12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
marvad9213
Работаю учителем начальных уже 7 лет. Люблю детей и свою работу.
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя   общеобразовательная школа № 9 им. В.К Демидова»



ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: Системно-деятельностный подход
на уроке математики  «Деление с остатком »
(УМК «ПНШ», 3 класс)


Выполнила:     
Скупченко  Марина Вадимовна
учитель начальных классов



Новокузнецк, 2018



I. Введение.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает совокупность приёмов, способов организации рассмотрении объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связи между ними.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.
На уроках учитель организует поиски учащимися знаний,
решений; управляет этими поисками, развивая познавательную деятельность учащихся;  учит учиться. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Для построения образовательного процесса, отвечающим всем данным требованиям, педагогу крайне необходимы конкретные, знания ФГОС и умения  их реализовать в практике.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Курс математики в начальной школе призван решать следующие задачи:
    • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
    • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
    • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
    • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
    • выявить и развить математические и творческие способности на основе
заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
        В  творческой разработке представлена работа по  реализации системно - деятельностного подхода.
«Математика» (3 класс) по УМК «Перспективная начальная школа», А.Л  Чекин




II.Творческая разработка урока по математике
Урок математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Деление с остатком»
Цели урока:
Обучающая – создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися нового способа   деления- с остатком;
Развивающая - развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная -  воспитание  культуры общения в малых группах.

Ход урока:
I.Организационный момент                                                                                                  
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
      Только тот, кто много знает-
   В жизни что-то достигает!
                       
II.  Актуализация знаний
Повторение табличных случаев деления
2.1Создание «ситуации успеха»
1.Математическая эстафета
Решить примеры, записанные на доске (устно)
35:7        36:6           32:4
42:6        48:8           49:7
54:9        56:7         63:7
-Давайте вспомним, как называются компоненты при делении?
(делимое, делитель, частное)
-Как найти неизвестное делимое? Делитель? Частное?
-Какие вы молодцы, значит следующее задание   вы выполните с таким же успехом!
2.2. Задача на слайде
Маша и Миша ждут в гости четырёх друзей. Мама сказала, чтобы они  угостили их конфетами. Миша решил заранее разделить конфеты между 6 детьми поровну. В вазе было 12 «Васильков», 15 «Ромашек» и 18 «Юбилейных».

-Найдите способ, который поможет  Мише разделить конфеты.
12:6=2    18:6=3     15:6-?
III.Постановка учебной задачи
-В чем затруднение?
-Что у вас не получается выполнить? (15:6)
-Вы так легко решали предыдущие задания. Почему возникло затруднение? ( Не знаем способа деления чисел, которые не делятся нацело.  Раньше не встречались с таким делением.)

 (формулирование проблемы).

 -Значит, что вы не смогли выполнить? (деление 15 на 6)
 -Какие конфеты вы не можете разделить на  6 частей? ( Конфеты «Ромашка»  -  ? (На доске фиксируется знак ?)  
-Чему вы должны научиться на уроке? (Нам нужно найти новый  способ  деления)
-Вы можете открыть сами этот способ!
Для этого поработаем в группах
IV.Открытие  новового  знания
4.1 Организация групповой работы
Задание для групп
1.Обсудите в группе  и предложите свой способ деления 15 конфет «Ромашка» на 6 равных частей, используя счетные палочки.
-Сделайте запись в виде выражения .
(вспоминаем правила работы в группе)

4.2.Обсуждение результатов групповой работы
-одна группа выступает, остальные сравнивают  результаты

15:6=2 (осталось еще 3 палочки)

4.3.Что означает каждое   число в записи деления с остатком?
Делимое - 15,  делитель – 6, значение частного-2, означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, а число 3- это палочки, которые остались
-Число конфет  «Ромашка» 15 разделили на число 6 ( с остатком)
-У какой группы другой способ?
-Давайте выведем алгоритм этого способа деления:
4.4.Составление алгоритма:
- ищем число близкое к делимому - неполное делимое, которое делится  без остатка (12)
-делим неполное делимое 12 на 6, получается 2
-находим разницу между делимым и неполным делимым (15-12=3)
-записываем остаток (остаток 3)

Давайте заменим числа буквенной символикой   
                               а :  в = с (ост. d) - ?              где  d<в   
                                                                                                              
-Проговорите этот алгоритм своему соседу по парте, а он вам!
4.5 -Назовите из предложенных те выражения, где деление нацело, а где деление с остатком:
49, 50, 51, 56, 60, 63, 65, 70 выбери то, что делится на 7 нацело, а  что с остатком

V. Первичное закрепление

-Пользуясь алгоритмом, решите примеры по вариантам:
18:7                    19:5
17:4                    21:5
31:3                    42:4
-Сейчас каждый решит сам примеры. Куда будете смотреть?(алгоритм) Получилось?
-Давайте проверим результаты ( взаимопроверка - у соседа карточка с правильными ответами)
-У кого все получилось?
-Кому было легко? Почему? (хорошо знаю таблицу умножения и соответствующие случаи деления, понял и применил новый способ деления)
-Кому было трудно? Почему?


VI.  Физминутка
Гимнастика для глаз
Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).
Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.
Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза.
Обведите носом эти фигуры.
Используется гимнастика для глаз.
-снятие мышечного напряжения;
- охрана здоровья ребенка;
- соблюдение гигиенических требований.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
а :  в = с (ост. d) - ?  
На карточках -  задания трёх уровней ( дети сами делают выбор, какое задание им решить)
1 уровень
Проверить, правильно ли решены выражения на деление с остатком.
68 :  9 = 7 (ост. 5)                       53 : 6 = 8 (ост. 4)
83 : 9 = 9 (ост. 2)  

 2 уровень
Вставьте  пропущенные цифры, чтобы получились верные записи                                             4… : 7 = 5 (ост. 6)
2… : 3 = 9(ост. 2)                     
5… : 7 = 7 (ост. 5)

3 уровень
Из чисел  16, 24, 45, 37,  65 выбери те,  при делении которых на 7 в остатке получается 2.
Выполните запись деления с остатком.
Самопроверка  результатов работы по эталону, выданному учителем.

  Итог урока
9.1 Рефлексия учебной деятельности
-Чему вы должны были научиться?(Нам нужно было найти новый способ деления)
-Как можете проговорить новый способ деления ?(Это способ деления с остатком)
- Кто освоил новый способ деления?
9.2 Заполните карты  самооценки  и выразите оценку своей учебной деятельности   через «светофор»:
  Зеленый – я понимаю достаточно хорошо, чтобы еще кому-нибудь объяснить.
  Желтый – я кое-что понимаю, но не все.
 Красный – я ничего не понимаю.

X. Домашнее задание
10.1
Обязательная часть – стр. 53, выполнить № 154- выполняют все.
По желанию - № 155.

 


III. Список литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.
2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /          И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.   
3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /      С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003.- N 6. -  30 с.
4.Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики под редакцией кандидата педагогических наук Т. О. Автайкиной/Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК-2013
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.