Методические указания и рекомендации «Методические приёмы, используемые при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики»
Методические приёмы, используемые при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход в обучении.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. При введении нового материала задача учителя заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать, как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие выбрать методы и средства обучения;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.
Не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Учебные задачи – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций.
Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики:
- Игры и эксперименты (с числами, с числовыми закономерностями, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
- Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
- Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
- Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.)
- Ежедневный счёт, вычисления, решение задач.
Основные разделы урока, и какие приёмы и техники можно использовать для достижения поставленных целей (из собственного опыта)
- Начало урока.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление, тренировка, отработка умений.
- Повторение.
- Контроль.
- Домашнее задание.
- Конец урока.
Начало урока. В начале урока следует поощрять учеников к тому, чтобы они сами определяли собственные цели. Опыт показывает, что люди добиваются большего, чем запланировали, при условии, что они сами смогут формулировать цель. Собственную цель ученикам либо нужно представить, чтобы осознать, как можно использовать усвоенные знания в будущем, либо отыскать ответ в учебнике.
Как замотивировать учащихся, вызвать интерес, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Надёжным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определённых методических приёмов.
1.Интеллектуальная разминка (Цель - настроить на работу, активизировать мыслительную деятельность)
а) Продолжи ряд 6, 18, 36, 60, …
1, 12, 34, 78, …
О,Д,Т,Ч,П,Ш, …
б) Найди закономерность и заполни пропуск
65 | (10) | 13 |
170 | (…) | 34 |
568 | (488) | 324 |
879 | (…) | 342 |
в) Между числами 5555 расставьте знаки действий так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 20; 110; 560
г) Раскодируй таблицы (с выходом на тему урока)
Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой и прочитайте высказывание, принадлежащее учёному Ю. Либиху.
9 | 20 | 13 | 2 | 17 |
| в | - | о | с | у |
5 | 16 | 22 | 10 | 8 |
| ч | а | п | с | к |
12 | 1 | 3 | 25 | 18 |
| к | и | т | . | к |
19 | 7 | 15 | 6 | 21 |
| и | и | н | н | о |
4 | 23 | 11 | 24 | 14 |
| о | ы | я | т | й |
(Источник всякой науки – опыт)
д) Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и название геометрической фигуры
/data/files/u1554921576.jpg (909x208)
Сформулируйте тему урока.
е) Тренируем внимание. На доске записаны слова:
Степень
Основание
Показатель
Натуральный
Произведение
Частное
Множитель
В течении 20 сек. уч-ся запоминают слова и их порядок.
Закрываем доску и отвечаем на вопросы по памяти:
1.Сколько слов в ряду?
2.Напишите пятое слово
3.Каким по счёту было прилагательное?
4.Сколько букв в третьем слове?
5.Каким про счёту записан результат деления?
6.Какое слово лишнее в ряду?
По последнему вопросу определяем, что все слова, кроме «Частное» относятся к понятию степени с натуральным показателем. Значит будем работать со степенями.
Определение степени с натуральным показателем.
2. Ассоциации. (Предполагает привлечение собственного опыта учащихся, развивает логику. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия). Используется фронтально)
По предложенным определениям отгадайте, о каком понятии идёт речь. Игровой момент – кто быстрее догадается.
а) Солидная, контрольная, значащая, арабская, римская, двоичная, десятичная, …
(Ответ: число. Какими числами мы в основном пользуемся? Какие ещё числа нам знакомы? Значит тема урока – римские числа. Что будем изучать? (Цель) Почему этот материал необходимо изучить? Какой результат мы должны получить в конце работы?)
б) Любовный, бермудский, …
(Ответ: треугольник. А какие треугольники бывают в геометрии? Цель урока – классифицировать треугольники. Что для этого надо сделать?)
3. Мозговой штурм (Этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью решения определенной сложной проблемы. Совместная работа над поиском истины)
Расставить скобки так, чтобы получился как можно меньший ответ.
4∙12+18:6+3
(Ответ: 7⅓. Могут быть след ответы 54, 50, 23. Подсказать. Нацело не делится. Как записать ответ? Цель повторить действия с обыкновенными дробями.)
4. Отсроченная отгадка (В начале урока даётся задание, ответ на которое можно узнать позже во время работы над новым материалом или при закреплении предметных знаний)
Перед решением задач на работу, движение.
Рыболов за 10 мин поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 10 таких рыб?
(Классифицируем задачу. Формулируем тему. Цель. Актуализируем знания по этой теме. Если ответ к задаче не найден. Задаем её на дом. Ответ: время не известно)
5. Найди ошибку (Если проверяемый материал хорошо знаком учащимся, то этот приём способствует возникновению ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, подкрепленные искренней похвалой учителя, позволяет детям почувствовать себя исследователями и экспертами)
При выполнении домашнего задания на нахождение площадей треугольников, некоторые ученики попытались перевести кв.мм в кв.см и допустили при этом ошибки.
Например: 246мм2 =24см2 6мм2
Изучение нового или разговор о главном. Преподавание как процесс предусматривает выбор наиболее удачной (с учетом цели и задачи) структуры урока, т.е. последовательности опроса, изучения нового, закрепления, обобщения, домашнего задания. Как показывает практика, львиную долю учебного процесса занимают уроки, в которых обязательно присутствует этап изучения нового материала. Учитель должен организовать активную, самостоятельную, в том числе научно-поисковую, деятельность учеников. Как бы ни чудесно и артистично рассказывал учитель новую тему, в памяти ученика остается лишь 20% информации. А это значит, что наиболее эффективны те методические приёмы урока, которые побуждают к самостоятельной деятельности.
1.Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
2.Найди ошибку. Задание из учебника. Определение разных видов треугольников – выбрать верные и обосновать, почему другие не подходят.
1.Прямоугольный треугольник – это треугольник, в котором ест прямой угол
2.Тупоугольный треугольник – это треугольник, в котором есть тупой угол
3.Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол
4.Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором все углы острые
Контроль и первичная проверка усвоения знаний. Через мини математические диктанты с взаимопроверкой и выставлением оценок.
На этапе обобщения и систематизации знаний и способов деятельности для создания мотивации можно применять нестандартные задания олимпиадного характера с созданием ситуации соревнования
/data/files/x1554921465.png (598x241)
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»