12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Мырова Елена Сергеевна727
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

 

Применение ИКТ в коррекционном процессе с детьми, имеющими ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с ТНР (Тяжелые нарушения речи).

В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Отечественными специалистами выделяются три уровня  общего недоразвития речи:

1 уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

2 уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

Как показывает практика, дети с ТНР испытывают большие проблемы в школе в освоении русского языка и чтения. Поэтому, важнейшая задача учителя-логопеда в условиях дошкольного учреждения с детьми с общим недоразвитием речи – научить детей грамотно выражать свои мысли, а, также, предупредить ряд недописывание букв, замена букв и звуков схожих по звучанию и т.д.).

В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР про­слеживается недостаточнаяс формированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вы­шеуказанных процессов.

Современное общество невозможно представить без ком­пьютера, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Информационные и коммуникацион­ные технологии (ИКТ) занимают всё большее место в повсед­невной жизни детей. Вопросы применения ИКТ в дошкольном образовании и роль ИКТ в обеспечении качества обучения в раннем возрасте интенсивно обсуждается во всем мире. По словам Венгера JI. А.: «Обучающие компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зритель­ного и моторного анализаторов».

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроиз­вольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал яв­ляется ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютерные технологии просто неза­менимы, так как позволяют передавать информацию в привлека­тельной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Кроме того, информационные технологии позволяют расширить систему анализаторов при изучении и закреплении материала, что, в свою очередь повышает уровень усвоения материала. По мнению Яна Амоса Коменского: «Педагоги должны предоставлять все собс­твенным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слы­шали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человечес­кую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...» Все это можно реализовать, применяя информационные технологии на занятиях с использованием красочных картинок, анимации, видеозаписи, звуковых эффектов, музыкального сопровождения и т.п.

В логопедической практике активно используются различные и компьютерные игры и мультимедийные презентации. ИКТ активно используются на различных организационных формах коррекционной логопедической работы в детском саду:

на занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных),

на занятиях-путешествиях, дидактических логопедических играх,

в проведении проектной деятельности,

логопедических праздниках и досугах и т.д.

Необходимо отметить преимущества ИКТ в логопедической работе практикующего логопеда в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста:

использование мультимедийных презентаций обеспечивает максимальную наглядность, что очень важно, т.к. в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление,

в мультимедийной презентации органично вписываются игры, а ведущая деятельность в дошкольном возрасте, как известно игровая,

мультимедийные презентации стимулируют познавательный интерес ребенка,

мультимедийные презентации пластичны, т.к. дети имеют возможность не только увидеть картинку, но и услышать звуковое сопровождение, движение различных объектов и т.д.

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.