Приёмы деятельностного подхода

5
2
Материал опубликован 4 April 2016 в группе

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА - ТРКМ

ПОДБОРКА ПРИЕМОВ из технологии развития критического мышления

ТАБЛИЦЫ

ИНСЕРТ

Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

"Инсерт" - это: I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления

 

 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

V” -я это знал,

+” - это для меня новое,

-” - это противоречит моим знаниям,

?” - об этом хочу узнать больше.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

После чтения и маркировки текста предлагаем заполнить таблицу

V

+”

-”

?”

       


 

ТАБЛИЦА ЗХУ (ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ).

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

 СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА.

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Персоналии/

факты

     

Персоналии /

факты

     

"ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарий

   

"ТРЕХЧАСТНЫЕ ДНЕВНИКИ"

имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого "длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено. Пример таблицы:
 

Вопросы

Точка зрения автора

Моя точка зрения

     

 

ТАБЛИЦА «ПМ?»

« + »

« - »

«?»

 

 

 

 

ТАБЛИЦА «ДО и ПОСЛЕ» (верные - неверные утверждения).

Можно использовать на многих уроках и темах.

Утверждение

До чтения текста

После чтения текста

верно

неверно

верно

неверно

         

ВЛАСОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Собираю подобное по крупицам!

9 July 2016

Спасибо,замечательный и нужный материал.

5 January 2017