ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Применение электронных образовательных ресурсов как способ реализации практико-ориентированного обучения
Черновалова Людмила Юрьевна,
мастер производственного обучения
ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум»,
Волгоградская область г. Палласовка
В условиях стремительного развития технологий и глобализации, образование играет важную роль в подготовке молодого поколения к реальным вызовам и задачам современного общества. Практико-ориентированный подход в образовании становится ключевым инструментом, который помогает учащимся не только углублять свои знания, но и формировать необходимые компетенции для успешной жизни и работы.
Использование электронных образовательных ресурсов играюет ключевую роль в практико-ориентированном подходе, предоставляя доступ к разнообразным материалам и инструментам для самостоятельного изучения и закрепления знаний. Это делает процесс обучения более гибким и доступным.
Использование ЭОР позволяет экономить время на занятиях, активизировать познавательную деятельность и развивать коммуникативные и информационные компетенции учащихся, поскольку последние становятся активными участниками учебного процесса.
Работа с ЭОР способствует индивидуализации обучения, так как предоставляет возможность выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового взаимодействия на одном и том же этапе учебного процесса.
Самостоятельность развивается в процессе деятельности и становится привычной формой поведения благодаря практике.
Сегодня практико-ориентированные технологии представляют собой новый способ передачи знаний, который соответствует современному содержанию обучения и развития учащихся. Это способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска и анализа информации, а также воспитывает ответственность и дисциплину интеллектуальной деятельности.
Основные цели обучения, как традиционного, так и с использованием компьютера, заключаются в развитии и формировании широкого круга представлений, знаний и умений.
Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах:
целенаправленности;
научности, систематичности и последовательности;
сознательности и активности учащихся;
наглядности;
доступности;
учёт в обучении индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;
коллективный характер обучения;
выбор оптимальных форм, средств и методов.
Занятия должны побуждать учащихся к поиску информации. Электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии и разнообразные методы обучения могут служить инструментами, способами решения задач, мини-лабораториями и коллекциями, которые позволяют проводить исследования и эксперименты, недоступные на обычных занятиях. Идея индивидуальной проектной работы и группового взаимодействия также играет важную роль в образовательном процессе каждого ученика, способствуя его развитию и формированию.
Внедрение информационных образовательных ресурсов является одним из направлений модернизации образования в России. Новые информационные технологии и средства обучения меняют не только способы приобретения знаний и умений, но также традиционные отношения между обучающимися и преподавателями, а также формы учебного процесса и образовательную среду.
Яркими примерами информационных ресурсов в Интернете являются:
Веб-ресурсы по конкретным предметам или областям деятельности;
Социальные сети и сервисы, электронные рассылки;
Блоги и форумы;
Ресурсы электронных библиотек и базы данных.
Сегодня преподаватель должен не только научить студентов учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. В современных условиях успешное обучение поддерживается электронными образовательными ресурсами (ЭОР) и образовательными интернет-ресурсами. Образовательному процессу нужны не только грамотные пользователи, но и квалифицированные разработчики электронных средств. Творческие педагоги испытывают потребность не только в использовании, но и в создании персонализированных электронных средств обучения. Современные электронные средства обучения выходят за рамки простых учебников или программ тестирования.
Для преподавателей наиболее значимыми являются такие возможности ЭОР, как:
Адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения;
Интерактивность и мультимедийность ресурсов;
Информативность и научная обоснованность.
Систематическое использование мультимедийных учебников в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность обучения учащихся с различным уровнем подготовки. Применение ЭОР делает занятия более привлекательными и современными, способствует индивидуализации обучения и позволяет проводить объективный контроль результатов. Таким образом, использование ЭОР не только изменяет содержание образования, но также технологии обучения и отношения между участниками образовательного процесса. Преподаватели должны постоянно совершенствовать свои методы для достижения успеха в профессиональной деятельности.
Современные электронные образовательные ресурсы представляют собой не просто набор электронных учебников или программ для тестирования. Они охватывают широкий спектр возможностей, которые значительно обогащают образовательный процесс.
Ключевые аспекты, которые делают ЭОР важными для преподавателей и обучающихся, включают:
Адаптация и Персонализация. ЭОР позволяют адаптировать учебный материал к индивидуальным потребностям и способностям обучающихся. Это дает возможность каждому студенту работать в своем темпе и выбирать наиболее подходящие для него ресурсы.
Интерактивность и Мультимедийность. Интерактивные и мультимедийные элементы ЭОР способствуют более глубокому усвоению материала. Учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, что развивает их творческое и алгоритмическое мышление.
Объективная Оценка. С помощью ЭОР можно проводить объективный контроль знаний, что позволяет преподавателям оперативно отслеживать успехи учащихся. Например, системы могут генерировать отчеты о времени выполнения заданий и количестве ошибок, что помогает в анализе учебной деятельности.
Гибкость в Обучении. Электронные ресурсы обеспечивают гибкость в обучении: студенты могут учиться в любое время и из любого места, что делает образование более доступным. Это особенно важно для тех, кто может иметь ограничения по времени или местоположению.
Инновационные качества. Основные инновационные качества ЭОР включают:
Комплексное обеспечение образовательного процесса: получение информации, практические занятия и аттестация.
Расширенные возможности самостоятельной работы: использование активно-деятельностных форм обучения.
Доступность вне аудитории: возможность обучаться где угодно с доступом к интернету.
Преподавание информационных технологий невозможно представить без использования электронных образовательных ресурсов. Однако их применение на занятиях может различаться в зависимости от этапа обучения.
Широкие возможности даёт применение ЭОР на различных этапах занятия:
Сопровождение объяснения материала: использование собственных презентаций, видеофрагментов, рисунков, схем и других медиа объектов для иллюстрации и объяснения учебного материала.
Интерактивные и инновационные методы обучения: создание учебных мини-проектов, эффективный поиск информации в Интернете, а также применение материалов ЭОР для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.
ЭОР на этапе актуализации знаний это электронные тесты, в том числе собственных разработок.
На этапе объяснения нового материала в центре внимания находится активное участие учащегося в процессе обучения. В этом случае компоненты деятельности направляются и контролируются самим обучающимся. Учебный процесс строится на вовлечении обучающегося в познавательную деятельность, которая становится для него интересной, привлекательной и приносящей удовлетворение. Мотивация к обучению достигается за счет внесения элемента новизны, который помогает отвлечься от трудностей и поглощает внимание обучающихся своей необычностью и использованием нестандартных методов.
Такими элементами новизны являются, например:
электронные учебники;
мультимедийные презентации;
учебные видеофильмы;
программы-тренажёры;
облачные технологии.
При закреплении многих тем также можно использовать ЭОР. Например, закрепление темы «Архитектура персонального компьютера» можно провести с использованием облачных сервисов «Фабрика Кроссвордов». Этот сервис очень нравится обучающимся, и они активно включаются в учебный процесс.
На этапе контроль и оценка знаний, умений и навыков удобно использовать ЭОР для отображения результатов той или иной работы, многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.
В своей деятельности на постоянной основе применяю следующие виды ЭОР:
серверы для создания игр Puzzles;
сервис LearningApps - это конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в разных режимах – «Пазлы», «Найди пару», «Найди соответствия», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа», «Кроссворд» и другие. Основная идея приложений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной игровой форме;
интерактивную платформу myQuiz, которая позволяет создавать и проводить викторины и обучающие игры (она предлагает разнообразные типы вопросов, включая множественный выбор, открытые вопросы, а также возможность использования изображений и рисования в качестве ответов);
многофункциональный бесплатный интернет-сервис, предназначенный для создания тестов, опросов, кроссвордов и других образовательных ресурсов Online Test Pad предоставляет педагогам удобные инструменты для оценки знаний учащихся и организации дистанционного обучения.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения представляют собой мощный инструмент для повышения качества образования. Они не только облегчают подготовку преподавателей к урокам, но и открывают новые горизонты для учащихся, формируя навыки самостоятельности и ответственности. Важно подчеркнуть, что успешное использование ЭОР зависит от их дизайна, доступности и соответствия уровню развития учащихся.
Таким образом, ЭОР могут быть эффективным инструментом для поддержки практико-ориентированного обучения, позволяя студентам применять полученные знания и развивать практические навыки.
Библиографический список
Голицына, О.Л. Информационные технологии: Учебник / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — М.: Форум, ИНФРА-М, 2013. — 608 c.
Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе образовательной школы — М.: 1991. -172 с.
Исаев, Г.Н. Информационные технологии: Учебное пособие / Г.Н. Исаев. — М.: Омега-Л, 2013. — 464 c.
Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — М.: Дашков и К, 2013. — 308 c.
Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. — М.: 2000. -457 с.
Преессман, Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе / Л.П. Преессман. — М.: 1985. — 219 с.
Советов, Б.Я. Информационные технологии: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. — М.: Юрайт, 2013. — 263 c.
Теория и методика обучения информатике: учебник / [М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 592 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-7695-5.
Туманов, Р.В. Использование компьютерных технологий и телекоммуникационных систем в учебном процессе: проблемы и перспективы / Р.В. Туманов. — Петрозаводск: ПГУ, 2005. — 164 с.
Электронные ресурсы:
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692.