Урок математики в 1 классе на тему «Прибавление числа 3»
Предмет: математика |
Тема урока: «Прибавление числа 3 » |
Класс: 1 |
Дидактическое обоснование урока
|
Тип урока: урок открытия нового знания |
Дидактическая цель: создание условий для открытия нового знания |
Методические задачи урока: |
Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному применению приема сложения с переходом через десяток; формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы
|
Метапредметные. Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать фронтально, в паре, индивидуально |
Личностные: -формировать положительную мотивацию учения; -стремление к познанию |
Основные дидактические методы: системно - деятельностный подход, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления, триз
|
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная
|
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения с применением ИКТ
|
Учебные пособия: Математика:1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.Н.Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2011.-144 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., рабочая тетрадь.
|
Используемое оборудование: сигнальные карточки. Используемое оборудование: ПК, проектор, экран. |
Конспект урока математики в 1 классе
Тема урока: «Прибавление числа 3»
«Начальная школа ХХI века»
Предмет, класс, автор учебника |
Математика, 1 класс, В.Н.Рудницкая «Математика», |
Тема урока |
Прибавление числа 3 |
Дидактическая цель |
Создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Задачи урока |
Образовательные (предметные): Повторить состав числа 3. Учиться прибавлять число 3. Формировать умение владеть математической терминологией. Совершенствовать вычислительные навыки. Развивающие (метапредметные): Познавательные:
Развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. Развивать умение работать с информацией и обмениваться её. Формировать умение использовать полученную информацию. Работать над использованием знаково-символических средств. Продолжить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы. Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте. Формировать умения слышать друг друга и понимать. Помочь ребёнку в аргументации своего мнения. Регулятивные: Формировать умение соотносить свои знания, определять проблему. Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Способствовать выполнению пробного действия. Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.
Воспитательные (личностные): Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Следовать в поведении моральным и этическим требованиям. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Работать над осознанием ответственности за общее дело. Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики. Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении. |
Методы обучения |
Частично-поисковый |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная, групповая, работа в парах |
Средства обучения |
Учебник, тетрадь, фишки, мультимедийное сопровождение презентация. |
Технологическая карта урока |
||||
Этап |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
I.Организацион-ная часть. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Громко прозвенел звонок Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по сказке… №1 Птицы страшные летали,
– А вот и герои нашей сказки. (Из какой сказки эти герои? № 2 – Итак, мы отправляемся путешествовать по сказке «Гуси-лебеди» А давайте расскажем эту сказку по-новому, на математический лад. Итак, слушайте! Начну я, а продолжать будете вы. |
Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока |
Подготовка к восприятию нового материала |
Личностные УУД: самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества |
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
- Жили-были муж да жена, и было у них двое детей – девочка и мальчик. Вот отправляются родители на ярмарку и приказывают дочери за братцем смотреть. Собрались и уехали. А девочка позабыла про родительский наказ, заигралась с подружками. Приходит домой, а братца нет. Кинулась она за ворота, да только и увидала, как высоко вдали гуси-лебеди ее братца понесли.
А про них давно дурная слава ходила, что они маленьких детей уносят. Побежала девочка им вдогонку. Смотрит – стоит печка( № 3)
Девочка к ней: «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» А печка ей говорит: «Выполни мои задания, а потом скажу». № 4 1).Вспомните состав числа 10,7.3( у доски 1ученик и 2 по карточке.) 2)Найди сумму и разность числа. 3)Чего не хватает на рисунке? |
Актуализация, обобщение и звуковая фиксация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
Мотивация к самостоятельному осуществлению пробного учебного действия. Рефлексия пробного учебного действия |
Выполнение подготовительных упражнений, самостоятельное осуществление пробного учебного действия. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. Участие в рефлексии |
Личностные УУД: мотивационная основа деятельности, смыслообразование, эмпатия, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.. Регулятивные УУД: -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -анализ, сравнение, обобщение, аналогия; -структурирование знаний; -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: -достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - формулирование и аргументация своего мнения |
III.Выявление места и причины затруднения |
–Бежит девочка дальше. Течет молочная речка в кисельных берегах – Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели? – Убери камушки, которые мешают мне течь, тогда и скажу. № 10 А для этого нужно решить задачку. Аленушке сейчас 8 лет, сколько ей исполнится через 3 года? Как вычислить? № 11 |
Организация восстановления выполненной операции. Фиксация места, где возникло затруднение |
Выявление места и причины затруднения. Фиксация во внешней речи причины затруднения |
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес, смыслообразование, эмпатия. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -анализ, сравнение, обобщение; -постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: -формулирование и аргументация своего мнения |
IV. Постановка проекта выхода из затруднения |
- Ребята, давайте подумаем, как будем действовать дальше? - Какова цель учебных действий? (Ответы детей.) - Сформулируйте тему урока. (Ответы детей.) № 12 - Как будем работать? (Ответы детей.) Учитель кратко знакомит учащихся с предстоящей работой. |
Диалог. Обдумывание проекта будущих учебных действий |
Обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, определяют тему урока. Строят план достижения цели |
Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: -постановка познавательной цели. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества |
V. Реализация построенного проекта |
- Объясните, как сложить 8 и 3. (С помощью фишек). Ученики выполняют практическую работу и показывают ответ. На доске:
- Как ещё можно к 8 прибавить 3? (По линейке). Дети выполняют практическую работу и показывают ответ На доске: - Каким способом ещё можно к 8 прибавить 3? (По частям). На доске: На доске одновременно с объяснением детей ведётся запись Алгоритм: первое слагаемое дополняем до десяти, затем прибавляем оставшиеся единицы второго слагаемого - Ребята, мы преодолели возникшие ранее затруднения, открыли прием сложения числа Работа в Тстр 31 №1 и2. |
Подведение к открытию нового знания, фиксация в знаковой форме, уточнение общего характера нового знания. Фиксация преодоления возникшего затруднения |
Возвращение к модели исходной проблемной ситуации, открытие нового знания, осознание общего характера нового знания |
Личностные УУД: -осознание ответственности за общее дело; Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция, познавательная инициатива. Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Коммуникативные УУД: -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VI.Физкульт-минутка |
Физминутка "Гуси-Лебеди"
|
Учитель проводит физкультминутку. |
Учащиеся выполняют упражнения. |
Личностные УУД: -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция. Познавательные УУД: - техника выполнения упражнений. |
VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
– Побежала девочка дальше – стоит яблонька. (Яблонька. № 13) – Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? – Разложи яблоки в корзины, выполни10 задание в Т стр.33, тогда и скажу. Проверка. Оцените. Сигнальные карточки. – Бежит девочка дальше. Видит – стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба Яга прядет кудель, а на лавочке братец сидит, серебряными яблочками играет. Обещает Баба Яга отдать братца, если девочка выполнит ее задание. Учебник стр48№6по вариантам. (взаимопроверка)
|
Организация работы в парах. Организация первичного закрепления нового материала, оказание индивидуальной помощи |
Выполнение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух |
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: -самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самостоятельная работа. Т стр32№7. Какие примеры решены верно? Проверка по эталону. Рефлексия. -Какие примеры вызвали затруднение? Почему? - Оцените свою работу. - Что непонятно?
|
Организация самостоятельной работы. Рефлексия. Фиксация успеха для каждого ученика. |
Самостоятельное выполнение заданий нового типа, осуществление самопроверки по эталону. |
Личностные УУД: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; -волевая саморегуляция; -осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; -самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. Познавательные УУД: -анализ, сравнение, классификация; -рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные УУД: -использование речи для регуляции своей деятельности |
IX.Включение в систему знаний и повторение |
- Мы сегодня учились прибавлять число 3. .Давайте посмотрим таблицу прибавления 3.
Выполнила девочка задание Бабы Яги, схватила братца и домой побежала. – Прибежали дети домой, а тут родители пришли, коробку подарков принесли. Тут и сказки конец, а кто слушал- МОЛОДЕЦ!
|
Расширение границы применения нового знания |
Выполнение заданий, направленных на автоматизацию умственных действий и подготовку к введению новых норм. |
Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные УУД: -анализ, синтез, сравнение; -поиск и выделение необходимой информации; -моделирование; -выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества; -формулирование и аргументация своего мнения. |
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Рефлексия. - Как вы оцените свою работу на уроке? (Зеленый сигнал – были активны, красный – испытывали трудности, не всегда были активны.) -Назовите тему урока. - Можно ли наши знания применить при решении других примеров? - Какие задания вас заинтересовали, немного были для вас трудными и вы бы хотели их разобрать на следующем уроке? Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
|
Организация рефлексии |
Самооценка собственной учебной деятельности. Соотнесение цели учебной деятельности и её результатов, планирование цели деятельности |
Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; -самооценка на основе критерия успешности; -эмпатия; -адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |