Приёмы технологии деятельностного подхода (вопросы по таксономии Блума)
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА - ТРКМ
ПОДБОРКА ПРИЕМОВ из технологии развития критического мышления
ВОПРОСЫ
Вопросы по Блуму
Классификация вопросов:
- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Прием «толстых» и «тонких» вопросов
Толстые вопросы тонкие вопросы |
Дайте три объяснения, почему…? Кто…? Что…? Когда…? Объясните, почему…? Может…? Будет…? Мог ли…? Почему вы думает6е…? Как звать…? Было ли…? Почему Вы считаете…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
|
Дополнительная, НО ИНТЕРЕСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ТАКСОНОМИИ БЛУМА ( ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО)
Таксономия - (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Таксономия Блюма разделяет процесс познания на три области: познавательная, эмоциональная и двигательная.
Познавательная сфера охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых. К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости. Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное - интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).
Уровень 3 «Я интегрирую»
|
Творчество: скомбинировать полученные сведения по-другому, соединяя элементы по новому образцу или предлагая альтернативные решения
|
Оценивание: представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям
|
Уровень 2 «Я применяю»
|
Анализ: рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений |
Применение: перенести полученные знания, факты, приемы и правила на новые ситуации для решения задач и проблем |
Уровень 1 «Я знаю»
|
Понимание: выделить факты и идеи через их организацию, сравнение, перевод, интерпретацию, описания, определяя главные мысли |
Запоминание: мысленно зафиксировать факты, термины, базовые понятия в виде ответов |
УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ ПО БЛУМУ |
ПРИМЕР ВОПРОСОВ/ЗАДАНИЙ |
Знание |
Что значит это слово? (дай определение) Опиши место действия. Кто главный герой/герои? Перечислиосновные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте. |
Понимание |
Что случилось в конце? (подытожь) Поясни роль в сюжете. Объясни следующую цитату Предположи, что произойдет дальше. Перефразируй тему — о чем текст? Изложи краткое содержание отрывка или главы |
Применение |
Как тема соотносится лично с тобой! Если бы все происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с одним из героев. Напиши свой рассказ на эту же тему. |
Анализ |
Почему герой действует и реагирует таким образом? (проанализируй) Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и др.) Схематически изобрази отношения между героями. Соотнеси черты характера героев с их поступками. Почему важен контекст/ место действия? (исследуй) |
Синтез |
Придумай песню на тему прочитанного. Придумай новую концепцию — чем должна закончиться книга.Организуй группу/клуб для обсуждения темы. Придумай план, по которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал на месте главного героя (представь). Перепиши финал. |
Оценка |
Эффектен ли конец? (оцени) Оцени работу автора, написав рецензию. Оправдай решения главных героев. Реалистичен ли такой конец? Докажи. Пронумеруй героев, исходя из их важности для сюжета, а также — исходя из их правдоподобия. |
Задания на развитие критического мышления
Уровень 1
Знание, Запоминание фактов
Что...? Кто были главные...? Когда... произошло? Вспомните...
Где ...? Кто/Что из ...? Как бы вы объяснили ...? Выберите ...
Почему ...? Как ... произошло? Как бы вы описали ...? Определите ...
Когда ...? Как бы вы показали ...? Перечислите три ... Назовите ...
Как...? Кто был...?
Понимание
Сравните ... Дайте классификацию следующего: ... Что подразумевается ...?
Найдите контраст ... Какая главная идея ...? Что вы можете сказать о ...?
Продемонстрируйте ... Какие предложения подтверждают ...? Каков наилучший ответ ...?
Передайте своими словами ... Объясните, что сейчас происходит ... Как бы вы кратко передали ....?
Как бы вы передали другими словами ... Какие факты ил идеи показывают ...?
Уровень 2
Применение
Как бы вы использовали...? Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...?
Какие примеры вы можете найти ...? Как бы вы решили ..., используя то, чему сейчас
Примените факты, чтобы ... научились?
Как бы вы показали ваше понимание ...? Как бы вы расположили ..., чтобы показать ...?
Какой подход вы бы использовали ...? Какие элементы вы выбрали бы, чтобы изменить ...?
Что случилось бы в результате ...? Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать ...?
О чем вы бы спросили в интервью с ...?
Как бы вы применили то, чему научились, чтобы развить ...?
Анализ
Как ... связано с ...? Каковы части или характерные черты ...? На какие категории вы бы
Почему вы думаете ...? Как бы вы проклассифицировали ...? распределили ...?
Какова тема ...? Определите разные части ... Какое заключение можно вывести...?
Какой мотив в ...? Какие доказательства можно найти ...?
Перечислите части ...? Какие взаимоотношения между ...? Какие можно сделать выводы...?
Какова функция ...? Проведите различия между ...
Какие идеи подтверждают ...?
Уровень 3
Полный вариант в прикреплённом файле.
Лихина Елена Викторовна