12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЕкатеринаЗайцева113
Россия, Орск
1

Применение интеллект-карт в коррекционно-образовательном процессе ДОУ

Применение интеллект-карт

в коррекционно-образовательном процессе ДОУ


Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка»

комбинированного вида г. Орска»

Зайцева Екатерина Петровна


Ввиду своих специфических особенностей проблема развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи становится особенно острой, так как диагностирована она зачастую бывает уже в старшем дошкольном или подготовительном к школе возрасте. Оставлять без должного внимания специалистов нарушения в равитии словаря нельзя потому, что это приводит к более обширным проблемам, среди которых неусвоение обобщающих понятий, нарушения формирования семантических полей и лексического строя речи в целом.

Актуальность применения интеллект-карт в коррекционно-развивающем процессе продиктована специфическими особенностями развития функции обобщения у детей с ТНР. Как правило, анализ и обобщение материала у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи затруднена в виду слабого развития логических связей.

Для обобщения материала по лексической теме таким детям необходима визуализация материала, которая помогала бы закреплять пройденные темы и демонстрировать наглядно связи между понятиями.

Опорой в моей работе стали труды таких ученых как А.Р. Лурия, Н.Ю. Борякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, а так же материалы о разработке интеллект-карт Тони Бьюзена и «Применение ментальных карт в учебном процессе» В.А. Литвинова.

Сама по себе интеллект-карта представляет собой графическую схему с определением проблемы (идеи, основной мысли) в центральной части листа. При этом расположение листа тоже имеет огромную роль и должно быть строго горизонтальным(альбомным). Это обусловлено развитием мысли через несколько плоскостей. Вместо стрелок в классической интеллект-карте используются плавные ответвления, которые обозначаются разными цветами.

После определения основной мысли нужно выделить дочерние, второстепенные темы. От второстепенных данных берут начало третичные и так далее. Удобны интеллект-карты тем, что основную мысль можно развивать сколько угодно, продолжая прорисовывать ответвления, добавлять новые логически завязанные данные. Специалисты, освещающие применение интеллект-карт в ДОУ советуют использовать не только схематичные рисунки для визуальной опоры детей, но и вырезание нужных иллюстраций и приклеивание их на саму карту. За минусом такой методики я отнесла бы то, что каждая лексическая тема, оставляла после себя огромные карты, которые нужно было где-то хранить.

Еще одной проблемой применения ителлект-карт к условиям ДОУ стал тот факт, что эта разработка не имеет достаточно широкого использования в образовательном процессе и требует адаптации для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако, она решает такие задачи, как:

развитие у детей с ТНР аналитико-синтезирующих функций и логического мышления путем расширения семантических полей;

расширение номинативного, предикативного и адьективного словаря детей с ТНР в процессе обобщения лексической темы;

улучшение качества устной речи;

обучение детей с ТНР работе со схемами;

развитие мелкой моторики (дети самостоятельно подготавливают материалы – картинки, стрелки и т.д.), пространственных ориентиров.

Тогда я задалась вопросом, как адаптировать применение данной методики чтобы оно стало не только интересным и понятным ребенку с тяжелыми нарушениями речи, но и удобным в использовании педагогом.

На помощь мне пришли фланелеграфы, которые мы используем в своей практике для обучения грамоте. Для основы интеллект-карты я использую фетровое полотно, для отслеживания логических цепочек разноцветные стрелки. Материалы для интеллект-карт готовят дети совместно с воспитателем на занятии или в свободной деятельности по моей рекомендации.

t1673004012aa.gift1673004012ab.gif

Применение интеллект-карт происходит в процессе обобщения лексических тем на подгрупповом занятии. На индивидуальных занятиях использую интеллект-карты на этапе автоматизации звука. Эта технология дает детям возможность визуально охватить изучаемый материал и закрепить полученные знания.

Для меня, как специалиста интеллект-карта практична тем, что не нужно подбирать множество схем для каждой отдельной деятельности в процессе индивидуального занятия. Все символы универсальны и их применение варьируется исходя из поставленных коррекционных задач.

t1673004012ac.gif

С применением интеллект-карт дети стали активнее вовлекаться в учебный процесс, активизировались высшие психологические функции (внимание, мышление, память, речь), пассивный и активный словари увеличиваются, что сказывается положительно на уровне общего высказывания. Логико-синтезирующая функция мышления у детей становится более развитой. Это отражается на общем уровне мышления детей.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.