Урок на тему «Деление с остатком» (Математика, 3 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 им. В.К Демидова»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: Системно-деятельностный подход
на уроке математики «Деление с остатком »
(УМК «ПНШ», 3 класс)
Выполнила:
Скупченко Марина Вадимовна
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2018
I. Введение.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает совокупность приёмов, способов организации рассмотрении объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связи между ними.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Системно – деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.
На уроках учитель организует поиски учащимися знаний,
решений; управляет этими поисками, развивая познавательную деятельность учащихся; учит учиться. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Для построения образовательного процесса, отвечающим всем данным требованиям, педагогу крайне необходимы конкретные, знания ФГОС и умения их реализовать в практике.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Курс математики в начальной школе призван решать следующие задачи:
• создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
• сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
• сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
• выявить и развить математические и творческие способности на основе
заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
В творческой разработке представлена работа по реализации системно - деятельностного подхода.
«Математика» (3 класс) по УМК «Перспективная начальная школа», А.Л Чекин
II.Творческая разработка урока по математике
Урок математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Деление с остатком»
Цели урока:
Обучающая – создание условий для самостоятельного «открытия» учащимися нового способа деления- с остатком;
Развивающая - развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная - воспитание культуры общения в малых группах.
Ход урока:
I.Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает-
В жизни что-то достигает!
II. Актуализация знаний
Повторение табличных случаев деления
2.1Создание «ситуации успеха»
1.Математическая эстафета
Решить примеры, записанные на доске (устно)
35:7 36:6 32:4
42:6 48:8 49:7
54:9 56:7 63:7
-Давайте вспомним, как называются компоненты при делении?
(делимое, делитель, частное)
-Как найти неизвестное делимое? Делитель? Частное?
-Какие вы молодцы, значит следующее задание вы выполните с таким же успехом!
2.2. Задача на слайде
Маша и Миша ждут в гости четырёх друзей. Мама сказала, чтобы они угостили их конфетами. Миша решил заранее разделить конфеты между 6 детьми поровну. В вазе было 12 «Васильков», 15 «Ромашек» и 18 «Юбилейных».
-Найдите способ, который поможет Мише разделить конфеты.
12:6=2 18:6=3 15:6-?
III.Постановка учебной задачи
-В чем затруднение?
-Что у вас не получается выполнить? (15:6)
-Вы так легко решали предыдущие задания. Почему возникло затруднение? ( Не знаем способа деления чисел, которые не делятся нацело. Раньше не встречались с таким делением.)
(формулирование проблемы).
-Значит, что вы не смогли выполнить? (деление 15 на 6)
-Какие конфеты вы не можете разделить на 6 частей? ( Конфеты «Ромашка» - ? (На доске фиксируется знак ?)
-Чему вы должны научиться на уроке? (Нам нужно найти новый способ деления)
-Вы можете открыть сами этот способ!
Для этого поработаем в группах
IV.Открытие новового знания
4.1 Организация групповой работы
Задание для групп
1.Обсудите в группе и предложите свой способ деления 15 конфет «Ромашка» на 6 равных частей, используя счетные палочки.
-Сделайте запись в виде выражения .
(вспоминаем правила работы в группе)
4.2.Обсуждение результатов групповой работы
-одна группа выступает, остальные сравнивают результаты
15:6=2 (осталось еще 3 палочки)
4.3.Что означает каждое число в записи деления с остатком?
Делимое - 15, делитель – 6, значение частного-2, означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, а число 3- это палочки, которые остались
-Число конфет «Ромашка» 15 разделили на число 6 ( с остатком)
-У какой группы другой способ?
-Давайте выведем алгоритм этого способа деления:
4.4.Составление алгоритма:
- ищем число близкое к делимому - неполное делимое, которое делится без остатка (12)
-делим неполное делимое 12 на 6, получается 2
-находим разницу между делимым и неполным делимым (15-12=3)
-записываем остаток (остаток 3)
Давайте заменим числа буквенной символикой
а : в = с (ост. d) - ? где d<в
-Проговорите этот алгоритм своему соседу по парте, а он вам!
4.5 -Назовите из предложенных те выражения, где деление нацело, а где деление с остатком:
49, 50, 51, 56, 60, 63, 65, 70 выбери то, что делится на 7 нацело, а что с остатком
V. Первичное закрепление
-Пользуясь алгоритмом, решите примеры по вариантам:
18:7 19:5
17:4 21:5
31:3 42:4
-Сейчас каждый решит сам примеры. Куда будете смотреть?(алгоритм) Получилось?
-Давайте проверим результаты ( взаимопроверка - у соседа карточка с правильными ответами)
-У кого все получилось?
-Кому было легко? Почему? (хорошо знаю таблицу умножения и соответствующие случаи деления, понял и применил новый способ деления)
-Кому было трудно? Почему?
VI. Физминутка
Гимнастика для глаз
Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).
Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.
Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза.
Обведите носом эти фигуры.
Используется гимнастика для глаз.
-снятие мышечного напряжения;
- охрана здоровья ребенка;
- соблюдение гигиенических требований.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
а : в = с (ост. d) - ?
На карточках - задания трёх уровней ( дети сами делают выбор, какое задание им решить)
1 уровень
Проверить, правильно ли решены выражения на деление с остатком.
68 : 9 = 7 (ост. 5) 53 : 6 = 8 (ост. 4)
83 : 9 = 9 (ост. 2)
2 уровень
Вставьте пропущенные цифры, чтобы получились верные записи 4… : 7 = 5 (ост. 6)
2… : 3 = 9(ост. 2)
5… : 7 = 7 (ост. 5)
3 уровень
Из чисел 16, 24, 45, 37, 65 выбери те, при делении которых на 7 в остатке получается 2.
Выполните запись деления с остатком.
Самопроверка результатов работы по эталону, выданному учителем.
Итог урока
9.1 Рефлексия учебной деятельности
-Чему вы должны были научиться?(Нам нужно было найти новый способ деления)
-Как можете проговорить новый способ деления ?(Это способ деления с остатком)
- Кто освоил новый способ деления?
9.2 Заполните карты самооценки и выразите оценку своей учебной деятельности через «светофор»:
Зеленый – я понимаю достаточно хорошо, чтобы еще кому-нибудь объяснить.
Желтый – я кое-что понимаю, но не все.
Красный – я ничего не понимаю.
X. Домашнее задание
10.1
Обязательная часть – стр. 53, выполнить № 154- выполняют все.
По желанию - № 155.
III. Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.
2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.
3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003.- N 6. - 30 с.
4.Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики под редакцией кандидата педагогических наук Т. О. Автайкиной/Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК-2013