Мастер-класс «Музыкальная игра как средство формирования личностных и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся по адаптированной образовательной программе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»
имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина
Сценарий мастер-класса для педагогов школы
в работе с детьми 3-4 классов, 5 классов
работу выполнила: Андреева Татьяна Евгеньевна
учитель музыки высшей квалификационной категории
Полевкой, 2023 год
Сценарий мастер-класса для педагогов школы
в работе с детьми 3-4 классов, 5классов
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Тема: Музыкальная игра как средство формирования личностных и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся по адаптированной образовательной программе.
Цель: научить новому и интересному, помочь, понять, разобраться информации, раскрыть тему мастер-класса, применить в своей работе на практике с обучающимися на ступени НОО и ООО.
1.Актуальность выбора темы
Развитие основ умения учиться определено ФГОС и является одной из важнейших задач образования. Решение проблемы развития личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса, дают возможность самостоятельно, успешно освоить новые знания.
При изучении предмета «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта урок музыки содержит основные виды деятельности: слушание музыки, вокально - хоровое пение, теория музыки, где значимая роль отводится музыкальным играм.
Почему, именно, игра применяется, как средство формирования личностных и познавательных учебных универсальных действий?
2. Задачи реализации
Работая в классах коррекционно-развивающего обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья в начальной и основной школе, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход в обучении. Основной формой организации обучения является урок, который может включать несколько музыкальных игр для достижения определенных задач обучения.
Подготовка урока ставит определенные задачи:
Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
- воспитание общей музыкальности, речевой, двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств, эмоций;
Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление.
Основным методом обучения является организация постоянной активной предметно - практической деятельности обучающихся. В урок включаются игры с использованием разных методов обучения: словесных, музыкально-ритмических, ритмических.
Почему именно игра используется как средство формирования личностных и познавательных универсальных учебных действий?
Игра как одно из важнейших средств обучения содержит следующие особенности:
1.Игра мотивирует к деятельности по предмету, так как обучающимся предоставлена возможность фантазировать, представлять, «видеть» и слышать что-то новое, необычное. В ходе игры обучающиеся проявляют себя в определенной роли.
2.Игра развивает образное мышление и воображение, музыкальную и зрительную память, слух, творческие способности, расширяет, закрепляет свои умения и знания.
3.Дети узнают новое.
4.Игра приносит детям радость и восхищение.
5.Любая музыкальная игра - восприятие музыки, требующее внимания, памяти, развитого мышления, знаний. И у каждого ребенка это восприятие - свое. Развивается фантазия.
6.Музыкальная игра развивает зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
7. В процессе игры в парах, в группах обучающиеся лучше организуются, так как им интересно узнать что-то новое, необычное, именно совместно. Дети вместе думают, анализируют, находят общий ответ.
Работая над формированием универсальных учебных действий в классах коррекционно-развивающего обучения, с целью достижения определенных результатов, я стала включать в уроки музыкальные игры, содержащие разные приемы обучения, такие как: ритмо-слоги (придумай свой ритм со слогом, повтори и прохлопай), интонирование (услышь и повтори, попробуй сам), ритмические движения, звукоизвлечение (услышь, представь и повтори).
Игра входит во все виды деятельности урока: слушание, говорение, абстрактно-образное мышление, хоровое пение, музыкально- ритмические движения.
Разработка мсатер-класса предоставит Вам возможность увидеть, понять и выполнить несколько интересных заданий в форме музыкальной игры и постараться по возможности использовать предложенные игры в своей работе с детьми. Детям и Вам это будет очень интересно.
Игры могут использоваться в динамической паузе во время любого урока в начальной и основной школе. Текст музыкальной игры педагог может варьировать, учитывая возрастные и психологические особенности класса и каждого ребенка.
3.Ход мастер-класса
Фрагмент урока
Нашей деятельностью будет знакомство с музыкальными играми, которые вы можете проводить на своих уроках с целью развития универсальных учебных действий у детей.
Почему, именно, игру я стала использовать на своих уроках, как средство формирования личностных и познавательных УУД?
Работая в классах коррекционно-развивающего обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых низкий уровень развития восприятия, неустойчивое внимание, слабое развитие интеллектуальной активности, затруднения в развитии навыков и умений самоконтроля, ограниченная в объеме память, низкая работоспособность, мне
необходимо добиваться результатов обучения путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Именно игра стала средством, которое помогло мне, как учителю мотивировать ребенка к обучению, достигнуть определенных результатов обучения с детьми ОВЗ.
В урок я стала включать игры с использованием разных методов обучения: словесных, музыкально-ритмических, ритмических.
Особенность музыкальной игры в том, что игра:
развивает образное мышление, воображение, музыкальную и зрительную память, слух, творческие способности, расширяет и дает и знания, приносит детям радость и восхищение.
И поэтому, я стала уделять играм особое внимание для формирования личностных и познавательных УУД.
Кроме того, музыкальную игру можно использовать для оценки достижения личностных и познавательных УУД обучающихся.
Например:
Познавательные:
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке;
- развитие интереса к музыкальной деятельности;
- обучение речевым, певческим навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
Личностные:
- развитие познавательной активности;
- поддержание устойчивого интереса;
- укрепление саморегуляции и контроля;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
-развитие эмоциональной сферы.
Игра входит во все виды деятельности: слушание, говорение, абстрактно- образное мышление, синтез разрозненных фактов.
Мой матер-класс предоставит Вам возможность использовать музыкальные игры на уроках, понять и выполнить несколько интересных заданий в форме музыкальной игры и постараться по возможности использовать предложенные игры в своей работе с детьми. Детям и Вам это будет очень интересно и полезно!
Игра 1. «Сказочные герои» в музыке»
Задание:
1.Внимательно прослушай три фрагмента из музыкальных произведений (по выбору учителя. Можно использовать отрывки из музыкальных произведений, связанных с литературными произведениями известные детям). Например сказка «Щелкунчик»- балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», сказка «Снегурочка» - опера «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова и другие.
2. Определи жанр музыки (вокальный, инструментальный, вокально-инструментальный);
3. Рассмотри предложенные картинки, узнай сказку и имена сказочных героев;
4. Соотнеси фрагменты музыкальных произведений с картинками;
5. Назови какие жанры музыки прозвучали, имена сказочных героев.
Картинки к заданиям:
Планируемые результаты:
*мотивирует к обучению. При выполнении этого задания ребятам очень интересно искать правильные ответы. Дети очень любят сказки, неплохо знают их содержание, а значит, и главных героев.
* формирует знания по предмету (дети анализируют, сопоставляют,);
* формирует метапредметные связи (литература, музыка, изобразительное искусство);
* развивает и дает возможность получить новые знания;
* развивает творческие способности
Давайте посмотрим, как справились с заданием
Итак, вопрос:
Какие жанры музыки вы услышали в аудиозаписи?
«Как вы соотнесли фрагменты музыкальных произведений со сказочными героями?»
Проверка выполнения задания
Марш - Деревянных солдатиков;
Вальс – Золушка;
Балет- «Щелкунчик», Опера «Снегурочка»
Игра 2. Все о музыке я знаю…
Задание 1
Узнай музыкальный жанр
*Узнай мелодию (по выбору учителя) музыкального произведения (отрывок, главная мелодия)
*Назови музыкальный жанр, его особенности. Отличительные признаки (сопрано, кант, кантата, опера, балет, симфония)
Задание 2
Музыкальное Домино
*Составь 3 любых слова, где в каждом будет содержаться название нот;
*К предложенным музыкальным звукам: До-, Ре-, Ми-, Фа- Соль- Ля- Си составь любые 3-4 слова …
* Прочитай составленные слова…Например: До- мик, Ми-ш- ка, Си-м- фо-ния, Ре-п-ка, Си-ла
Проверка задания…
* Звучала Гамма;
* Звуки гаммы: До- Ре- Ми-Фа- Соль –Ля- Си;
Планируемые результаты
* мотивирует к обучению;
* формирует знания по предмету (здесь обучающиеся анализируют, сопоставляют, работая в группе, находят общий ответ);
* формирует метапредметные связи ( музыка- слышим звуки гаммы, русский язык- составляем слова, литература- называем слова, читаем правильно, музыка- слушаем, узнаем мелодию, математика - считаем);
* развивает и дает возможность получить новые знания;
* развивает творческие способности каждого ребенка
Игра 3. «Я представил»
Задание
*Послушай мелодию песню;
* Прочитай выразительно слова из песни;
*Покажи все движения, соответствующие образу и мелодической линии.
(Особенности: текст песни педагог может менять)
1.Гуси прилетели, возле моря сели.
Искупаться в море синем гуси захотели.
2.Лапки обмывали, крылья полоскали,
А соленую водицу гуси петь не стали.
Планируемые результаты:
Развитие творческого потенциала;
Развитие музыкальных способностей.
Игра 4 «Отгадай музыкальный инструмент»
Учитель показывает руками знакомый для детей музыкальный инструмент, имитирует на нем игру. Ребенок отгадывает, давая пояснение-обоснование своему ответу.
При затруднении можно подсказать к какой группе принадлежит этот музыкальный инструмент: струнные, духовые, ударные, клавишные.
А также к какому виду оркестра принадлежит этот музыкальный инструмент.
Подведение итога:
Музыкальный знак Диез (повышение звука)-
Для Вас, уважаемые коллеги, этот знак будет означать:
« Я узнал новое и интересное, у меня получилось…
Я буду использовать это в своей работе»
Знак Бемоль (понижение звука)- это знак будет означать:
«Я старалась получить знания и у меня получилось…»
« Я буду использовать это в своей работе»
Итак, свой мастер класс мне хотелось бы закончить словами Ромена Ролана
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».
Так пусть в нашем сердце будет много таких капелек, а значит, мы будем жить и творить…
Всем спасибо за творческую работу! Желаю успехов!