12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андреева Татьяна Евгеньевна37

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»

имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И.Чебыкина



Сценарий мастер-класса для педагогов школы

в работе с детьми 3-4 классов, 5 классов







работу выполнила: Андреева Татьяна Евгеньевна

учитель музыки высшей квалификационной категории















Полевкой, 2023 год



Сценарий мастер-класса для педагогов школы

в работе с детьми 3-4 классов, 5классов

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Тема: Музыкальная игра как средство формирования личностных и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся по адаптированной образовательной программе.

Цель: научить новому и интересному, помочь, понять, разобраться информации, раскрыть тему мастер-класса, применить в своей работе на практике с обучающимися на ступени НОО и ООО.

1.Актуальность выбора темы

Развитие основ умения учиться определено ФГОС и является одной из важнейших задач образования. Решение проблемы развития личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса, дают возможность самостоятельно, успешно освоить новые знания.

При изучении предмета «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта урок музыки содержит основные виды деятельности: слушание музыки, вокально - хоровое пение, теория музыки, где значимая роль отводится музыкальным играм.

Почему, именно, игра применяется, как средство формирования личностных и познавательных учебных универсальных действий?



2. Задачи реализации

Работая в классах коррекционно-развивающего обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья в начальной и основной школе, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход в обучении. Основной формой организации обучения является урок, который может включать несколько музыкальных игр для достижения определенных задач обучения.

Подготовка урока ставит определенные задачи:

Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:

- воспитание общей музыкальности, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций;

Развивающие:

- познавательную активность;

- устойчивый интерес;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление.

Основным методом обучения является организация постоянной активной предметно - практической деятельности обучающихся. В урок включаются игры с использованием разных методов обучения: словесных, музыкально-ритмических, ритмических.

Почему именно игра используется как средство формирования личностных и познавательных универсальных учебных действий?

Игра как одно из важнейших средств обучения содержит следующие особенности:

1.Игра мотивирует к деятельности по предмету, так как обучающимся предоставлена возможность фантазировать, представлять, «видеть» и слышать что-то новое, необычное. В ходе игры обучающиеся проявляют себя в определенной роли.

2.Игра развивает образное мышление и воображение, музыкальную и зрительную память, слух, творческие способности, расширяет, закрепляет свои умения и знания.

3.Дети узнают новое.

4.Игра приносит детям радость и восхищение.

5.Любая музыкальная игра - восприятие музыки, требующее внимания, памяти, развитого мышления, знаний. И у каждого ребенка это восприятие - свое. Развивается фантазия.

6.Музыкальная игра развивает зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

7. В процессе игры в парах, в группах обучающиеся лучше организуются, так как им интересно узнать что-то новое, необычное, именно совместно. Дети вместе думают, анализируют, находят общий ответ.

Работая над формированием универсальных учебных действий в классах коррекционно-развивающего обучения, с целью достижения определенных результатов, я стала включать в уроки музыкальные игры, содержащие разные приемы обучения, такие как: ритмо-слоги (придумай свой ритм со слогом, повтори и прохлопай), интонирование (услышь и повтори, попробуй сам), ритмические движения, звукоизвлечение (услышь, представь и повтори).

Игра входит во все виды деятельности урока: слушание, говорение, абстрактно-образное мышление, хоровое пение, музыкально- ритмические движения.

Разработка мсатер-класса предоставит Вам возможность увидеть, понять и выполнить несколько интересных заданий в форме музыкальной игры и постараться по возможности использовать предложенные игры в своей работе с детьми. Детям и Вам это будет очень интересно.

Игры могут использоваться в динамической паузе во время любого урока в начальной и основной школе. Текст музыкальной игры педагог может варьировать, учитывая возрастные и психологические особенности класса и каждого ребенка.

3.Ход мастер-класса

Фрагмент урока

Нашей деятельностью будет знакомство с музыкальными играми, которые вы можете проводить на своих уроках с целью развития универсальных учебных действий у детей.

Почему, именно, игру я стала использовать на своих уроках, как средство формирования личностных и познавательных УУД?

Работая в классах коррекционно-развивающего обучения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых низкий уровень развития восприятия, неустойчивое внимание, слабое развитие интеллектуальной активности, затруднения в развитии навыков и умений самоконтроля, ограниченная в объеме память, низкая работоспособность, мне

необходимо добиваться результатов обучения путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Именно игра стала средством, которое помогло мне, как учителю мотивировать ребенка к обучению, достигнуть определенных результатов обучения с детьми ОВЗ.

В урок я стала включать игры с использованием разных методов обучения: словесных, музыкально-ритмических, ритмических.

Особенность музыкальной игры в том, что игра:

развивает образное мышление, воображение, музыкальную и зрительную память, слух, творческие способности, расширяет и дает и знания, приносит детям радость и восхищение.

И поэтому, я стала уделять играм особое внимание для формирования личностных и познавательных УУД.

Кроме того, музыкальную игру можно использовать для оценки достижения личностных и познавательных УУД обучающихся.

Например:

Познавательные:

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке;

- развитие интереса к музыкальной деятельности;

- обучение речевым, певческим навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.


Личностные:

- развитие познавательной активности;

- поддержание устойчивого интереса;

- укрепление саморегуляции и контроля;

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

- формирование эстетического восприятия окружающего мира;

-развитие эмоциональной сферы.



Игра входит во все виды деятельности: слушание, говорение, абстрактно- образное мышление, синтез разрозненных фактов.

Мой матер-класс предоставит Вам возможность использовать музыкальные игры на уроках, понять и выполнить несколько интересных заданий в форме музыкальной игры и постараться по возможности использовать предложенные игры в своей работе с детьми. Детям и Вам это будет очень интересно и полезно!

Игра 1. «Сказочные герои» в музыке»



t1676202484aa.jpg



Задание:

1.Внимательно прослушай три фрагмента из музыкальных произведений (по выбору учителя. Можно использовать отрывки из музыкальных произведений, связанных с литературными произведениями известные детям). Например сказка «Щелкунчик»- балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», сказка «Снегурочка» - опера «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова и другие.

2. Определи жанр музыки (вокальный, инструментальный, вокально-инструментальный);

3. Рассмотри предложенные картинки, узнай сказку и имена сказочных героев;

4. Соотнеси фрагменты музыкальных произведений с картинками;

5. Назови какие жанры музыки прозвучали, имена сказочных героев.

Картинки к заданиям:

t1676202484ab.jpgt1676202484ac.jpg





Планируемые результаты:

*мотивирует к обучению. При выполнении этого задания ребятам очень интересно искать правильные ответы. Дети очень любят сказки, неплохо знают их содержание, а значит, и главных героев.

* формирует знания по предмету (дети анализируют, сопоставляют,);

* формирует метапредметные связи (литература, музыка, изобразительное искусство);

* развивает и дает возможность получить новые знания;

* развивает творческие способности



Давайте посмотрим, как справились с заданием

Итак, вопрос:

Какие жанры музыки вы услышали в аудиозаписи?

«Как вы соотнесли фрагменты музыкальных произведений со сказочными героями?»

Проверка выполнения задания

Марш - Деревянных солдатиков;

Вальс – Золушка;

Балет- «Щелкунчик», Опера «Снегурочка»



Игра 2. Все о музыке я знаю…

Задание 1

Узнай музыкальный жанр

*Узнай мелодию (по выбору учителя) музыкального произведения (отрывок, главная мелодия)

*Назови музыкальный жанр, его особенности. Отличительные признаки (сопрано, кант, кантата, опера, балет, симфония)

Задание 2



t1676202484ad.jpg


Музыкальное Домино

*Составь 3 любых слова, где в каждом будет содержаться название нот;

*К предложенным музыкальным звукам: До-, Ре-, Ми-, Фа- Соль- Ля- Си составь любые 3-4 слова …

* Прочитай составленные слова…Например: До- мик, Ми-ш- ка, Си-м- фо-ния, Ре-п-ка, Си-ла

Проверка задания…

* Звучала Гамма;

* Звуки гаммы: До- Ре- Ми-Фа- Соль –Ля- Си;


Планируемые результаты

* мотивирует к обучению;

* формирует знания по предмету (здесь обучающиеся анализируют, сопоставляют, работая в группе, находят общий ответ);

* формирует метапредметные связи ( музыка- слышим звуки гаммы, русский язык- составляем слова, литература- называем слова, читаем правильно, музыка- слушаем, узнаем мелодию, математика - считаем);

* развивает и дает возможность получить новые знания;

* развивает творческие способности каждого ребенка


Игра 3. «Я представил»

Задание

*Послушай мелодию песню;

* Прочитай выразительно слова из песни;

*Покажи все движения, соответствующие образу и мелодической линии.

(Особенности: текст песни педагог может менять)



1.Гуси прилетели, возле моря сели.

Искупаться в море синем гуси захотели.

2.Лапки обмывали, крылья полоскали,

А соленую водицу гуси петь не стали.

Планируемые результаты:

Развитие творческого потенциала;

Развитие музыкальных способностей.



Игра 4 «Отгадай музыкальный инструмент»

Учитель показывает руками знакомый для детей музыкальный инструмент, имитирует на нем игру. Ребенок отгадывает, давая пояснение-обоснование своему ответу.

При затруднении можно подсказать к какой группе принадлежит этот музыкальный инструмент: струнные, духовые, ударные, клавишные.

А также к какому виду оркестра принадлежит этот музыкальный инструмент.

Подведение итога:

Музыкальный знак Диез (повышение звука)-

Для Вас, уважаемые коллеги, этот знак будет означать:

« Я узнал новое и интересное, у меня получилось…

Я буду использовать это в своей работе»

Знак Бемоль (понижение звука)- это знак будет означать:

«Я старалась получить знания и у меня получилось…»

« Я буду использовать это в своей работе»

Итак, свой мастер класс мне хотелось бы закончить словами Ромена Ролана

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».


Так пусть в нашем сердце будет много таких капелек, а значит, мы будем жить и творить…





Всем спасибо за творческую работу! Желаю успехов!































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.