"Проверка деления с остатком" 3 класс
Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагог | Егорова Ирина Александровна |
Класс | 3 |
Предмет | Математика |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Вид урока | Урок смешанного типа |
Тема урока | Проверка деления с остатком |
Цель урока | Формирование у обучающихся алгоритма проверки деления с остатком |
Задачи урока | Обучающие: • Научить применять алгоритм проверки деления с остатком; • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта. Развивающие: • Способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей обучающихся, мышлению, речи, вниманию. Воспитательные: • Способствовать воспитанию у обучающихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в парах. |
Формы организации образовательного пространства занятии | Индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах |
Технологии | Элементы технологии проблемного обучения |
Риски | Возникновение сложностей в работе ноутбука, дефицит времени |
Средства обучения, в том числе ЭОР | ПК, проектор, колонки, мультимедийная презентация, магнитная доска, рабочее место учителя |
Дидактическая структура | Микроцель занятия | Методы и приёмы работы. Образовательные технологии (элементы технологий) | Форма деятель- ности | Деятельность учителя . Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | |
I.Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность обучающихся | «Яркое пятно»./data/files/s1737804345.ppt (Презентация к уроку) Приём «Удивляй» | Фронтальная работа | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Александровна. Я рада видеть вас на уроке математики. Предполагаемые вопросы: -Ребята, все мы любим мультфильмы? - Давайте посмотрим на экран (фрагмент мультфильма « В стране невыученных уроков») -По какому предмету не хватило знаний герою? Стук в дверь… -Ребята, посмотрите, что нам принесли? - Вам, интересно, что внутри? -Посмотрите на сундуке висят замки. Как нам их открыть? -А добудем мы ключи выполнив задания в ходе урока. - Сейчас нам нужно применить все знания в области математики, чтобы открыть «сундук-знаний», а для этого мы должны выполнить задания. | Приветствуют учителю. Организуют рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность. Предполагаемые ответы. - Да. -Просмотр видеоролика. -По математике. -Коробка, сундук - Да -Подобрав ключи, выполнив задания | | Метапредметные, в том числе УУД: Регулятивные: уметь организовать своё рабочее место, уметь выделять необходимую информацию. Коммуникативные: уметь слушать, включаться во взаимодействие с учителем. Личностные: управлять своим настроением, уметь выражать эмоции. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Осознание внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым обучающимся индивидуального затруднения в пробном действии |
Устный счёт | Фронтальная работа | -Первое задание, которое нам предстоит выполнить – это устный счёт. 1)Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за одну минуту? 2) Если тихонько подкрасться к дедушке и папе сзади и внезапно крикнуть: «Ура!», папа подскочит на 18 см. Дедушка, в трудные годы переживший и не такое, подскочит только на 5 см. На сколько сантиметров выше дедушки подскочит папа, услышавший внезапное «Ура!» 3) Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 25 кг, и Наташу, которая весит на 5 кг меньше, а на другую насыпать 55 кг разных конфет, то сколько кг конфет придётся съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии? 4) Два числа 5 и 3 пришли однажды в такое место, где валялось много разных разностей, и стали искать свою. Найди разность этих чисел. 5)2 "а" класс побывал в кабинете зубного врача, и ему вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывал 2 "б" класс, и ему вырвали на 4 молочных зуба больше. Сколько молочных зубов оставили оба класса в кабинете зубного врача, если известно, что один второклассник свой вырванный зуб унес домой? - Молодцы, Вы справились- получили первый ключ - Ребята, я забыла, у нас осталась ещё одна задача. Предлагаю её решить. 6) Бабушка испекла 14 пирожков. Вечером к ней пришли 3 внука. Она решила угостить их. Пирожки она раздала поровну. Как вы думаете, сколько пирожков получил каждый внук?» | Предполагаемые ответы обучающихся при устном счёте. 60 · 1 : 3 = 20 ( шт) 18-5=13 (см) 1)25 – 5 = 20 (кг) 2) 25 + 20 = 45 (кг) 3)55 - 45 = 10 (кг) 5 – 3 = 2 1)12 + 4 =16(з) – 2б 2)12 + 16 = 28 (з)- 2 а и 2 б 3) 28 – 1 = 27 (з) 14 : 3 = 4 (ост.2) | Предметные: решают примеры и задачи изученных видов | Метапредметные, в том числе УУД: Регулятивные: контролировать и оценивать свою деятельность на уроке Познавательные: развивать умение строить устные высказывания; анализировать информацию. Коммуникативные: развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, готовность свободного выражения своих мыслей на уроке; формировать осознание смысла своих учебных действий |
III. Выявление места и причины затруднения | Выявление мест и причин затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей Активизация изученного материала | Фронтальный опрос | Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа | Предполагаемые вопросы: - Как называются числа при делении? - Что вы знаете про остаток? -Сейчас я предлагаю поработать в парах, но для начала Вам необходимо выбрать задание. Учитель предлагает выбрать лист с заданием. -Решите выражения прямо на ключиках, не забывая совместно обсуждать решение. На выполнение задания отводится 2 минуты. - Приступаем. -Время истекло. -Прошу поднять руки те пары в решение примеров, которых получился остаток 3. -Предлагаю по одному представителю от каждой пары, получивших при решении остаток 3 выйти к доске и показать своё решение на карточке. -Молодцы, справились. -Переверните свою карточку. -Ребята, что мы видим? - Составьте из этих букв слово? | Предполагаемые ответы -Делимое, делитель, частное - Остаток всегда должен быть меньше делителя. У 49 : 8 П 19 : 4 Р 45 : 6 О 66: 9 С 26 : 6 К 38 : 5 Е 35 : 4 И 55 : 6 Р 84 : 9 В 59 : 8 А 75 : 8 -Буквы -Проверка | Предметные : повторить компоненты арифметического действия деления, правило остатка | Метапредметные, в том числе УУД: Регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий в соответствии с заданием Познавательные: применять полученные знания при решении различных заданий Коммуникативные: проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, прислушиваться к его мнению; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Совместное определение общей цели и путей ее достижения | Подводящий диалог Метод сравнения | | -Как вы думаете, что мы сегодня будем проверять? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока? -Что мы узнаем на уроке? -Чему научимся? -Где мы сможем применить? - Молодцы, Вы справились, получили второй ключ На слайде записаны примеры: 25: 3 = 7 (ост.3) 25 : 3 = 8 (ост.1) -Ребята, посмотрите на слайд. -Что можно сказать про эти примеры? -Один из примеров решен, верно. Подумайте какой. -Кто считает, что первый пример решен, верно? -Второй пример? | Предполагаемые ответы - Деление с остатком. - Проверка деления с остатком. 1)Узнаем… 2) Научимся… 3)Применим… - Примеры одинаковые, а ответы разные. | Предметные: выполнять внетабличное деление, в том числе деление с остатком | Метапредметные, в том числе УУД: Познавательные: уметь удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока. Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. Регулятивные: искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей. Личностные: уметь строить логическое высказывание |
V. Реализация построения проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении заданий; первичное закрепление нового способа действия при решении типовых задач. | Метод дополнения | | Аргументируйте свой ответ. -Какие математические действия мы можем применить дальше? - Что у нас еще осталось? - Что будем с ним делать? - Если мы получаем в ответе наше делимое, то какой вывод можем сделать? -Что мы с Вами получили? - Мы составили алгоритм проверки деления с остатком, т.е. открыли новое знание. Молодцы, справились с заданием –получили третий ключ. -А теперь я предлагаю Вам немного отдохнуть. Физкультминутка | - Надо убедиться, что остаток меньше делителя. - Надо частное умножить на делитель…. - Остаток - Прибавим. -Что пример решен, верно. -Алгоритм | Предметные: познакомить с алгоритмом проверки деления с остатком | Метапредметные, в том числе УУД: Регулятивные: выполнять действия в соответствии с планом Познавательные: обобщать и формулировать выводы Коммуникативные: уметь правильно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других обучающихся; Личностные: проявлять учебный интерес к новому материалу |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и включение изученного в систему знаний и повторение | Применение нового знание в типовых заданиях. | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа Групповая работа | - Где нам может пригодиться этот алгоритм? -А теперь давайте проверим наш алгоритм. Работает он или нет. -Чтобы открыть последний замок. Вам нужно поработать самостоятельно. Но проблема в том, что ваши задания спрятались где-то на ваших рабочих местах. -Может быть даже под партой. Найдите их. Учитель раздаёт рабочие листы -Все нашли конверт с заданием? -Вы получили рабочие листы, подпишите их. -Приступаем к проверке алгоритма, каждый записывает своё выражение и решение с проверкой у себя в рабочих листах пользуясь приведенным выше алгоритмом. -Как только справитесь с заданием поднимите руку. Учитель спрашивает ответы детей. -Все получили такой же ответ. -Вы работали над разными выражениями, а получили один и тот же ответ. - Скажите мне, работает наш алгоритм? - Все ключи собраны, мы можем открыть сундук. (Записка: Знатокам математики – в сундуке 51 конфета, каждый одноклассник должен получить две конфеты). | Предполагаемые ответы -Поиск заданий -Да 55 : 6 64 : 7 73 : 8 46 : 5 19 : 2 37 : 4 28 : 3 82 : 9 - Да - 9 (ост.1) -Да -Дети открывают сундук, в котором лежит записка, читают и выполняют задание. | Предметные: уметь выполнять проверку деления с остатком | Метапредметные, в том числе УУД: Регулятивные: выполнить письменное вычисление с использованием алгоритма Познавательные: применять полученные знания при решении задания Личностные: осуществлять самоконтроль, самооценку. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, применение нового способа действий. | Беседа | Фронтальная работа | -Что мы сегодня узнали? -Чему научились? -Где мы применим полученные знания? -Предлагаю в качестве домашнего задания выполнить по алгоритму решение примеров, которые даны у Вас в рабочих листах и по желанию Вы можете проявив творческий подход составить задачу для одноклассников на деление с остатком. -Д/з 1.Выполни деление с остатком и сделай проверку, используя алгоритм. 23 : 7 49 : 5 26 : 4 37 : 4 64 : 7 85 : 9 2*. Составь задачу для одноклассников на деление с остатком. - Спасибо за хорошую работу на уроке! -С Вами приятно было работать. | -Что такое деление с остатком. - Как проверить деление с остатком. - На уроках математики, в повседневной жизни. | | Метапредметные, в том числе УУД: Коммуникативные: уметь правильно формулировать свои мысли Личностные: способность к самооценке; судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием. |
9