12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитриева Валентина Леонидовна353
Россия, Пермский край, Карагайский район
Материал размещён в группе «Творчество педагогов»

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Знаки препинания в простом предложении

Учителя русского языка и литературы: Дмитриевой Валентины Леонидовны – МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Цели:

1. Обучающая – изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.

2. Развивающая – развивать логическое мышление, речь, память.

3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.

 

Ход урока:

1.Слово учителя.

-Добрый день. Я утверждаю, что тире и дефис – это один и то же пунктуационный знак. Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.

1. Задание: я вам выдам 2 карточки с научными определениями этих знаков. (устно)

   

Знак препинания в виде соединительной черточки между частями сложного слова при полуслитном написании, например диван – кровать, темно – вишневая шаль, из – за и т.д.

Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки ставится в предложениях, например в неполных предложениях, в предложениях с прямой речью и т.д.

Определите, какое из них является определением тире, а какое дефиса?

Определение тире не закончено. В ходе урока нужно будет его закончить.

 

2.Задание: Соотнесите примеры предложений с употреблением тире в левой части с определениями в правой части. ( Работа с доской)

Примеры

Определения

-Алло. Здравствуйте, я вас слушаю.

Неполное предложение

«Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.

 

Обобщающее слово после однородных членов предложения

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец - истории

из своих путешествий.

Прямая речь

И деревья, и трава, и цветы – все дышало свежестью.

Диалог

Итак, вы вспомнили еще несколько определений постановки тире.

 

3. Объявление темы урока: А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим постановку Тире между подлежащим и сказуемым (ученики записывают тему в тетрадь)

Вопросы:

-Нужна ли нам эта тема? (Нужна)

- Зачем? (Чтобы быть грамотным, правильно записывать предложения)

-В годы В.О.в. один разведчик, находившийся в тылу врага, передал записку партизанскому отряду о местонахождении карательного отряда. В ней была допущена одна пунктуационная ошибка. Партизаны неправильно поняли разведчика и погибли. Так одна ошибка стала причиной гибели целого отряда.

-Итак, в наш информационный век очень важно и престижно быть грамотным.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку: Писать безграмотно…

Совершенно недопустимо.

Л.В.Щерба.

Ученики записывают его в тетрадь.

- Вы согласны с этим высказыванием?

-Так в чем же противоречие или проблема? (знаем, что надо писать грамотно, а пишем безграмотно)

-Как решить эту проблему? (Нужно изучить правило)

-Это правило вы сейчас попытаетесь вывести сами.

-Но сначала определите цель урока (изучить постановку тире между подлежащим и сказуемым и научиться применять это правило).

 

4. Задание: запишите предложения, найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, расставьте пропущенные знаки препинания. (Письменно в тетрадь)

Знание это сила.

Чтение вот лучшее учение.

Наша задача хорошо учиться.

Уметь слушать великое дело

Чужим умом жить добра не нажить.

Пятью пять двадцать пять.

А теперь сделайте вывод, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Какой темой объединены эти предложения?

 

5. Домашняя работа:

Составить текст на одну из тем, употребив предложения на изученное правило.

Выписать из художественных произведений предложения на изученное правило.

Упр. 77

 

6. Самостоятельная работа с учебником.

А теперь прочтите, пожалуйста, это правило по учебнику.

Прочтите, пожалуйста, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

 

7. Работи с карточками (дидактический материал)

Задание: Напишите предложения в настоящем времени, опуская глаголы – связки, ставя, где следует тире. Н - р.: Иван Федоров был первым известным русским типографом. – Иван Федоров - первый известный русский типограф.

1.Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого Севера.

2.Ломоносов был великим ученым и крупным поэтом.

3.Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был певцом трудового народа.

4.Произведения Горького были призывом к жизни свободной, разумной и светлой.

 

8. Выводы по уроку:1.Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Расскажите, когда ставится тире между гл. чл. предложения?

3.Расскажите, когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

 

9. Рефлексия: Выберите утверждение:

1.Я услышал и забыл.

2.Я увидел и запомнил.

3.Я сделал и понял.

 

10. Выполнение упр.74 – по учебнику (если останется время)

Опубликовано в группе «Творчество педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.