12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Муртазина Юлия Александровна81
Россия, Мордовия респ., Саранск
0

Статья «Основные методы и приёмы при организации работы со школьниками с ОВЗ на уроках рисования»

Основные методы и приёмы при организации работы со школьниками с ОВЗ на уроках рисования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

4. Активные методы рефлексии. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

На уроках рисования учитель может использовать в своей работе такие методы, как нетрадиционные техники рисования. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Например, аппликация из макарон, монотипия, рванная аппликация из газет и журналов и т.д., использование шаблонов и трафаретов.

Среди различных форм и методов обучения на уроках рисования весьма эффективно использовать педагогический рисунок. Ребята много рисуют вместе с учителем. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у детей с ОВЗ, как правило, получается очень успешно.

Во время урока необходимо проводить обходы: иногда хвалить, иногда помочь ученику. В конце урока организовать выставку работы учащихся у доски, здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать работы. Дети учатся не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмов каждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика с ограниченными возможностями здоровья, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Любые задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

Таким образом, для успешной деятельности школьников с ОВЗ на уроках рисования, учитель должен грамотно использовать все методы и приёмы обучения.


 


 


 


 


 



 

Список использованной литературы.

 

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений. -2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений/Светлана Евгеньевна Беляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч 1. Основы рисунка, Ч.2. Основы живописи, Ч.3.Основы композиции, Ч.4. Краткий словарь. – Обнинск: Титул, 2001.

4. Костерин Н.П. Учебное  рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец № 2002 «Дошкольное воспитание» - 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1984.

5. Шпикалова Т.Я. народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. _ 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1979.

6. Основы художественного ремесла в 2 ч. Уроки мастерства: /Пособие для учителя/ В.А. Барадулина. 2-е изд.., дораб. –М.: Просвещение, 1987.

7. Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями в С(К)ОУ [Текст]: монография / Г. В. Яковлева, Г.Н. Лаврова, Ж. Г. Кулькова, Н.Я. Ратанова, М.Ю. Ожгихин, В.А. Донскова, И.М.Чернова, Е. И. Шевченко, СВ. Пьянкова, С.А. Полинова, Г.С. Трофимова, О. Г. Хажеева. — Челябинск: Цицеро, 2010. — 276 с.
8. Ратанова Н.Я. Андрющенко Е.В. Психологическое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 64 с.
9. Личностно-ориентированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие [Текст] / Г.В Яковлева, Г.Н Лаврова, Ж.Г. Кулькова, Н.Я. Ратанова, М.Ю. Ожгихин, Андрющенко Е.В


 


 


 


 

4

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.