Доклад «Таксономия Блума и пути реализации смешанного обучения на уроках физики»
Пояснительная записка к презентации
Доклад на семинаре городского методического объединения на тему: «Таксономия Блума и пути реализации смешанного обучения на уроках физики»
учителя ГУ «ЛШ № 18» г. Луганска
Карасёвой Ирины Дмитриевны.
Таксономия Блума
PPT / 1.62 Мб
Таксономия Блума. Текст доклада
DOC / 156.5 Кб
Слайд 2
В современном образовательном процессе актуальным является вопрос не только о передаче знаний от педагога к ученику, но и о воспитании мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. В настоящее время ученику нужно передавать не столько готовую информацию, сколько методы её получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает методами извлечения знаний, необходимых ему для дальнейшего саморазвития.
С этой целью необходимо, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.
Слайд 3
Еще в середине 50-х годов ХХ века американский ученый – психолог университета в Чикаго Бенджамин Блум сделал интересное открытие в результaте интервью c известными музыкaнтaми, мaтемaтикaми, пловцaми. Он утверждал: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».
Блум обcледовaл выдающихся людей, и на оcнове данных, полученных в результате этой работы, описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию талантов этих людей.
Модель Блума была ориентирована на сферу познавательных функций и названа “Таксономия уровней познания Бенджамина Блума”.
В 1956 г. группа американских ученых Блум, Энгельхарт, Фурст и Картволь предложили несколько вариантов использования “Таксономии целей обучения” в работе учителя. Ученые утверждали, что при cоcтaвлении учебного плана учителям cледует наметить широкий диaпазон возможных целей или результaтов в познавательной cфере.
Слайд 4
Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную (эмоциональную) и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере.
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Умения в аффективной области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами. Умения в психомоторной области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.
Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Слайд 5
"Пирамида Блума" – это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый её уровень направлен на формирование определённых навыков мышления (от простого к сложному).
Блум выделил 6 основных разделов: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Знание и понимание относятся к самому низкому уровню мышления и развития, а вот синтез и оценка - это высокий уровень мышления, соответственно анализ и применение относят к среднему уровню.
Применив таксономию Блума, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания. Так мы получим инструмент, который поможет нам отслеживать, насколько эффективно мы побуждаем к деятельности все типы интеллекта учеников на каждом уроке.
Слайд 6
Рассмотрим значение каждой целевой категории конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня..
Название уровня |
Что означает эта категория? |
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
Знание |
Запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории |
Воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы |
Понимание |
Преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе событий, явлений. |
Объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
Применение |
Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях |
Применяет законы, теории в конкретных, практических ситуациях, использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
Анализ |
Умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура |
Вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных |
Синтез |
Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. |
Пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи |
Оценивание |
Умение оценивать значение того или иного материала в конкретной ситуации. |
Оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
Слайд 7,8
Глаголы-опоры таксономии Блума помогут правильно спланировать урок, причём при конструировании заданий возможно использование таблицы «Конструктор задач», предложенной Илюшиным Л.С., о которой мы уже говорили на прошлых семинарах. Столбцы в данной таблице опираются на таксономию целей обучения Блума. Используя глаголы действия таксономии Блума и конструктор задач, мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач (см. Таблица 1).
Слайд 9
Б. Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них – «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов и заданий: почему, объясни, назови, предложи, придумай, поделись и т.д.
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо выполнить задание или сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, которой выпадает кубик.
К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.
Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он устанавливает различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.
Возможны два варианта использования этого приёма на уроке:
вопросы формулирует учитель;
вопросы формулируют сами ученики.
Слайд 10
Также на уроках можно использовать такой приём, как «Ромашка Блума», основанный на таксономии. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: что? Когда? Как? Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики.
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из объясняющего «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим: «Что было бы, если…?», «Как вы думаете, как будет развиваться …?» и т.д.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где используются…?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать…?», «Как бы вы поступили, если …?»
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
Слайд 11
Пуговицы Блума - прием, придуманный Колин Аланиз, американской учительницей из Техаса.
Освоить тему или понятие - довольно скучная постановка задачи, особенно для младших школьников. Куда привлекательнее звучит - застегнуть рубашку. Если рубашка полностью застегнута, ты одет и готов в путь. Иными словами, ученик овладеет понятием (темой), выполнив задания всех уровней от запоминания к синтезу.
Суть подхода в следующем:
6 уровней когнитивной сферы таксономии Блума - 6 ярких крупных пуговиц, хранящихся в классе в прозрачной банке. Каждому уровню соответствует свой цвет пуговицы. А далее учитель готовит "петли" - задания для каждого уровня - на небольших карточках - пуговка с петелькой.
Ученики выбирают пуговицу и задание соответственно выбранному уровню. Задания могут предполагать разные способы их выполнения, индивидуально, в группе, в паре и т.д.
Слайд 12
Как видите, мы с вами можем создать благоприятные для учебы условия. Система диагностики может быть построена на заданиях «по Блуму» или «Вопросах Блума», позволяющих диагностировать уровни сформированности когнитивных умений (от применения – к сравнительной оценке).
За когнитивными умениями следуют метакогнитивные, такие, как способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, которые помогают учащимся выйти на уровень самообразования.
Таким образом, таксономия целей Блума – это инструмент для продумывания образовательных целей, направленных на развитие навыков высокого мышления.Таблица 1. Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
Уровень |
Глаголы действия |
Примерные вопросы |
Примерные задания |
Знание |
Выбрать, найти, перечислить, вспомнить, назвать, определить, подобрать, расположить, показать, исключить, |
Что такое…? Где…? Когда…? Кто…? Как… произошло? Почему…? Как можно показать…? Какой…? Как…? Как можно объяснить (описать)…? |
Осуществить поиск, сделать подборку, исправить ошибки, выполнить тест |
Понимание |
выразить, распределить, сравнить, классифицировать, обобщить, обсудить, объяснить, описать, охарактеризовать, перефразировать, предположить, преобразовать |
Как можно распределить…? Как можно сравнить (противопоставить, перефразировать)…? Что происходит…? Что означает…? Что можно сказать о…? Какой ответ точнее…? Как обобщить…? |
Подготовить рисунки, схемы, иллюстрации, доклады, сообщения |
Применение |
применить, вычислить, изменить, выбрать, завершить, классифицировать, найти, продемонстрировать, исследовать, спланировать, проиллюстрировать, провести эксперимент, соотнести, показать, решить |
Как решить, используя…? Что изменить, чтобы…? Как представить…? Что изменится, если…? Применимо ли это к…? Какие элементы выбрать, чтобы изменить…? Какие факты отобрать, чтобы показать…? |
Проиллюстрировать, провести опрос, провести эксперимент, составить таблицу, отразить в рисунках |
Анализ |
вывести, выделить, выстроить, классифицировать, объяснить, противопоставить, разделить, разобрать, сравнить, упорядочить |
Каковы составляющие…? Как взаимосвязаны…? Каковы причины…? Что можно предположить…? Какой вывод можно сделать…? Как можно классифицировать …? Какие доказательства можно привести…? |
Построить диаграммы, графики, схемы, сделать обзор, подготовить реферат, презентацию |
Синтез |
скомбинировать, составить, создать, разработать, сформулировать, обобщить, объединить, придумать, организовать, спланировать, предложить, установить, заменить |
Какие изменения внести, чтобы …? Что произойдет, если…? Что можно предложить…? Как применить…, чтобы создать…? Что делать, чтобы уменьшить (увеличить)…? Как проверить…? Какие факты можно объединить…? |
Подготовить презентацию, схему, алгоритм; сочинить историю, сконструировать прибор |
Оценка |
защитить, изложить, измерить, испытать, комментировать, критиковать, обосновать, обсудить, оспорить, подтвердить, проверить |
Согласен ли ты с действиями (результатами)…? Каково твоё мнение…? Как можно доказать (опровергнуть)…? Как можно оценить (расположить)…? В чём преимущества…? |
Написать рецензию, выразить мнение, подготовить рекомендации, сделать обзор, выдвинуть гипотезу, подготовить сюжет (репортаж, отчёт, доклад), прокомментировать |
Уровень учебной цели | Задания для учащихся | Виды и оценка деятельности | |||||||||||||||
Знание | Вспомните материал и допишите предложение:
|
Работа в паре/взаимооценка | |||||||||||||||
Понимание | Заполни таблицу (формулу для давления запиши в «треугольник»).
|
Работа в паре/самооценка | |||||||||||||||
Применение | Рассчитайте давление, которое оказывает деревянный брусок на: 1 группа – стоит на большей грани; 2 группа – стоит на средней грани; 3 группа – стоит на меньшей грани. | Работа в группе/оценка учителя | |||||||||||||||
Анализ | Обсудите результаты практического задания, проанализируйте ситуацию, сделайте выводы, заполните таблицу.
|
Работа в группе/оценка учителя | |||||||||||||||
Синтез | Предложи памятку для водителя ТОО «Грузоперевозки», перевозящего мебель для расположения груза в кузове автомобиля, чтобы уменьшить давления на кузов машины. | Индивидуальная работа/проверка учителя | |||||||||||||||
Оценка | Оцените, как можно уменьшить нагрузку на полки в кухонном шкафу, холодильнике, подготовьте рекомендации для домашних. | Индивидуальная работа/проверка учителя |
Слайд 16
Слайд 17
Оценка | Оценка организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценка результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий | Индивидуальная работа | Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-балльной шкале.
|
Лихина Елена Викторовна
Карасева Ирина Дмитриевна
Лихина Елена Викторовна
Карасева Ирина Дмитриевна