ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА - ТРКМ
ПОДБОРКА ПРИЕМОВ из технологии развития критического мышления
ТАБЛИЦЫ
ИНСЕРТ
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
"Инсерт" - это: I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“V” -я это знал,
“+” - это для меня новое,
“-” - это противоречит моим знаниям,
“?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
После чтения и маркировки текста предлагаем заполнить таблицу
“V” |
“+” |
“-” |
“?” |
ТАБЛИЦА ЗХУ (ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ).
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? |
Что? |
Когда? |
Где? |
Почему? |
|
|
|
|
|
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Категория сравнения |
Категория сравнения |
Категория сравнения |
|
Персоналии/ факты |
|||
Персоналии / факты |
"ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
Цитата |
Комментарий |
"ТРЕХЧАСТНЫЕ ДНЕВНИКИ"
имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.
Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого "длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено. Пример таблицы:
Вопросы |
Точка зрения автора |
Моя точка зрения |
ТАБЛИЦА «ПМ?»
« + » |
« - » |
«?» |
|
|
|
ТАБЛИЦА «ДО и ПОСЛЕ» (верные - неверные утверждения).
Можно использовать на многих уроках и темах.
Утверждение |
До чтения текста |
После чтения текста |
|||
верно |
неверно |
верно |
неверно |
||
ВЛАСОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Лихина Елена Викторовна
Захарова Евгения Викторовна