежащим. Делаем по вариантам: 1 вариант -1-3 предложение, 2 вариант – 4-6.

Время 5 минут.

-Проверяем.

- Скажите, как на письме отделяется обращение? (запятыми.), а в устной речи? (интонацией)

V. Закрепление нового материала.

СЛАЙД 8

- Ребята, внимание на слайд.

- Что вы заметили? Что менялось в этих предложениях? Какое место в предложении может занимать обращение? А в этом вам поможет правило на странице 90.

- Прочитали, а теперь расскажите. (запишите в свои карточки)

СЛАЙД 9 -11

Вывод: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Закрепление нового материала.

- А сейчас мы с вами попробуем расставлять и находить обращения в предложении. Упражнение 160. 1 предложение вместе. 2-3 - 1 ученик у доски+схемы, 4-5 пр.- 2 ученик у доски + схемы.

Время – 5 мин.

- Закончили и проверяем.

-Ребята, скажите, как мы обычно обращаемся к человеку? ( Если этот человек нам знаком, то мы к нему обращаемся по имени, а если не знаком, то по половой принадлежности.)

-Обязательно ли называть имя человека, обращаясь к нему? (Это делать желательно, ведь, если обратиться к человеку, не называя его по имени, он может не понять, что обращаются именно к нему. Да и более уважительной считается форма обращения по имени).

Вывод: все будет зависеть от обстановки в которой мы с вами находимся. Так и обращение зависит от обстановки: официальная и неофициальная.

СЛАЙД 12

- Внимание на слайд. Даны слова, ваша задача распределить их на 2 группы: официальная обстановка и неофициальная.

Время – 2 мин.

- А сейчас сделаем взаимопроверку. Поменялись тетрадями и проверяем по ключу.

СЛАЙД 13

- Молодцы, все справились. У кого ни 1 ошибки, у кого 1, 2.

VI. Итог урока.

- Смотря на нашу с вами карточку, которую заполняли во время урока , скажите, какую же роль обращения выполняют в речи? Насколько они важны?

VIII. Оценки за урок

VII. Домашнее задание. §26, упр. 162

Предварительный просмотр презентации

Формула удачи: Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

1. дополнение 1. дополнение 2. обстоятельство 3. однородные 4. сказуемое 5. обобщающее 6. определение 7. пунктуация 8. синтаксис 9. подлежащее

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным. Дима, ты сделал уроки? [O, …]

На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией.

Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным. Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным. Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.

1. Мама, ты скоро придешь домой. [O, …] 1. Мама, ты скоро придешь домой. [O, …] 2. Ты скоро, мама, придешь домой? [.., O, …] 3. Ты скоро придешь домой, мама? [… , O]?

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат). Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат). Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.

Отец, папуля, друг, дружок, учителя, работники образования, капитан, дорогие учёные, сыночек, доченька, уважаемые родители, дедуля. Отец, папуля, друг, дружок, учителя, работники образования, капитан, дорогие учёные, сыночек, доченька, уважаемые родители, дедуля.

Официальная отец друг работники образования капитан дорогие учителя уважаемые родители Неофициальная папуля дружок учителя сыночек доченька дедуля

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал!

10 March 2019

Похожие публикации