12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорова Анна Петровна46
2

Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.

Ход мастер – класса

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с Вами отправимся на природу. Сядьте, пожалуйста удобно и закройте глаза.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…Белый свет течет по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… А нежный свет течет дальше по груди.., по животу…Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течет и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с Вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начнем мастер – класс по теме: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Мне бы хотелось, чтобы Вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер-класса. В последнее время отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи.

В своей практической деятельности для детей с различными нарушениями речи я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Динамические паузы (речь с движением)

Пальчиковая гимнастика (су-джок терапия)

Сказкотерапия (терапевтические сказки)

Массаж и самомассаж.

Релаксация.

Один из здоровьесберегающих технологий, который меня заинтересовал, является кинезиология.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, (т.е. наука о головном мозге).

Название “кинезиотерапия” происходит от греческого слова “кинезис” что означает “движение”, therapia –лечение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Цель мастер - класса:

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов, подготовленных для детей с нарушениями речи.

Задачи:

привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;

заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

В своей работе я использую специальный комплекс кинезиологических упражнений, в который включены:

-растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

Растяжки применяю при дизартрии, заикании, задержке речевого развития, общем недоразвитии речи, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности:

1 упражнение: «Дерево»

Цель: Нормализует гипертонус и гипотонус.

Дети сидят на корточках. Прячут голову в колени, обхватив их руками.

«Представьте, что вы – семечко, которое прорастет и превратится в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».

Приступаем к дыхательной гимнастике. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с заиканием.

"Надувание" цветных шаров в животе, "вдыхание" солнечного света и золотистой энергии. Ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

Цель: Активизируют работу стволовых отделов головного мозга, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Для слабовидящих детей, для детей с дефицитом внимания, при общем недоразвитии речи применяю:

Гимнастику для глаз: «Глаз – путешественник»

Задачи: Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

В разных углах комнат расположены игрушки.

- Нужно найти их глазами, не поворачивая головы.

При задержке речевого развития, общем недоразвиии речи, дизартрии, задержке психического развития, ринолалии применяю следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции:

Упражнения для развития мелкой моторики:

1 упражнение Кольцо: соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживают под счет до 10.

Детям с тяжелыми нарушениями очень сложно удержать это положение под счет до 10.

«Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение сначала выполняют правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Цель: Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.

«Зеркальное рисование». Одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Цель: Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Телесные упражнения: применяю с детьми с фонетико-фонематическим нарушением, фонетическом нарушении, при общем недоразвитии речи. «Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.

Логтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

Логтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4-8 раз), дышите в обычном темпе.

«Слон» Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшается память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаз следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.

Для детей с задержкой речевого развития, с общим недоразвитием речи, ринолалии (расщелинах губы и неба), фонетическом нарушении речи, задержке психического развития, фонетико-фонематическом нарушении речи, применяю важный составной прием:

Артикуляционная гимнастика: -движения челюстью в разных направлениях; движения языком как щелканье, цоканье, посвистывание.

Мимические движения: «рожицы»-вытягиваем губы трубочкой, «рожицы»- широко открываем рот, «рожицы»-выдвигаем язык, «рожицы»-хмурое сдвигание бровей, «рожицы»-улыбка.

Цель: Активизирует работу стволовых отделов мозга, развивает артикуляционную моторику, восприятие, мышление. Эффект упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук.

Для детей с дизартрией – при ограниченной подвижности органов речи (мягкого нёба, языка, губ), Применяю следующее упражнение:

«Энергетическая зевота» Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Цель: Снимает напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Для детей с различными нарушениями речи применяю:

Массаж:- Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

-Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делаем вдох. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Цели: Снятие напряжения, общее расслабление.

Все эти упражнения дают высокую умственную энергию.

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

Я подготовила для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!

Спасибо за внимание.

Опубликовано


Комментарии (2)

Федорова Анна Петровна, 03.09.17 в 13:31 0Ответить Пожаловаться
Знакомимся с кинезиологическими упражнениями на педагогической конференции

Педагогическая конференция "Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Федорова Анна Петровна
Комментарий был удалён пользователем 03 сен 2017 в 13:31
Инна, 31.01.20 в 12:34 0Ответить Пожаловаться
Анна Петровна, спасибо за увлекательный и полезный мастер-класс!
В своей работе я уже использую "Кинезиологические упражнения", но мне было интересно познакомиться с вашим опытом и взять для себя новые упражнения.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.