Особенности формирования культуры поведения у детей среднего и старшего школьного возраста
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Конева Наталья Юрьевна
воспитатель структурного подразделения
Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области «Созвездие Орла»
e-mail: natalya.koneva.1975@mail.ru
В настоящее время в центре внимания современной школьной образовательно-воспитательной системы стоит всестороннее развитие всей совокупности качеств личности, формирующей культуру поведения.
Культура поведения традиционно считается универсальным образовательным, развивающим средством в развитии и становлении личности. В широком смысле слова в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена. В проявление культуры поведения входят вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка выполнять данное обещание в срок, обязательность и др. В этот перечень также входит культура речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли. Великий Гете в свое время писал так: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».
В соответствии с ФГОС Основного общего образования в ряд критериев, характеризующих портрет современного выпускника, включены такие, как «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов». Данные понятия являются составляющими культуры поведения.
К сожалению, реальность современной жизни часто показывает, что в школах воспитание и формирование культуры поведения ведется не на должном уровне, бессистемно. Как результат мы наблюдаем распространение грубости, неопрятности, развязности и хамства среди школьников, часто фиксируются нарушения общественного порядка. Особенно актуальной является эта проблема в воспитании подростков, так как подростковый возраст является сложнейшим периодом формирования ценностных ориентаций личности, становления её мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Формирование культуры поведения у детей среднего и старшего школьного возраста является одной из актуальных задач в педагогике. Ей необходимо отводить особое внимание. Важно воспитать всесторонне развитую личность. Значимо раскрыть подростку глубокий внутренний смысл культуры поведения, чтобы он не видел в следованиях приличиям пустых условностей, а осознавал, что это свидетельствует об уважении к людям, традициям. Очевидно, что школа как важнейший социальный институт, не имеет права занимать выжидательную позицию, а призвана стать тем ядром, вокруг которого будут сосредоточены нравственные и духовные силы общества по воспитанию культуры поведения у детей среднего и старшего школьного возраста.
Основной путь формирования культуры поведения подростков – воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, силы духа, самообладания, умения владеть собой), самообразование и самовоспитание. Важное средство воспитания культуры поведения – формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи и этикета.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов воспитания культуры поведения. Например, Г.И.Щукиной была предложена классификация, в которой выделяет такие группы методов развития культуры поведения у учащихся средней школы и старшеклассников:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
- методы организации деятельности и воспитания опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.
Занятия по культуре поведения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над усвоением знаний по культуре поведения, формированием навыков и привычек.
Формы работы, направленные на формирование культуры поведения детей среднего и старшего школьного возраста, довольно разнообразны: классные часы по нравственной тематике; уроки общения, уроки-путешествия; КВНы, различные викторины, турниры и праздники, посвященные культуре поведения; дискуссии по нравственным поступкам; тренинги нравственного самосовершенствования; акции помощи (например, пожилым людям, детским домам); классные часы по нравственной тематике; деловые и театрализованные игры, творческие проекты и т.д. Педагог дополняет имеющиеся у учащихся знания о культуре поведения в быту и в социуме, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования своим авторитетом.
Всю эту работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и по возможности вести единую линию педагогического воздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих большой предварительной работы (например, декорации, афиши, костюмы, проведение репетиций при проведении театрализованной игры и т.д.). Самое главное – привлечь родителей к систематическому контролю за соблюдением правил культуры поведения ребенком в повседневной жизни.
Овладевая нормами культуры поведения и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, подросток активно развивается в нравственном плане, его взаимодействие с обществом заметно упрощается. Овладение навыками культуры поведения у детей среднего и старшего школьного возраста поможет им в социализации, построении гармоничных отношений не только со своими сверстниками, но и с другими окружающими людьми, а также повысить нравственный уровень личности.
Литература
1. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка// Этическое воспитание. - 2007. - №3. - с.35-40
2. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи : межрегиональная науч.-практ. конф., Вологда, 15-16 февраля 2012 года/ Департамент образования Вологод. обл., Вологод. инт-т развития образования [и др.]; [под общ. ред. Е.А. Ворониной]. – Вологда : ИЦ ВИРО, 2012. – 333 с.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
4. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации // Начальная школа. - 2007. - N 7. - с.21-29
5. Щукина Н.Е. К вопросам о развитии нравственного воспитания // Советская педагогика – 1990. - №7. – С.16-21.