Статья «Применение ИКТ в коррекционном процессе с детьми, имеющими ОВЗ»
Применение ИКТ в коррекционном процессе с детьми, имеющими ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) с ТНР (Тяжелые нарушения речи).
В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Отечественными специалистами выделяются три уровня общего недоразвития речи:
1 уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
2 уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
3 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.
Как показывает практика, дети с ТНР испытывают большие проблемы в школе в освоении русского языка и чтения. Поэтому, важнейшая задача учителя-логопеда в условиях дошкольного учреждения с детьми с общим недоразвитием речи – научить детей грамотно выражать свои мысли, а, также, предупредить ряд недописывание букв, замена букв и звуков схожих по звучанию и т.д.).
В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР прослеживается недостаточнаяс формированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.
Современное общество невозможно представить без компьютера, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают всё большее место в повседневной жизни детей. Вопросы применения ИКТ в дошкольном образовании и роль ИКТ в обеспечении качества обучения в раннем возрасте интенсивно обсуждается во всем мире. По словам Венгера JI. А.: «Обучающие компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов».
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютерные технологии просто незаменимы, так как позволяют передавать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Кроме того, информационные технологии позволяют расширить систему анализаторов при изучении и закреплении материала, что, в свою очередь повышает уровень усвоения материала. По мнению Яна Амоса Коменского: «Педагоги должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...» Все это можно реализовать, применяя информационные технологии на занятиях с использованием красочных картинок, анимации, видеозаписи, звуковых эффектов, музыкального сопровождения и т.п.
В логопедической практике активно используются различные и компьютерные игры и мультимедийные презентации. ИКТ активно используются на различных организационных формах коррекционной логопедической работы в детском саду:
на занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных),
на занятиях-путешествиях, дидактических логопедических играх,
в проведении проектной деятельности,
логопедических праздниках и досугах и т.д.
Необходимо отметить преимущества ИКТ в логопедической работе практикующего логопеда в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста:
использование мультимедийных презентаций обеспечивает максимальную наглядность, что очень важно, т.к. в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление,
в мультимедийной презентации органично вписываются игры, а ведущая деятельность в дошкольном возрасте, как известно игровая,
мультимедийные презентации стимулируют познавательный интерес ребенка,
мультимедийные презентации пластичны, т.к. дети имеют возможность не только увидеть картинку, но и услышать звуковое сопровождение, движение различных объектов и т.д.