12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хисраваширова Елена Владимировна51
Россия, Татарстан респ., Казань
0

Статья «Применение Сингапурских технологий в дошкольном образовательном учреждении при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Хисраваширова Е.В.

Применение Сингапурских технологий в дошкольном образовательном учреждении при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

МБДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида», г. Казань

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с речевыми расстройствами, поэтому актуальность этой проблемы принимает глобальный характер. Речь играет большую роль в формировании личности и дальнейшей социализации. У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. У данной категории детей имеются несформированные коммуникативные навыки, которые в свою очередь не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, а также препятствуют овладению знаниями.

Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, значительно затормаживают процесс восприятия, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, ослабляют различные функции речи, влияют на готовность к обучению в школе, препятствуют усвоению грамоты.

Т.Б. Филичева отмечает, что специфические особенности детей с речевыми расстройствами затрудняют установление коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми. Как правило такие дети замкнуты, скованны, неуверенны в себе. Также у них повышенная возбудимость, очень часто меняется настроение, агрессивны. Все это в целом влияет на формирование психики ребенка.

Очень часто дети с речевыми расстройствами физически и соматически ослаблены, быстро устают, не выдерживают продолжительного сидения на занятии. Многократное повторение материала начинает утомлять детей, так как коррекционный развивающий процесс порой растягивается на длительное время и представляет физическую и психологическую трудность для ребенка. Для того чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы: постоянно вести поиск наиболее эффективного пути воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

В современном образовании разработаны инновационные методы, среди которых широко применяется Сингапурская методика обучения. Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Особенности обучения и воспитания детей XXI века» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy». Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры в заинтересованных обучающихся XXI века. Пэт Вульф считал, что неважно насколько урок является хорошо разработанным, интересным, стимулирующим, красочным и актуальным, если только учитель взаимодействует с учебным материалом, именно мозг учителя, а не ученика, будет расти и развиваться. Эта методика позволяет учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Дети развивают навыки наблюдения, учатся собирать доказательства. Очень большое внимание в этой системе уделено формированию заботливой команды, где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера. Благодаря командной работе дети с речевыми расстройствами преодолевают страх, негативизм. Работа в команде представляет собой позитивную взаимозависимость, индивидуальную ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие. Ученики становятся более активными, уверенными в себе, расширяют круг общения, учатся находить контакт со сверстниками. Обучающие структуры Сингапурской методики позволяют ещё в детском саду заложить и развить необходимые навыки и качества личности, которые в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться и уверенно чувствовать себя во взрослой жизни. Практика показывает, что применение Сингапурских технологий развивает в детях коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

Обстановка на занятиях способствует более успешному усвоению материала детьми, а работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и креативно. Они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника команды, с уважением относятся к его выбору и мнению. На занятии исключается избирательность в общении, характерная для детей с речевыми нарушениями. Каждый из учеников имеет право на равные возможности для выполнения задания и высказывания своего мнения. Ребенок чувствует поддержку со стороны сверстников. Дети осознают, что существует разнообразие точек зрения по той или иной проблеме. Они понимают, что точки зрения, отличные от собственных, способствуют развитию критического мышления. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться воспитанникам с новой стороны, так как главные на занятии сам дошкольник и его деятельность, а воспитатель-помощник, наставник. На всех занятиях ученик взаимодействует с учебным материалом. Новые методы развивают личность каждого ребенка, заставляют его думать, проявляться по—новому, а также помогают ученикам рассмотреть изучаемое понятие с различных сторон, что развивает навыки креативного решения проблем. В ходе занятия дошкольники понимают, что успех не может быть достигнут без участия каждого из команды. Дети имеют равный статус и чувствуют себя вовлеченными в занятие. Учебный процесс становится веселым, не академичным и легким. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, она захватывает. Скучающих на таком занятии не будет никогда, потому что воспитанникам не придётся только сидеть и слушать воспитателя.

Также образовательная деятельность каждый раз проходит в новой интересной игровой форме. Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной совместной образовательной деятельности, в основе которой лежит командная форма работы или работа в парах.

В своей работе я использую некоторые Сингапурские обучающие структуры, которые помогают мне в решении следующих задач: ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развитие связной речи, психических процессов (зрительного и слухового внимания, памяти, воображения), ассоциативного мышления, развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки, а также развитие коммуникации, критического мышления, сотрудничества, креативности. Данные обучающие структуры Сингапурской методики помогают дошкольнику стать образованным, легко адаптирующимся в обществе.

Благодаря данной методике никто не остается в стороне от игры. На занятиях во время закрепления изученного материала, освежения в памяти пройденного, обогащения словарного запаса, развития речи также воспитываются чувства уважения друг к другу и толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. В детях развивается коммуникация, критическое мышление, креативность, сотрудничество — все эти качества необходимы в наше современное время. Такой метод нравится и самим ребятам.

Литература

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-624 с.

М. Тируман «Преобразование обучения в 21 веке: развитие культуры мышления». Казань, 2014 г.

Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии.-Москва: Эксмо, 2015.-320с.: ил.

Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.