Статья «Коллективный проект как результат применения технологии практико-ориентированного обучения в воспитательной работе»

2
0
Материал опубликован 14 February 2022


 

Сведения об авторе:

Просвирнина Елена Николаевна

Учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория

МБАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов»

Свердловская область, г. Каменск-Уральский

Тезис:

В статье говорится о применении технологии практико-ориентированного обучения в процессе воспитательной работы с подростками, в частности доказывается актуальность разработки коллективного проекта как эффективной формы работы с учащимися.

 

 

Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю.

Конфуций.


 

Деятельность – единственный путь к знанию.

Б.Шоу

Коллективный проект как результат применения

технологии практико-ориентированного обучения

в воспитательной работе

В современном образовании происходит смена ценностных ориентиров: если ранее процессы обучения и воспитания были направлены на усвоение готовых учебных знаний, сейчас целью образования становится самостоятельная познавательная и активная учебная деятельность каждого учащегося. Большое значение приобретают исследования, а не механическое запоминание информации. Одним из актуальных методов обучения становится практико-ориентированный подход [2].

Так, одной из приоритетных задач национального проекта РФ «Образование» на период с 2019 по 2024 гг. является «модернизация образования посредством внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий, способствующих повышению мотивации обучающихся и вовлеченности их в образовательный процесс» [1].

Интересный и личностно значимый материал обычно воспринимается учащимися как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный или воспитательный процесс так, чтобы он стал творческим, процессом, в котором деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания: приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных вопросов [2].

Для решения этой задачи в работе с подростками, на мой взгляд, целесообразно использовать метод коллективных краткосрочных проектов:

Метод проектов способствует успешной социализации учащихся: школьники учатся самостоятельно ориентироваться в информационной среде.

Реализация различных этапов проекта способствует развитию творческих способностей учащихся.

Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это позволяет каждому ученику выстроить собственную траекторию обучения, дифференцировать образовательный процесс.

Работа в группе способствует сплочению классного коллектива, учит распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, формирует чувство ответственности.

Таким образом, реализуется совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения поставленной проблемы.

В образовании различают несколько типов проектов:

Исследовательские

Творческие

Приключенческо-игровые

Информационные

Практико-ориентированные [5] (Н.Н. Боровская).

В современном информационном обществе, в условиях обучения «цифровых детей» поколения «digital natives» [2], выросших на гаджетах и лишенных привычной для нас мотивации к познанию, вновь осознается ценность гражданско-патриотического воспитания. Формы воспитательной деятельности, направленные на изучение школьниками истории страны, в которой родились, развивают живость ума, побуждают к поиску новой информации, помогают «найти свое место» и легче войти в коллектив.

Как классный руководитель «цифрового», активного 8 класса, одним из приоритетных направлений воспитательной работы я считаю именно гражданско-патриотическое воспитание. Поэтому в текущем учебном году использовала метод разработки коллективного практико-ориентированного проекта в рамках подготовки к школьному конкурсу военно-патриотической песни «Пою тебе, мое Отечество».

Как известно, процесс реализации учебного или воспитательного проекта складывается из нескольких этапов:

Подготовка: определение темы и целей проекта;

Планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, распределение задач и обязанностей;

Исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи интервью, наблюдений, экспериментов;

Результаты: анализ информации, формулировка выводов;

Представление или отчет;

Оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка-рефлексия.

На этапе подготовки вместе с ребятами мы определили, что будем участвовать в номинации «клип», а для этого должны будем самостоятельно подготовить видеоролик к песне. Далее мы выбрали песню для исполнения – «Нам нужна одна победа» на слова Булата Окуджавы – и спланировали график репетиций. Целью нашего проекта было не только качественно исполнить музыкальное произведение, но и показать роль искусства в процессе сохранения памяти о Великой Отечественной войне. Поэтому, помимо разучивания и записи песни, решено было написать сценарий, раскрывающий тему памяти. Внутри класса была сформирована инициативная группа ребят, отвечавших за помощь в подготовке и воплощении этого сценария, а также распределены обязанности. В качестве промежуточных учебных задач в рамках проекта я определила проведение опроса среди учеников, подготовку и последующую запись ребятами интервью [приложение 1] со своими одноклассниками, поиск информации об истории создания выбранной песни и биографии ее автора, а также работу с исторической картой – изучение боевого маршрута, о котором говорится в тексте песни. Вопросы для интервью были составлены с учетом того, чтобы ответы ребят были связаны с отражением памяти о событиях военных лет в произведениях искусства. Таким образом, была решена двуединая задача: осуществлялась актуализация знаний подростков о ходе Великой Отечественной войны (при этом процесс приобретения знаний был активным и самостоятельным), а также происходило формирование коммуникативных и личностных компетенций учащихся в процессе командной работы. Совместная работа над проектом способствовала сплочению классного коллектива. В процессе индивидуальной работы учащихся с текстом (как художественным, так и публицистическим) отрабатывались навыки выразительного чтения и пересказа, монологической и диалогической речи, что стало, на мой взгляд, одним из этапов подготовки к устному итоговому собеседованию по русскому языку, которое учащимся предстоит пройти в 9 классе.

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Проекты такого типа отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, города. Форма конечного продукта при этом разнообразна. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему [3]. В нашем случае готовый видеоролик станет частью «летописи класса», в то время как сценарий и текст интервью можно в дальнейшем использовать в образовательных целях.

Практико-ориентированные методы обучения имеют ряд характерных признаков:

Обеспечивают переход от дисциплинарной организации образовательного процесса к междисциплинарной, надпредметной (в нашем случае в процессе подготовки воспитательного проекта формировалось знание фактов из литературы, истории и географии);

Способствуют переходу от адаптивной формы деятельности к креативной (вместо лекции или конспекта можно было поучаствовать в проведении интервью или записи аудио-подкаста);

Основным фактором обучения становится рефлексия учащегося (учащиеся сами оценивали результаты своей работы на каждом из этапов проекта, а также ответили на вопросы анкеты после завершения проекта [приложение 2]);

Продуктивность образовательного процесса обеспечивается за счет ориентации учащихся на личную и творческую реализацию (ребята предлагали идеи для записи песни, подбирали кадры военной хроники, моделировали сцены для съемки с исторической картой, при этом самостоятельно выбирали тот этап работы над проектом, в котором хотели бы себя проявить).

Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения [3]. Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе. Таким образом, при реализации практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс [3].

Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения, - это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества. В своей работе я также руководствовалась этими принципами.

Принцип самостоятельности подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности.

Принцип свободы направлен на то, чтобы педагог предоставлял учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ.

Принцип сотрудничества предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе.

Итогом совместной двухнедельной работы над проектом стал монтаж видеоролика «Нам нужна одна Победа!», объединившего все этапы подготовки: сбор и систематизацию информации, запись песни и проведение интервью, подбор кадров кинохроники и работу с исторической картой.

Для оценки результатов проведенной работы и полученных учащимися впечатлений на заключительном этапе – этапе рефлексии – я провела анкетирование [приложение 2]. На вопрос «Интересно ли вам было участвовать в проекте?» утвердительно ответили 17 из 22 учащихся, трое ребят вписали в графу ответа формулировку «скорее да, чем нет», еще двое сожалели о том, что не смогли принять участие во всех этапах проекта, но выразили готовность поучаствовать. На вопрос о том, какие из событий проекта запомнились больше всего, были получены положительные реплики: «было очень интересно», «было весело», «коллективная работа», «запомнилось то, как мы вместе репетировали», «сплоченность класса», «веселые попытки снять интервью с друзьями». И даже ответы «встать в 7 утра, чтобы в темноте записать песню» и «то, как мы все пришли к 8.00, чтобы записать песню, и все были немножко сонные» репрезентируют положительные коннотации: значимость проекта для его участников, осознанное и ответственное отношение к работе и чувство сплоченности, поддержки одноклассников.

При ответе на вопрос «Как вам было удобнее работать – вместе с одноклассниками или индивидуально?» мнения разделились: 15 учеников выбрали вариант совместной работы с товарищами, 6 учащихся ценят возможность индивидуальной работы, «когда никто не отвлекает» и «легче сконцентрироваться», для одного из ребят оба вида работы в равной степени комфортны.

Много откликов вызвал вопрос: «Над каким из этапов проекта вам больше всего понравилось работать?» 10 учеников из 22 выбрали вариант «разучивать и исполнять песню о Великой Отечественной войне», еще пятерым понравилось работать с исторической картой, 4 ученика с удовольствием поучаствовали в работе над интервью, троим восьмиклассникам больше всего запомнилась работа с текстом. Радует, что равнодушным к нашему проекту не остался никто, некоторые из ребят выбирали несколько вариантов ответов. Наконец, ответы на заключительный вопрос анкеты «Нравится ли вам результат проведенной работы?» были только положительными, что позволяет судить об успешности проведенной работы.

Таким образом, результаты опроса показали, что реализацию практико-ориентированного коллективного проекта можно считать актуальной и эффективной формой воспитательной работы с подростками.

Использованная литература:

Паспорт национального проекта РФ «Образование» http://strategy24.ru/rf/education/projects/natsyonalnyy-proekt-obrazovanie

Бондаревская Е. В. Cтановление теории личностно ориентированного воспитания // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч.конф. Волгоград, 27-30 сент.2004г.: в 2 ч. –Волгоград: Перемена, 2005.

Иванов В.М., Гурдуз А.А., Мачульная И.А. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 18. – ART 14727. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm. https://spravochnik.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/praktikoorientirovannye_metody_obuchniya/

Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. – Екатеринбург, 2000.


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

Вопросы для интервью:

Почему нужно помнить о Великой Отечественной войне? Как сохранить память о ней?

Знаете ли вы, что такое «бессмертный полк»? Участвовали ли вы когда-нибудь в шествии полка? Есть ли у вас фото служивших родственников?

Для чего проводится ежегодный Парад Победы? Почему он сопровождается маршем и песнями военных лет?

Знаете ли вы фильмы и книги, посвященные Великой Отечественной войне?

Какие стихи и песни, посвященные Великой Отечественной войне, вы знаете?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Анкета

«Мои впечатления от проекта»

Интересно ли вам было участвовать в проекте? Если да, то что запомнилось больше всего?

Как вам было удобнее работать – вместе с одноклассниками или индивидуально?

Над каким из этапов проекта вам больше всего понравилось работать:

А) разучивать и исполнять песню о Великой Отечественной войне;

Б) отвечать на вопросы и записывать интервью;

В) находить информацию и работать с текстом;

Г) работать с исторической картой.

Нравится ли вам результат проведенной работы?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации