12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
IrinaKorenthova105
Россия, Владимирская обл., Меленки
Материал размещён в группе «Уроки географии»
1

Методические указания и рекомендации «Реализация деятельностного подхода средствами информационно - коммуникационных технологий»

Тема опыта

«Реализация деятельностного подхода

средствами информационно – коммуникационных

технологий на уроках географии».

Условия возникновения опыта.

В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, базирующееся на системно-деятельностном подходе в обучении, предусматривающим такую организацию учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить» ‑ это высказывание А. Дистервега известно всем. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учета его «внутреннего» содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более ‑ творческих способностей школьника. Да и запросы личности и семьи к образованию изменились: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире" (Д.А. Медведев). Отсюда логично вытекает модель современной школы – школы успешной, воспитывающей успешных учеников через овладение способами деятельности.

Данную модель реализует деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи. Именно в действии порождается знание. Когда-то, в 1957 г., вышла книга выдающегося психолога А.Валлона, которая так и называлась: "От действия к мысли". И по сути дела, создавая вслед за Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, Л.С.Выготским линию универсальных учебных действий, современное образование идет по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.

Становление опыта происходило в условиях обновления образовательного процесса в школе. Обновление связывается прежде всего с формированием системы:

сотворчества в рамках программы развития школы;

сотворчества в инновационной и исследовательской деятельности;

мониторинга образования.

Обновление образовательной системы следует из цели школы:

«Создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка».

Исходя из этого, школа ориентируется на создание благоприятных условий, способствующих решению следующих задач:

Определение новых ориентиров образования на основе изменений в содержании и технологии образования

Широкое включение педагогов и учащихся в инновационную и исследовательскую деятельность

Создание условий для укрепления физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса

Формирование мотивационной и практической готовности педагогов к качественным изменениям в работе

Применение системно деятельностного подхода происходило также в рамках работы муниципальной экспериментальной площадки по теме «Самосовершенствование личности на основе интерактивных педтехнологий».

Актуальность опыта.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Через него ребенку дается "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Кризис образования — это обнищание души при обогащении информацией. Здесь выделим одну из проблем – это большой объем информации. Для решения проблемы необходимо определить способы эффективной работы с информацией.

Помочь в решении этой непростой задачи может сочетание деятельностного обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
 

Именно ИКТ    в   образовательной  практике  решают задачу адаптации человека к жизни в информационном обществе. ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия; 

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; 

отличаться мобильностью; 

быть способны к сотрудничеству; 

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. 

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Системно-деятельностный подход с использованием ИКТ позволяет решить эти противоречия, так как нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).

«Великая цель образования это не знания, а действия»:- Г.Спенсер.

В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся, что отражается в стандартах второго поколения (ФГОС), где метододогической основой является системно-деятельностный подход (СДП), в котором одной из базовых технологий является и информационно – коммуникационные технологии. Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями современного общества.

Ведущая педагогическая идея.

Организация условий, инициирующих детское действие через активные образовательные технологии и методы обучения.

Теоретическая база опыта

Как уже говорилось выше в настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для научных исследований и практической жизни. В этих условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации и саморазвитию.

Эти цели не являются новыми для системы образования, их сформулировали и обосновали на протяжении нескольких последних веков великие деятели российской и зарубежной культуры. О приоритете развития личности ребенка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В.Г. Белинский и Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др. "Надо учить не содержанию науки, - читаем у В.Г. Белинского, — а деятельности по ее освоению". "Обучение и воспитание — писал В.В. Давыдов, — предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса". Таким образом, исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка.

Однако уникальность нынешнего этапа заключается в том, что сегодня эти цели не только осмыслены каждым членом общества, но более того, нормативно закреплены Законом РФ "Об образовании" (Статья 14). Главной целью образования становится "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации".

Приоритет цели саморазвития личности требует новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели. Современной психолого-педагогической наукой накоплен богатый опыт в решении целого ряда новых образовательных задач.

Существенный вклад в теоретическое обоснование и проектирование моделей новой школы внесли А.Г. Асмолов, Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.И. Махмутов, Л.Г. Петерсон, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.Д. Чечель, И.С. Якиманская и др.

Методологические основы организации учебной деятельности освещены в работах: Н.Г. Алексеева, О.С. Анисимова, В.П. Беспалько, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеева, А.А. Деркача, A.M. Новикова, Г.П. Щедровицкого и др.

Таким образом, сегодня на основе трудов многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон и др. На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования построена дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), ориентированная на ценности саморазвития личности, и концепция, реализующая эту систему в практической деятельности школ. В качестве понятийной базы для построения этой дидактической системы использована теория деятельности, разработанная в последнее десятилетие в методологии. Также накоплен многолетний продуктивный опыт реализации технологии деятелъностного метода, которая обеспечивает системное включение ребенка в самостоятельное построение им нового знания. В результате этого исследования системы образования установлено, что на нынешнем этапе развития школы в России сформировались все предпосылки для перехода системы образования к деятельностной парадигме.

Напомним также становление понятия Информационно – коммуникативной технологии. Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение:

информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».

Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер  обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

Следует сказать, что существует еще формулировки ИКТ. Выделим формулировку Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Национальный стандарт РФ: Информационно-коммуникационные технологии в образовании), которой мы будем пользоваться:

«ИКТ – это информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации»

Разработкой и внедрением в учебный процесс ИКТ активно занимаются такие исследователи, как Е. С. Полат, Е. И. Дмитриева, С. В. Новиков, Т. А. Полилова, Л. И. Цветкова и др.

Психологи Краевский В.В., Хуторской А.В. выделяют дидактические

свойства, характерные для данного средства обучения, которые проявляются в выполняемых ими функциях. Ученые считают, что основными дидактическими функциями компьютерных средств обучения являются:

· компенсаторность — т. е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

· информативность — передача необходимой для обучения информации;

· интегративность — рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

·инструментальность — безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

Базовыми дидактическими свойствами ИКТ являются:

· высокая (или относительно высокая) скорость передачи данных;

двусторонний характер коммуникации, обеспечивающий интерактивность;

· возможность работы с гипертекстом и мультимедиа;

· возможность осуществления поиска в больших объемах информации.

Реализация этих свойств возможна при функционировании определённых услуг и сервисов сети, из которых (как из составляющих конструктора) можно составить комплекс средств ИКТ, адекватный поставленной дидактической задаче.

Необходимо также сказать о ведущей деятельности в подростковом периоде. Д.Б. Эльконин считал, ЧТО ведущей деятельностью Детей этого возраста становится общении СО сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым» - реализуется в сообществе сверстников.

Другая Точка Зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он считает, ЧТО Главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно Полезная, социально признаваемая и одобряемая, которая может быть представлена ​​как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - ЭТО ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности - дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений  подростков . Мотив общественно полезной деятельности для  подростков - быть лично ответственным, самостоятельным. Реализация комфортности в учебной деятельности и сглаживание психологических проблем подросткового возраста поможет осуществление учебной деятельности на основе ИКТ.

Новизна.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов исследуемых технологий: деятельностного подхода и ИК- технологии, определении активных приемов учебной деятельности с интерактивными картами и географическими сервисами.

Технология опыта.

Гипотеза исследования состоит в том, что реализация деятельностного подхода в основной школе через ИК- технологии будет обеспечивать мотивацию учебного процесса , формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Цель исследования: определение наиболее эффективных методов, приемов, средств обучения для реализации различных видов учебной деятельности через ИК технологии.

Предмет исследования: информационно – коммуникационные технологии как эффективное средство реализации деятельностного подхода.

Объект исследования: образовательный процесс обучения географии в среднем звене основной школы.

Задачи исследования:

Выявление, изучение, анализ теоретической литературы по проблеме реализации деятельностного подхода через ИКТ;

Отбор и апробация активных методов, приемов, средств обучения для реализации различных видов учебной деятельности учащихся;

Подбор диагностического материала для определения эффективности педагогической деятельности с использованием ИКТ в аспекте формирования деятельности школьников.

Разработка критериев оценки различных видов учебной деятельности;

Экспериментальная проверка отобранных форм и методов по данной проблеме.

Для решения задач используются следующие методы исследования:

-теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников;

-методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование);

- методы математической статистики при обработке данных.

Что же  означает деятельностный подход?

Деятельностный подход– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; 
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, деятельностный компонент охватывает все компоненты учебной деятельности, которые включают:

1) учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока критерии результативности (Приложение№1), диагностика (Приложение №3) в рамках системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Какие факты на лицо»?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?)

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания

Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);

уроки рефлексии (Р);

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

предъявление контролируемого варианта;

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке (Приложение №2):

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

В своем опыте я предлагаю реализовать деятельностный подход через использование активных методов работы с интерактивными картами, географическим сервисом Google Планета Земля.

  Рассмотрим приемы работы с интерактивными картами. Интерактивное средство обучения – комплексное программно-техническое  средство обучения, позволяющее учителю или ученику управлять содержащейся в нем учебно-методической информацией при подготовке к уроку, изучении, повторении, закреплении и проверке знаний и умений.

Цифровая карта является своеобразным «слоеным пирогом». Географическая информация представлена в цифровой карте как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных какой-то конкретной теме, поэтому такие слои часто называют тематическими слоями.

Сейчас использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:

использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;

оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;

накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;

подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ КАРТАМИ

 

Существует три основных вида работы с электронной картой:

1) работа со слоями карты;

2) работа с дополнительным материалом;

3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

РАБОТА СО СЛОЯМИ КАРТЫ

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д.

Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).

ВИДЫ РАБОТ С ФИЗИЧЕСКИМИ КАРТАМИ

Картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на уроках. Есть карты, которые используются на нескольких уроках при изучении какой-то темы. Это карты материков, районов России. Есть и такие карты, которые нужны только на одном уроке: это, как правило, отраслевые карты (электроэнергетики, металлургии, машиностроения России и др.). Каждый учитель может назвать карты, к которым он обращается наиболее часто. К ним, без сомнения, относится физическая карта мира.

При изучении географического положения материков, сняв с физической карты мира слой с градусной сетью, можно попросить ребят провести важнейшие меридианы и параллели, а затем, включив нужный слой, осуществить самопроверку.

При изучении рельефа учащиеся часто выполняют задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры.

Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту — нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить учащимся назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы.

Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральских и Скандинавских с Гималаями и Кордильерами.

При изучении климата материков есть возможность графически показывать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков).

При изучении гидросферы суши можно:

не  выводить на  экран названия объектов  гидросферы, предложив учащимся подписать их;

не выводить на экран слой с изображением вод суши, предложив учащимся самим нарисовать тот или иной объект (реку, озеро и т. д.). (Следует отметить, что необходимо заранее подобрать такие примеры водных объектов суши, чтобы задание имело смысл, ведь ученик должен догадаться о возможном местоположении долины реки, котловины озера по окружающему рельефу.);

дать задание на восстановление рельефа по гидрографической сети (при выключенном слое с рельефом);

сравнить характер течения горных и равнинных рек путем анализа фотографий системы Миссисипи на разных участках.

 

Примеры заданий

1.                  Нарисуйте среднее и нижнее течение Замбези. Укажите местоположение водопада Виктория. (Для того чтобы задание было выполнено, необходимо заранее нарисовать линию верхнего течения реки на плоскогорье, т. е. просто обвести данную часть реки при включенном слое с водами суши.)

2.                  Нарисуйте котловину озера Ньяса и реку Шире, соединяющую озеро Ньяса и реку Замбези. (Для проверки точности выполнения задания необходимо просто включить слой, отображающий реки и озера, и сравнить рисунок учащегося с реальной конфигурацией объектов.)

3.                  Обозначьте на карте Южной Америки границы водного бассейна реки Амазонки.

4.                  Обозначьте на карте Северной Америки границы водного бассейна реки Маккензи.

5.                  Проведите линию водораздела между бассейнами Амазонки и Ориноко.

Как видно из приведенных примеров, возможность рисования на карте значительно расширяет ее роль как наглядного пособия при объяснении нового материала. Поясняющие рисунки, которые учитель ранее традиционно делал на доске, теперь можно делать на карте, причем либо заранее, либо непосредственно в процессе объяснения.

6.                  Интерактивные физические карты предоставляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров, водохранилищ и т. д.) и проектированию (транспортных путей, освоения новых территорий и т. д.).

ВИДЫ РАБОТ С ОТРАСЛЕВЫМИ КАРТАМИ

Рассмотрим работу с отраслевой электронной картой на уроке, посвященном изучению электроэнергетики.

Урок по теме «Электроэнергетика России» Ход урока

1.                  Беседа о значении энергии для развития цивилизации.

2.                  Формулировка понятия «электроэнергетика» (понятие может вводиться как в ходе рассказа учителя, так и путем беседы с учащимися; и в том, и в другом случае можно опираться на электронную карту). 
Для введения понятия «электроэнергетика» (часть топливно-энергетического комплекса, которая объединяет процессы генерации, передачи, трансформации и потребления электроэнергии) на электронной карте, превращенной в контурную карту, необходимо последовательно открывать слои: 1) с электростанциями разных типов (генерация электроэнергии); 2) с линиями электропередачи (передача электроэнергии, которую нельзя запасать впрок, поэтому электростанции объединяются в энергосистемы); 3) с плотностью населения (потребление электроэнергии).

3.                  Работа с учебником с целью выяснения особенностей электростанций разных типов.
На этом этапе, как правило, заполняется таблица «Особенности электростанций разных типов». Включив слой карты, содержащий дополнительный материал, можно посмотреть, как выглядит тепловая электростанция (Сургутская, Костромская — крупнейшие ТЭС России), гидроэлектростанция (Усть-Илимская, Волжская), атомная электростанция (Ленинградская).

4.                  Характеристика   особенностей   размещения   электростанций разных типов на основе работы с электронной картой.

Выявить особенности размещения тепловых электростанций можно, включив слои с ТЭС, плотностью населения и топливной промышленностью. Это позволит:

1) сделать выводы о приуроченности ТЭС и Единой энергосистемы к Главной полосе расселения;

2) найти виды топливных ресурсов, на которых работают разные тепловые электростанции.

Районы концентрации ГЭС и АЭС определяются при раздельном включении соответствующих слоев карты. Закономерности размещения АЭС позволит выявить включение слоев с АЭС, плотностью населения и топливной промышленностью (АЭС строили в районах, не имеющих значительных ресурсов топливных полезных ископаемых и обладающих большими потребностями в электроэнергии из-за высокой концентрации населения и промышленных предприятий). Так же можно охарактеризовать и размещение электростанций, использующих альтернативные источники энергии.

В качестве проектного задания можно предложить ученикам разместить на территории России ветровые и солнечные электростанции, обосновав свой выбор.

5.                  Включение слоев со всеми электростанциями позволяет определить, электростанции какого типа преобладают в России, а также выполнить задание по выделению региональных энергосистем (Камчатской, Чукотской, Якутской и др.).

6.                  Написание эссе о проблемах и перспективах электроэнергетики.

Карта, на которой включены все слои, позволяет поразмышлять над вопросом о проблемах и перспективах развития электроэнергетики в России. (Где электростанции нужно строить в первую очередь? Почему? Какие экологические проблемы, связанные со строительством и работой электростанций, характерны для разных регионов России?)

Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах, реализовать деятельностный практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения — картографические.

Рассмотрим прием использования географических сервисов в учебной деятельности. напомним: главным источником географической информации во все времена была и остаётся карта. При всех своих достоинствах одним из недостатков этого источника знаний является неспособность карты отражать динамику процессов и явлений, происходящих в природе и обществе.

Как же визуально изучить явление, если характеристики его изменяются в пространстве и времени?

В таких случаях на помощь картам приходят космические снимки, имеющие неоспоримые преимущества перед картами. Они производят съѐмку самых труднодоступных мест Земли, способны изменять масштаб, охватывая то обширные территории, то небольшие участки местности.

Геосервис Google Earth (Планета Земля) дает педагогам принципиально новый интерактивный и масштабируемый инструмент, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных.

Этот браузер превосходное средство для исследований, презентаций и  работы с информацией, имеющей географическую привязку. Возможно создание виртуальных экскурсий , копирование фотографий, запись видео.

Google Планета Земля позволяет заниматься изучением архитектуры городов, выполнить быстрый географический анализ,  проектировать. Перемещение в нужное место обеспечивает мгновенное понимание рельефа территории, размеров участка Земли и его удаленности.

Google Планета Земля — это географический браузер, который представляет собой мощный инструмент для просмотра и создания интерактивных файлов с визуальной географической информацией высокого разрешения, а также для обмена ими.

Выделим иллюстративные возможности сервиса: показывает

фотокарты всей поверхности суши,

фотографии пользователей сервиса Panoramio.ru , привязанные к определенным точкам местности,

энциклопедические статьи  http://ru.wikipedia.com,

трехмерные модели территории и дна Мирового океана,

веб – камеры, круговые панорамы, видеофрагменты, метеорологические сведения, обозначение и название орографических объектов, и много других данных.

Следует выделить способы использования программы:

иллюстративный, мотивационный (учитель объясняет ученикам, что изображено, на что необходимо обратить внимание);

источник информации для решения учебной задачи;

иллюстрация ответ ребенка, результат самостоятельного поиска.

Работа с Google Планета Земля начинается с загрузки программы http://earth.google.com/intl/ru/, вся необходимая информация для работы также прописана на данном сайте: четко прописана работа инструментов, виды настроек, выполняемые функции. При первом открытии программы всплывает окно «Советы при запуске», которое поможет при навигации, работе со слоями, историческими снимками и т.д.

Приведу несколько примеров использования программы на уроках географии:

1.использование кнопки «Солнечный свет на местности» для показана освещенности земли в любое время суток при объяснении темы « Суточное вращение Земли»; использование 3Д моделей позволяет с очень большой степенью наглядности изучить горный рельеф, строение вулканов и т.д.

2.нанесение на изображение градусной сетки (Меню Вид, команда – Сетка) для определения географических координат не только в градусах, но и минутах;

3.использование кнопки Метка для определения точки на поверхности , которая пополняется текстовой информацией и изображением с последующим сохранением на фотоснимке ( на примере реки Оки);

4. для формирования представлений о географических понятиях: Норвегия – фьорды с использованием 3Д функции для объемного показа скалистых берегов страны, частей реки – исток, устье на примере реки своего края – река Ока, дельта на примере реки Амазонки, материковая отмель и т.д.

5. для решения практических учебных задач, например, на снимке Атлантического океана подписать названия островов, образовавшихся в результате поднятия Северо – Атлантического хребта, используя инструмент Линейка, определить кратчайшее расстояние между своим населенным пунктом и любым другим объектом;

6.выполнить исследовательское задание: изучить влияние открытого способа добычи железной руды на природу. Для этого провести исследование изменения территории за 10 лет при добыче железной руды открытым способом в Белгородской области ( кнопка Время позволяет просмотреть данную территорию за 10 лет), предложить пути решения экологической проблемы, соответствующих современному уровню экологического мышления;

провести исследование на влияние лесной промышленности, добычи нефти и газа на окружающую среду на примере снимков республики Коми. Изменяя масштаб снимков, четко видны свежие лесные вырубки прямоугольной формы, окрашенные светлым коричневы цветом, темно – зеленые пятна нетронутой темнохвойной тайги, территории прямоугольной формы, окрашенные светло – зеленым цветом соответствуют вторичным лесам на вырубках. В сочетании с картами атласа, учебным пособием и дополнительными источниками информации учащиеся пытаются дать оценку масштабам влияния вырубки леса на природу в отдельном взятом районе. Аналогичная работа проводится ребятами со снимками в местах добычи нефти и газа.

7. конкретизация и визуализация информации учебного пособия: текста, схем, рисунков, рассматривается мною на примере работы со схемой металлургического комбината (доменная металлургия) на примере космических снимков Новолипецкого металлургического комбината. Предлагается выполнить данную работу группе учащихся, в то время когда другие ребята работают с картами атласа и учебного пособия по выяснению размещения географии черной металлургии. Коллективная работа с программой позволяет наиболее эффективно с минимальными временными затратами справиться с заданием: ребята поясняют изображение коксохимического комбината, доменного производства, аглофабрики, шлакопроизводства, ТЭЦ, отстойных прудов, конкретизируя информацией из учебного пособия. Находят незнакомые понятия: копровый завод, градирня. Возникшее познавательное затруднение решается с привлечением дополнительных источников информации.

Это только некоторые примеры использования географического сервиса Google Планета земля. В результате практического использования программы формируется методическое обоснование использования современного географического сервиса Google Планета Земля:

является важным источником информации с пространственным поиском по фотокарте;

отражает динамику процессов и явлений, происходящих в природе;

показывает изменение характеристик явления во времени;

имеется способность «играть масштабами»;

производит съемку самых труднодоступных мест земли;

Основной проблемой, возникающей во время работы с программой является то, что часть фотоснимков, особенно на территории России имеет дату съемки 2005-2009 годов, что не позволяет отследить современное состояние территории. Определенная трудность возникает у учащихся при дешифровании космоснимков, то есть при распознавании изображенных на снимках объектов и явлений. Данная работа требует приобретения дополнительных знаний, а также комплексного использования географических карт и космических снимков географического сервиса Google Планета земля.

Далее рассмотрим технологию сетевых интерактивных рабочих листов при помощи веб-сервиса Googledrawings.

Что такое интерактивный рабочий лист?

Интерактивный рабочий лист - электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика.

Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.

Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.

Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге.

Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.

Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.

Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).

Шаблоны листов универсальны, их можно использовать на самых разных школьных предметах.

Готовый лист легко клонируется, его можно изменять и дополнять.

Как выглядят результаты работы учеников с рабочими листами?

Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой, вернее сказать, вероятность одинакового заполнения крайне мала), поэтому эти результаты никогда не оцениваются с точки зрения "правильности".

Где и для чего можно использовать подобные листы?

на уроке в компьютерном классе для самостоятельной работы учащихся с последующим обсуждением результатов,

в своем кабинете для фронтальной работы на уроке,

в своем кабинете для самостоятельной работы одного ученика с последующим обсуждением результатов,

на домашнем компьютере учащегося в качестве альтернативного домашнего задания.

Технология использования интерактивного рабочего листа:

Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом).

Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для "любого пользователя, обладающего ссылкой".

Ученик переименовывает клонированный лист и может его видоизменять/редактировать (выполняя задание).

После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим участникам свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать... Получилась своеобразная "выставка"!

Практическое использование технологии ИРЛ на уроках природоведения в Приложение №7.

Результативность.

Для определения результативности данного педагогического опыта было проведено два вида анкетирования:

1.Определение эффективности использования компьютера как средства обучения и формирования знаний и умений учащихся 8 класса, где компьютерные технологии в обучении применялись с 6 класса.

Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым использование компьютера на уроках географии?

2. Изменилось ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса?

3. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам географии?

4. Имеете ли вы возможность работать с ПК:

А) дома;

Б) компьютерный класс в школе;

В) другие источники;

Г) не имею возможности работать с ПК.

Номер вопроса

результат

1.

93%

2.

65%

3.

62%

4.

А

95%

Б

62%

В

15%

Г

12%

Из общего числа опрошенных 93% отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевиден их приоритет по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. 65% учащихся использует компьютер при подготовке урокам географии, что позволяет сделать выводы об изменении мотивации школьников к предмету.

2.Опросник «Учебная мотивация для учащихся 5-8 классов», Г.А.Карповой были определены виды и уровни мотивации учащихся 8-х классов. (Приложение №4)

Цель: оценить значимость причин, по которым ученик учится.

Вывод: преобладают следущие виды мотивов: коммуникационные, познавательные, эмоциональные и мотивы одобрения,что положительно сказывается на качестве знаний учащихся.

Уровни развития мотивации на 2013-2014 учебный год ( на 2012-2013 уч.год):

до 50% - низкий

51-74% - средний (по познавательным мотивам)

75-100% - высокий

Определение качества знаний учащихся

Далее мною было диагностирована познавательная деятельность с использованием ИКТ по следующим критериям:

когнитивный (знания, умения и навыки в сфере познавательной деятельности),

деятельностный (ведущий характер и результативность познавательной деятельности),

Эти компоненты, на мой взгляд, и будут свидетельствовать в качестве критериев о сформированности познавательной (ключевой) деятельности.

Цель: диагностировать степень сформированности познавательной деятельности учащихся на основе изучения входящих в нее компонентов.

Данная комплексная методика, позволяет диагностировать степень сформированности познавательной деятельности на основе изучения входящих в нее компонентов, которая использует такие диагностические методы как опросы, наблюдения за деятельностью и отношениями, количественный и качественный анализ продуктов познавательной, в частности, учебная деятельность учащихся с интерактивными картами и географическими программами.

В результате наблюдения за группой учащихся 8а и 8б классов (группа состояла из 9 человек в каждом классе: по 3 ученика с низкой мотивацией, по 3 ученика со средней мотивацией и по 3 ученика с высокой мотивацией, итого 18 человек), заполняется таблица:

Показатели сформированности познавательной компетентности на определенных этапах развития школьников

Знания

Умения

Показатели

 

8А класс

8Б класс

1. Знание основных способов и методов познавательной деятельности с применением ИКТ

+

+

+

++

2. Знание приёмов, способов и методов творческой познавательной деятельности с применением ИКТ

+

+

3. Умение применять ИКТ в познавательной деятельности

2. Умение обрабатывать, систематизировать и передавать информацию с использованием ИКТ

+

+

+

++

3. Умение презентовать результаты познавательной деятельности с использованием ИКТ

+

++

4. Умение решать задачи творческого и поискового характера с использованием ИКТ

 

+

+

Деятельность

1.Пассивность в познавательной деятельности

+

+

2.Ситуативная активность в познавательной деятельности

+

++

3.Активность в познавательной деятельности, связанная с интересами личностного роста

+

++

4. Творческая активность, направленная на самореализацию и передачу своего опыта другим

Наблюдения показали, что сформировать познавательную активность с применением ИКТ – это задача реальная, но уровни сформированности у учащихся разные.

Причины:

разная степень мотивации учащихся;

разные индивидуальные способности учащихся;

разница в психологическом развитии учащихся.

Считаю также положительными показателями результаты ЕГЭ по предмету в 2012 году: средний балл по школе -64, что выше областного (57,9), один из учащихся показал наивысший результат в области – 97 баллов.

Учащиеся ежегодно являются победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по географии: 2011 год – 3 победителя, 4 призера, 2012 год – 2 победителя и 5 призеров.2013 год- 1 победитель и 6 призеров.

В 2012 – 2013 учебном году учащиеся стали призерами следующих сетевых конкурсов: на портале «Сеть творческих учителей» в конкурсе виртуальных экскурсий в старшей группе номинации «Земля – вот наша малая родина» 3 место в конкурсе виртуальных экскурсий «Милая сердцу глубинка», 4 призера на Вики – Владимир в сетевом конкурсе « Будь природе другом», 5 учащихся получили диплом II степени Методической лаборатории географии Московского института открытого образования в образовательном проекте «Моя экскурсия» (Приложение №5).

Таким образом, результаты опыта могут рассматриваться как подтверждение ранее выдвинутой гипотезы исследования и доказательство эффективности применения данной технологии в среднем звене обучения географии. Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой в начале работы гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Предложенная методика адекватна цели исследования.

2. Использование деятельностного подхода с применением ИКТ имеет ряд преимуществ, основные из которых:

б) повышение мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, навыков самостоятельности и саморазвития;

а) повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся через общение с географическими информационными источниками и межличностное общение;

в) развитие познавательной компетенции через развитие интеллектуальных умений и потребностей к обучению.

Но следует выделить проблемы и трудности при реализации данного опыта.

Проблема.

Психологическая готовность педагогов. Упрощенное понимание отдельными педагогами сущности и технологии реализации СДП.

Отсутствие дидактического оборудования, позволяющего организовать творческую проектно-исследовательскую деятельность.

Трудность.

На разработку технологических карт требуется много времени, тем более с учетом всех типов уроков.

Следует выделить положительные стороны использования географического сервиса Планета Земля. Данный географический сервис направлен на формирование информационно-коммуникативных компетенций в изучении географии, то есть помогает:

владеть навыками использования информационных устройств: компьютера,  принтера, модема, копира, сканера;

организовывать свои собственные приемы изучения;

понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в географии.  

овладеть методами географических исследований (обработки, анализа и синтеза географической информации) -  картографическими, аэрокосмическими и методами географического районирования и прогнозирования;

самостоятельно  интерпретировать и представлять результаты исследовательских и проектных географических работ.

комплексный, современный, иллюстративный, мотивационный источник географической информации, инструмент для решения учебной задачи, а также результат самостоятельного поиска учащихся;

целесообразно использовать для организации поисковых и исследовательских работ учащихся как индивидуальных, так и групповых в сочетании с разнообразными источниками географической информации.

Эффективность использования интерактивных карт на уроке.

Приемы работы с интерактивными картами направлены на развитие основных географических умений – картографических, причем разных уровней: от базового до творческого:

читать географические карты в цифровом виде;

искать географические объекты на цифровой карте;

проводить измерения и расчеты по цифровой карте;

заполнять цифровые контурные карты

создавать собственную цифровую географическую карту

описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания.

Результатом опыта является подтверждение теоретических идей СДП, что СДП опирается на базовые технологии: 

1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;

2) проектная деятельность;

3) уровневая дифференциация;

4) информационно-коммуникационные технологии.

Реализация СДП обучения опирается на методы:

активные; 

интерактивные; 

исследовательские; 

проектные.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 
готовность к разрешению проблем, 
технологическая компетентность, 
готовность к  самообразованию, 
готовность к использованию информационных ресурсов, 
готовность к социальному взаимодействию, 
коммуникативная компетентность.
  

Диапазон опыта – урок географии. Диапазон связан со всем процессом обучения в целом как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Адресная направленность – для учителей географии, работающих в среднем и старшем звене. Опыт доступен любому творчески работающему учителю, владеющему новыми современными педагогическими технологиями

Используемая литература:

Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс]. – 56 с. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2011/06/Стратегия-и-методология-социокультурной-модернизации-образования-с-приложениями.doc

Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва. Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1996 г.

Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. /Составители: Гришин В.В., Лушин П.В. - М.: ИКА «Москва», 1990.- 64 с.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).- М.: 2000.- 352 с.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва. 2007 г.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва. 2006 г.

Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться”. Москва. 2007 г.

Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.

Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. (Серия «Новые стандарты»)

Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. (Серия «Новые стандарты»)

Приложения.

Приложение №1 Критерии урока в системно – деятельностном подходе.

Приложение №2 Структура урока в технологии системно – деятельностного подхода.

Приложение №3 Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП.

Приложение №4 Опросник «Учебная мотивация для учащихся 5-8 классов», Г.А.Карпова.

Приложение №5 Результативность участия в сетевых конкурсах учащихся по предмету.

Приложение №6 Некоторые приемы дешифрования космических снимков.

34


 

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.